Этой осенью мы запустили цикл «Московская патриархия в защиту мира» — на Рождественский пост и Святки мы сделаем перерыв в этом цикле, но помня песнопения ангелов, славящих рождение Спасителя: «на земле мир, в человеках добрая воля» — мир на земле, люди доброй воли — это рождественские, ангельские «концепты», легшие в основу миротворческих дискурсов и практик — итак, помня эти ангельские рождественские песнопения, в начале Рождественского поста мы публикуем обзор всех на данный момент вышедших выпусков нашего цикла.
В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви.
Христианская ответственность за лучший мир. Митрополит Никодим (Ротов)
Первый текст нашей рубрики — фундаментальный, систематический очерк православного миротворческого богословия, обоснованного притом как аспект социального, экономического, политического богословия — принадлежит митрополиту Никодиму (Ротову), не только потому что недавно исполнилось 45 лет со дня его кончины, но и потому, что митрополит Никодим — одна из значительнейших фигур в новейшей истории Русской Церкви, чье влияние ощущается в ней до сих пор; достаточно вспомнить, что патриарх Московский Кирилл (Гундяев) или, например, митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) — ученики митрополита Никодима. Цитаты:
Слово примирения (2 Кор 5:19), свидетельство любви и правды Божией, обличение врагов правды (Деян 13:10) и разрушителей мира (Авв 2:12), защита угнетенных и обездоленных (Ис 1:17), отстаивание человеческого достоинства, провозглашение братства народов — таков арсенал средств и отдельных христиан, и христианских Церквей, посвящающих себя, во имя любви Христовой, служению человечеству с его неотложными нуждами, с его стремлениями к миру, правде и подлинной человечности.
Несмотря на значительное разнообразие частных причин и конкретных обстоятельств возникновения и развития конфликтов в современном мире, можно утверждать, что в их основании всегда лежит эгоистическая заинтересованность в экономическом и политическом господстве, которое требует создания или поддерживания несправедливых отношений к отдельным группам населения или к целым народам и нуждается в принуждении этих групп или народов к примирению с навязанной им несправедливостью. Одним из наиболее характерных видов несправедливости, породивших и порождающих почти все прочие формы несправедливых отношений и конфликтов, является несправедливость социальная.
Социальная несправедливость и связанное с ней угнетение народов издревле были главной причиной кровавых столкновений и войн.
Отчасти социальные причины (принадлежность к привилегированным слоям общества, влияние связей с господствующими классами), отчасти привычка к неумеренной спиритуализации христианской доктрины и ограничению задач Церкви исключительно внутренними её потребностями привели к образованию в среде христиан таких кругов и групп, которые держатся нейтральной, а иногда, к сожалению, и отрицательной позиции в отношении прогрессивных социальных движений нашего времени, добивающихся решительной перестройки общественной жизни.
К сожалению, отдельные руководители христианских Церквей, не разумеющие знамений времени (Мф 16:3), не способствуют полному участию своих Церквей в миротворческом служении, но, напротив, иногда облачаются в обветшалые одежды апологетов борьбы с новыми, прогрессивными социальными структурами. Таким христианам нужно напомнить, что последователи Христа должны, согласно совету апостола, «поступать осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем» (Еф 5:15). и стараясь «познавать, что есть воля Божия» (ст. 17).
Богословские основы миротворческой деятельности Церквей. А. И. Осипов
Далее цикл пополнился небольшим, компактным текстом, но тоже представляющим собой попытку систематического изложения православного миротворческого богословия авторства известного без преувеличения всем православным христианам постсоветского пространства — профессора Алексея Ильича Осипова, десятилетиями изъясняющего духовно-нравственное учение Православной Церкви студентам Московской духовной академии и всем слушателям/зрителям записей его лекций и бесед. В предлагаемом очерке о богословских основах миротворчества профессор Осипов помимо прочего доказывает, что «Удерживающий» (ныне знаменитый «катехон») — это христианские церкви, участвующие в активной борьбе за мир между народами, за разоружение, за социальную справедливость, в борьбе, которая есть предельная праведность, блаженство, красота, радость. Цитаты:
Если миротворец нарекается сыном Божиим, то такое наименование предполагает, по-видимому, максимальное для человека состояние радости, небесной славы, света и прочее, что уже само по себе является и существенным стимулом к исполнению заповеди о мире и в то же время одним из богословских аргументов в обосновании христианской этики в целом».
«Нации расходуют более миллиарда долларов в день на производство орудий смерти! /…/ активная борьба присущими Церквам средствами с этим, поистине, многоглавым и многорогим «зверем из бездны» (Откр 11:7) принимает в настоящее время характер острой необходимости. Человечество уже почти вплотную подошло к той грани, когда остается выбор лишь между всеобщей жизнью и всеобщей смертью — «третьего не дано». И если христианские Церкви рассматривают жизнь как величайший творческий акт Бога, то они, следовательно, и обязуются быть тем «удерживающим» (2 Фес 2:7) началом, которое заграждает путь смерти во всех ее формах и проявлениях.
Оружие Церкви в защите мира. А. В. Ведерников
Следующий текст принадлежит Анатолию Васильевичу Ведерникову, публицисту, филологу, педагогу, историку русской религиозной философии, нетривиальному православному богослову, ученику Бердяева и Ильина (и Айхенвальда — десятилетия спустя в окружении Ведерникова входила Улицкая*: смычка дореволюционной и постсоветской русской культуры), сотруднику Издательского отдела Московской Патриархии, активному члену редакции «Журнала Московской Патриархии» (одно время служившим его ответственным секретарем), одному из издателей «Богословских трудов» и других подобных печатных продуктов Патриархии, преподавателю истории русской религиозной мысли в Московской Духовной Академии (и вообще участнику возрождения учреждений духовного образования в СССР), сподвижнику, референту, спичрайтеру патриарха Алексия I, будущего патриарха Алексия II, митрополита Николая (Ярушевича). В данном случае нам он интересен как заведующий отделом (и один из основателей) «В защиту мира» в ЖМП, написавший множество текстов для него (как под собственным именем, так и под псевдонимами — А. Васильев, А. Столяров, А. Крашенинников), то есть как классик православного миротворческого богословия, один из самых плодовитых авторов по этой тематике, один из ведущих специалистов по ней. Цитаты:
Христианствующие руководители немирной политики исказили учение Христово в своих земных интересах.
В их политике, отстаивающей социальное неравенство и проповедующей войну, мы склонны видеть одно из проявлений сатанинского противодействия делу Христа на земле и нравственной идее братства, движущей современным освободительным движением народов.
Что можно сказать о духовном облике людей, умышляющих зло против мира? По-видимому, они совсем отошли от основ истинного христианства и пользуются его отдельными лозунгами лишь ради сокрытия своих подлинных антихристианских замыслов.
Со всеми видами зла Церковь и ведет постоянную борьбу, обращая против каждого из них соответствующее духовное оружие.
Борется она и с войной, непрестанно молясь утром и вечером и в литургийный час «о мире всего мира», «о соединении всех», и стремится к тому, чтобы единение в Боге стало всеобщим достоянием верующих людей.
Усилим борьбу! Митрополит Николай (Ярушевич)
Далее — одна из речей митрополита Николая (Ярушевича), «златоуста XX века» (клише, которое вы найдете во множестве аттестаций наследия митрополита Николая), выдающегося проповедника, богослова, педагога, дипломата, одной из центральных фигур истории Русской Церкви 20–50-х гг. XX в., одного из основных участников возрождения структур Московской Патриархии после встречи Сталина с тремя митрополитами в 1943 г. (одним из них был как раз митрополит Николай), первого главы ОВЦС, главы Издательского отдела, члена Советского комитета защиты мира и Всемирного совета мира. Митрополит Николай — один из создателей того православного миротворческого, антимилитаристского богословия, которому посвящен наш цикл — один из плодовитейших авторов по этой тематике; Анатолий Ведерников, один из классиков этого богословия, статью которого мы публиковали в прошлый раз, — сотрудник митрополита Николая; митрополит Никодим (Ротов), публикацией фундаментального очерка которого мы начали этот цикл, сменяет митрополита Николая на перечисленных выше постах. Цитаты:
Разве не ясно, что если могущественная держава, бросившая в «операцию» огромные материальные и людские резервы, не могла на протяжении столь долгого времени покорить малую страну; если народ этой страны не только выдержал тягчайшие, ужаснейшие испытания, но, поддерживаемый сочувствием всего честного человечества, в этой борьбе за правое для него дело черпает новые силы к сопротивлению чужеземцам-захватчикам, — разве не ясно, что продолжение этой преступной авантюры будет вызывать лишь новую ненависть и ожесточение; что в бездонную пропасть будут низвергаться новые потоки огня и железа, новые десятки и сотни тысяч человеческих жизней на печаль людскую и на радость лишь ничтожной кучки фабрикантов смерти? И не очевидно ли, что самый естественный выход из этого гибельного положения — прекратить бойню?
