В Православной Церкви есть особые дни поминовения усопших. К таким дням относятся и заупокойные субботы. Одна из них — Димитриевская родительская суббота, которая в этом году приходится на 28 октября. Вашему вниманию — проповедь архимандрита Виктора (Мамонтова) в родительскую субботу.
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и су, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
Ин 5:23–30
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Мы совершаем поминовение усопших в так называемую Вселенскую родительскую субботу.
Церковь молится за всех, кто жил в этом мире временном, и кто его покинул, и эта молитва творится ради жизни, потому что у Бога мертвых нет, все живые, и Господь всех нас призвал к вечной жизни.
В сегодняшнем Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит о том, что, если человек не только слушает Слово Его, но и верит в Него, имеет жизнь вечную и переходит от смерти в жизнь.
Что это означает?
Иисус Христос говорит нам о вечной жизни и об отсутствии ее.
Вечная жизнь отсутствует там, где нет Бога.
И, если человек не принимает Бога и не идет к Нему, то он отказывается жить, потому что биологическая жизнь приводит к смерти, она имеет начало и конец. Все мы рождаемся и проживаем определенное количество лет, кому сколько дано, и ценность человеческой жизни не определяется количеством прожитых лет. Если бы была жизнь только биологическая, мы бы ценили долголетие, долгое житие. Но какая разница, сколько прожить — 10 лет, 15, 21 год, или 40, или 120?
Многие мечтают о долголетии, о том, чтобы жить, и жить, и жить. Но это дурная бесконечность, и человек в итоге устает от биологической жизни.
Люди, которые насыщены годами, насыщены опытом этой жизни, уже познали и иной план жизни, и они думают о той жизни, к которой призван каждый человек.
Но познание той жизни приходит не только тогда, когда мы проживем очень много в этом мире.
И в детском возрасте, и в юношеском можно уже так приобщиться к вечной жизни, что человек будет реально чувствовать ее и жить ею, и не иметь рабской привязанности к земной жизни.
Мы не можем развоплотиться, мы не можем превратиться в духов, сказать, что раз мы уверовали в Бога, не надо есть, пить, работать, жениться, выходить замуж — все это происходит.
Но в этой временной жизни должна присутствовать и вечная жизнь. Эту жизнь мы называем сокровенной жизнью, она духовная жизнь.
Материальную жизнь мы видим. Мы видим, как человек рождается, как он растет, как он стареет, как он умирает — все это ряд физической жизни.
А духовная жизнь имеет иное свойство, и она невидима. Но ее присутствие в этой жизни ощутимо. Это присутствие вечной жизни мы можем обнаружить тогда, когда мы общаемся друг с другом в Боге.
Когда люди общаются в Боге, они мирны, радостны, тихи, кротки и доброжелательны, они не участвуют в делах злых, стараются оберегаться от зла, никогда не лгать.
Сейчас весь мир утопает во лжи. И порой мы так привыкли лгать, что нам кажется, что ложь невинна, она кажется незначительной. Сказать, например, что меня не было дома, хотя я был.
Но, кто верен в малом, тот верен и в большом, сказано в Священном Писании. И, поэтому, если человек не расположен никогда лгать, он и в мелочах не солжет.
Поэтому верующие люди стараются жить с Богом, в Боге: это не значит, что они достигают уже совершенства, и у них шелестят уже крылышки за спиной, но, важно, что, борясь за чистоту, за святость, они не отступают и не хотят возвратиться назад.
Совершенными, как Христос, мы не сможем быть, потому что Единый только в этом мире совершен — это Иисус Христос, Сын Божий. Но нам всем дана возможность подражать Христу, и быть похожими на него.
Кто такие святые?
Святые — это те, которые похожи на Христа. Это не те только люди, которые изображены на иконах, и все стоящие рядом христиане.
Но этот образ Божий в нас может быть искажен, поврежден, когда мы оступаемся, уступаем злу, и через покаяние мы можем этот образ восстановить.
Фото: сайт Санкт-Петербургской духовной академии
Текст подготовила Татьяна Стрекопытова