Литургия Преждеосвященных Даров: история, особенности, смысл

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Что такое Литургия Преждеосвященных Даров? Откуда произошел этот чин, кто его составил и какие особенности он имеет? Разбираемся вместе с «Преданием».

Литургия Преждеосвященных Даров в будние дни Великого поста заменяет собой совершение полного евхаристического богослужения, к которому относятся литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Главное отличие первой от двух других в том, что на ней нет приготовления и освящения Святых Даров. Они освящаются заранее на воскресной литургии. Отсюда и название — «Преждеосвященных Даров», то есть освященных заранее.

Как и для чего возник этот чин литургии?

Первые упоминания о совершении Литургии Преждеосвященных Даров в восточной богослужебной традиции мы видим в «Пасхальной хронике» (начало VII в.). Там говорится, что этот чин совершался в 615 или 616 году при Константинопольском патриархе Сергии, начиная с первой седмицы Великого поста.

Лаодикийский Собор в IV веке своими правилами запрещал совершение какой-либо литургии в будние дни Великого поста. Но на Трулльском Соборе 691–692 гг. было принято новое постановление, согласно которому дозволялось совершение Литургии Преждеосвященных Даров «во все дни поста Святой четыредесятницы, кроме суббот и воскресений и святого дня Благовещения». Такое изменение было связано, вероятно, с желанием Церкви предоставить верующим возможность причащаться Святых Таин, несмотря на запрет совершения в постное время полной литургии, которая по своему характеру является богослужением радостным.

Само существование Литургии Преждеосвященных Даров свидетельствует о важной богословской идее –– вере в то, что Святые Дары не символически, а реально всегда остаются Телом и Кровью Христовыми. Традиция хранить Святые Дары и причащаться ими вне богослужения известна с раннехристианских времен.

Когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров?

В древности Литургия Преждеосвященных Даров могла совершаться во все будние дни Великого поста, в среду и пятницу Сырной седмицы (сейчас в эти дни не положено совершать ни одну из литургий) и даже в Великую пятницу.

В настоящее время этот чин совершается в среду и пятницу Четыредесятницы и в некоторые особенные дни Великого поста:

  • понедельник, вторник и среду Страстной седмицы;
  • в четверг 5-й седмицы (ради чтения на утрени в этот день Великого канона преподобного Андрея Критского);
  • в праздник Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по старому стилю);
  • в день памяти Сорока Севастийских мучеников (9 марта по старому стилю);
  • в полиелейные праздники;
  • в престольный (храмовый) праздник, если он случается в будний день Великого поста.

В какое время совершается Литургия Преждеосвященных Даров?

В соответствии с Типиконом (книгой, регламентирующей порядок совершения богослужений), Литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться примерно в 14–15 часов по современному времяисчислению.

Указание на такое позднее, по сравнению с привычным, время свидетельствует об особой практике поста, которая была присуща древним христианам. Она предполагала воздержание от любой пищи до 15 часов (по современному времяисчислению). Неслучайно этот чин литургии служится в соединении с вечерней, которая как раз и должна служиться в упомянутое время, согласно старинным монастырским уставам.

В связи с тем, что в дневное время в будни большинство христиан не может присутствовать в храме, постепенно часы совершения Литургии Преждеосвященных Даров сместились на утро.

В настоящее время наблюдается возрождение практики совершения Литургии вечером. Такое разрешение было дано на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 ноября 1968 г. Синод постановил, что «воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость». Эта же практика была подтверждена в другом документе Русской Православной Церкви –– «Об участии верных в Евхаристии» (2015 г.).

Кто является автором этого чина?

Самый древний греческий текст Литургии Преждеосвященных Даров, который сохранился до наших дней, находится в Ватиканской библиотеке и датируется VIII веком ––– Barberini gr. 336 («Евхологий Барберини»). Он практически ничем не отличается от современных молитвословий чина.