Апологеты человекоистребления утверждают, что война способствует пробуждению в человеке самых высоких его чувств: самопожертвования, мужества, отваги, благородства. Но не очевидно ли, что спасти утопающего, рискуя собственной жизнью, более благородно, чем с наибольшим искусством убить себе подобного?!
Христологическая основа и смысл стремлений к установлению мира. Зденек Тртик
Далее — систематический, фундаментальный очерк о богословии государства и общества, богословских основаниях миротворчества, христологических и эсхатологических его аспектах — авторства Зденека Тртика (1914–1983), профессора и декана богословского факультета в Праге, заведующего кафедрой систематического богословия, теолога, философа, публициста, переводчика, служителя Чехословацкой Гуситской церкви. Помимо прочего, Тртик участвовал в экуменическом диалоге, имел международную известность — такую, что, например, и «Журнал Московской Патриархии» публиковал его тексты. Вот очерк Тртика, первого в нашем цикле инославного автора, опубликованный в рубрике «В защиту мира». Цитаты:
Христианское стремление к установлению мира отличается от остальных стремлений и движений тем, что ему известны последняя основа и смысл мира во Христе и что оно с радостью внемлет наречению миротворцев блаженными сынами Божиими (Мф 5:9).
Ясное свидетельство о Боге, воплотившемся во Христе, как о «Боге мира» (Ис 9:6; 2 Кор 13:11; 1 Фес 5:23; 2 Фес 3:16; Флп 4:9; Евр 13:20), подчеркивает, что мир (шалом, ирини) является аспектом власти Христа.
Владычество Христа в новозаветном возвещении является универсальным и охватывает каждый известный или вновь раскрытый размер реальности. Таким образом, оно охватывает и современную историю.
Бог умиротворения во Христе вовсе не обязывает нас к тому, чтобы мы ставили себе нереальный вопрос, является ли то или иное государство христианским, а вместо этого существенный вопрос, проводит ли это государство политику мира или нет.
К миру призвал нас Господь. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
После мы чуть изменили наш формат: ниже вы найдете фрагменты из семи статей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), выдающегося пастыря, богослова, ученого, хирурга XX века; четыре первых опубликованы в ЖМП до появления рубрики «В защиту мира», три последних — уже в ней. Статьи совершенно удивительные: здесь святитель Лука выступает горячим апологетом демократии, социализма, политических и социальных прав: несмотря на внешний атеизм, эти явления подлинно евангельские, считает святитель — прямо в противовес яростно критикуемым им лишь внешне христианскими — и от того еще более гнусными, ибо кощунственными — капитализму, империализму, колониализму, милитаризму, репрессиям, ущемлению прав и свобод, войнам. И конечно, суть этих статей — христианская обязанность творить дела правды и милосердия, а в частности — бороться за мир, бороться против войны — в особенности против «христиански» оправданной войны: среди средств такой борьбы свт. Лука упоминает «пропаганду мира», «протесты против войны» (митинги, коллективные петиции), забастовки на связанных с милитаризмом работах и т. п.: не говоря уже о том, что святитель оправдывает даже и вооруженную революционную борьбу даже и под руководством коммунистов-материалистов — в том случае, если цели борьбы носят христианский характер — справедливость, ликвидация угнетения и т. п. Цитаты:
Не могут называться христианами те, кто враждует против демократического строя, осуществляющего элементарные требования справедливости, когда народ получает права, устраняющие неравенство, когда все получают помощь в старости, в болезни, в инвалидности. Тяжелый грех творят те христиане, которые с враждой относятся к этой великой и благословенной деятельности.
Не только танки и линкоры бронированы. Но страшно то, что и сердца бронированы. От чего бронированы? Это жутко сказать: от любви, от жалости и сострадания. Только этим можно объяснить не вмещающийся в наше сознание чудовищный факт: запрещение пропаганды мира, протестов против войны.
Богу нужны сердца людей, а не показное благочестие. Христианская культура сохраняется теми, кто своими чистыми делами являет миру любовь, кто страдает правды ради, а не теми, которые возжигают пламя ненависти и заставляют неописуемо страдать других.
Почему эти люди, прежде занимавшиеся у себя на родине мирной работой, теперь так страшны? Потому что их бросили в пламя огня и море крови. Потому что в бою не на жизнь, а на смерть люди звереют.
Ложь, диктуемая поджигателями войны, навязывается правительствами своим народам. Ее сеет армия журналистов с совестью, готовой на все. Ее воспринимают люди легковерные и легко поддающиеся запугиваниям, ибо от них скрывают все, что может опровергнуть ложь. Их мы ни в чем не обвиняем и искренно жалеем.
Социальное служение христиан и богословие революции. Г. Ф. Троицкий
Последний перед рождественским перерывом — текст Германа Федоровича Троицкого (1934–1995) — кандидата богословия, преподавателя Московской духовной академии, вице-председателя Молодежной комиссии Христианской мирной конференции, главного редактора (1963–1966) журнала «Голос Православия» (немецкоязычное православное издание), многажды публиковавшегося в «Журнале Московской Патриархии». Как должно быть ясным из всех наших предыдущих выпусков, авторы ЖМП в своих текстах «в защиту мира» всегда развивали миротворческое богословие не само по себе, не абстрактно, как если бы вопросы войны и мира парили бы в каком-то вакууме, а конкретно — в широком социально-политически-экономическом контексте. Предлагаемый текст Троицкого ставит этот контекст в центр внимания; если авторы рубрики «В защиту мира» развивали миротворческое богословие как элемент системы социально-политически-экономического богословия, то в данном случае один из этих авторов, Г. Ф. Троицкий, занимается социально-политически-экономическим богословием как таковым. Цитаты:
С любовью несовместимо существование резких социальных противоречий, таких, как богатство и бедность. Именно поэтому Христос и говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф 19:21). «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:24).
Каждый христианин всеми силами должен стремиться к утверждению справедливости и человечности, братства и свободы во всех общественных отношениях. Каждая социальная структура может быть последовательно усовершенствована. Однако, старея и изживая себя, она требует замены новыми социальными формами. Наступает необходимость в радикальной перемене, и здесь христианин призван быть в первых рядах строителей нового общества. Таков его первый социальный долг. Уклоняться от него — значит предавать Христа и его Церковь.
Социальные формы жизни не могут не заботить христиан, поскольку тот или иной общественный строй может или содействовать или мешать утверждению добра.
Заповедь о любви к ближнему приводит христианина к участию во всех действиях, направленных на благо человека, в том числе в достижении народами социальной справедливости и политической свободы.
Для христианина совершенно естественно находиться на стороне сил революции, поскольку обновление жизни более согласно с христианским учением, чем насильственное сохранение «статус-кво».
При всем этом христиане призваны помнить, что для утверждения завоеваний революции, для решения многочисленных социальных проблем нужен прочный мир. К достижению желанного мира во всем мире христиане и призваны стремиться, на благо всеобщего мира и сотрудничества между народами они и должны неустанно трудиться. И тогда «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца их и помышления их во Христе Иисусе…» и «Бог мира будет с нами» (Флп 4:7, 9)
*Внесена в список иностранных агентов