Ранние рукописи, содержащие текст этой Литургии, не имеют сведений об его авторе. Несколько позже стали появляться разные имена, которым приписывалось составление «постной литургии». В славянской традиции наиболее распространенная версия была связана с именем святителя Василия Великого. Хотя встречались и другие имена: например, святителя Епифания Кипрского и святителя Германа Константинопольского.

С XVI века греческие и славянские рукописи стали атрибутировать Литургию Преждеосвященных Даров святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому. В наших богослужебных книгах это имя остается до сих пор и поминается на отпусте литургии, а в греческих со временем было отвергнуто.

Какие богослужебные особенности в этом чине?

Началу вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров предшествует последование великопостных часов и чин изобразительных.

Патриаршее служение Литургии Преждеосвященных Даров. Храм Христа Спасителя, Москва

Литургия начинается возгласом «Благословенно царство…», как и все остальные литургии, после чего следует чтение 103-го псалма и возглашение мирной ектении.

После ектении читается кафизма (чаще всего –– 18-я), во время которой священник и диакон подготавливают Агнец для перенесения его с престола на жертвенник. Кафизма разделена на три части, после каждой из которых произносится малая ектения. Во время чтения каждой из частей священник и диакон в алтаре делают определенные действия. Во время первой части перекладывают Агнец из сосуда, в котором он хранился, на дискос и ставят его на престоле; на второй –– совершают вокруг престола троекратное каждение Агнца. Во время чтения третьей части кафизмы все верующие становятся на колени, а священник и диакон переносят дискос с Агнцем с престола на жертвенник. После этого священник вливает в Чашу воду с вином, ставит на дискос звездицу и покрывает сосуды покровцами – специальными платами.

Важным богослужебным элементом вечерни является чтение паремий — особого места из Священного Писания (чаще всего — из Ветхого Завета). В период Великого поста читаются паремии из Книг Бытия и Притчей. Чтение книг Ветхого Завета было изначально связано с традицией оглашения (просвещения) тех, кто готовились принять таинство Крещения в канун Пасхи.

Между паремией и прокимном священник со свечей и кадилом в руках произносит возглас «Свет Христов просвещает всех». В этот момент все, кто находятся в храме, встают на колени.

После возгласа и паремии хор поет прокимен «Да исправится молитва моя…», исполнение которого все верующие слушают, стоя на коленях. В это время священник кадит сначала престол, а затем жертвенник, на котором находятся Святые Дары. По окончании прокимна следует чтение молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с тремя земными поклонами.

В определенные дни, согласно уставу, в этом месте могут вставляться чтения из Апостола и Евангелия.

После сугубой ектении начинается непосредственно литургийная часть богослужения, которую открывает ектения об оглашенных. Начиная с Крестопоклонной седмицы, к ней добавляется ектения и молитва о готовящихся ко Святому Просвещению, то есть к принятию таинства Крещения. В древности это таинство совершалось в Лазареву и в Великую субботы.

Далее следует великий вход с Преждеосвященными Дарами, которые священник переносит с жертвенника на престол. В это время хор поет херувимскую песнь «Ныне силы небесныя…», а молящиеся стоят на коленях. Это одно из древнейших молитвословий, сохранившееся в этом чине (о нем как раз упоминается в «Пасхальной хронике»). По окончании перенесения Даров второй раз за богослужением совершаются три земных поклона с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

Заключительная часть молитвословий перед причащением состоит из ектении, молитвы «Отче наш» и возгласа «Преждеосвященная Святая святым» (тогда как на полной литургии священник возглашает «Святая святым»). Причащение и окончание литургии Преждеосвященных Даров совершается так же, как и на полной литургии.

В заключительной, заамвонной, молитве священник и все молящиеся просят Бога в святые дни Великого поста «по́двигом до́брым подвиза́тися, тече́ние поста́ соверши́ти, ве́ру неразде́льну соблюсти́, главы́ неви́димых змие́в сокруши́ти, победи́телем же греха́ яви́тися, и неосужде́нно дости́гнути поклони́тися и свято́му Воскресе́нию».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle