Статьи
«Вселенная» — от слова «вселиться»
Иерей Алексий Волчков: отказ от космоса является одним из следствий глобального кризиса всего исторического христианства.
Как накормить Христа: простые советы архимандрита Павла (Груздева)
Тимур Щукин: Христос обращается к нам через человека, который просит нас о помощи. Он становится тем, кому чего-то недостает, чтобы мы явили свою любовь.
Мужество надеяться, держаться и любить: почему Дж. Р. Р. Толкин все еще актуален
Леонид Дементьев: в христианской литературе еще не было лучшего комментария на Евангелие, нежели тексты о Средиземье. «Толкин исключительно высоко ценит людей, но не менее высоко он ценит тех, кого христианская мысль систематически обходит вниманием, — ангелов. Назовите хоть одну современную богословскую теорию, которая думает об ангелах так высоко? Разве это — не в пользу «Других»?»
Джон Рёскин: искусство, социализм, христианство
Владимир Шалларь: обзор наследия великого философа искусства, социального мыслителя, чудесного теолога.
Зачем нам брак, если можно и так? Протоиерей Евгений Горячев о любви и свободе
Протоиерей Евгений Горячев: институт брака часто демонстрирует нам несовершенство. И все же при всей справедливой критике и мрачных социологических прогнозах семья остается самым желанным способом человеческого объединения.
Монахиня Елисавета (Сеньчукова): я на каждой службе подходила к иконе преподобного Серафима и молилась очень странной молитвой: «Пожалуйста, придумай для меня что-нибудь». Я даже не знаю, чего именно я просила. А он знал.
Обрезание и Крещение Господни
Владимир Берхин: Богоявление — день, когда Иисус Христос начал Свою работу. Работу, которая была столь малоуспешна при Его земной жизни: у Него осталось полтора десятка верных учеников. Но эта работа, которая навсегда изменила наш мир.
Тексты о главных событиях жизни Иоанна Предтечи
Владимир Шалларь: 19 января Церковь отмечает Крещение Господне. Собрали для вас лучшие тексты о Крестителе.
Еще раз о «купаниях» на Крещение. Четыре важных принципа
Одни стараются окунуться на Крещение. А другие задумываются: не происходит ли при этом профанация? Иеромонах Агапий (Голуб) составил список постулатов, которые могут помочь христианину сформировать свое мнение на этот счет.
Обрезание Господне: что принес в жертву Христос
Монахиня Елисавета (Сеньчукова): мы народ Божий — значит, мы тоже Богу принадлежим, как весь Израиль. Значит, по идее, мы и от себя, и от своих детей должны кусочек жертвовать.
Отец Александр Мень
Протоиерей Александр Мень: пастырь, миссионер, религиовед. Главные книги и грани личности. Статья
В 90-летию со дня рождения известного богослова и пастыря о его книгах и личности рассуждает Владимир Стрелов.
Достойный служитель Церкви или еретик? Парадокс отца Александра Меня. Видео/Аудио
Почему протоиерей Александр Мень — фигура, которая до сих пор вызывает споры в Церкви? Что это, смелость или заблуждение, и был ли его стремительный диалог с культурой оправдан? Ошибался ли он, открывая богословие для всех, или именно этого не хватает сегодня? Какие аспекты библейской критики отца Александра могут быть полезны для современного богословия? Как Церковь должна относиться к разногласиям: замалчивать или искать общую истину? И главное — если бы отец Александр жил сегодня, стал бы он лидером нового духовного движения или вновь оказался непонятым?
Обсудим все это в прямом эфире с протоиереем Александром Борисовым, настоятелем храма свв. Космы и Дамиана в Шубине (Москва), публицистом, ученым и общественным деятелем.
Ведет встречу журналист Ольга Лебединская.
Содержание:
00:00 Заставка
00:14 Начало
01:00 Что сформировало о. Александра Меня как человека и священника? — катакомбная Церковь 30–40-х гг., эпоха гонений
07:55 Что сформировало о. Александра Меня как человека и священника? — Вл. Соловьев и др. русские религиозные философы Тезис Соловьева: религиозные поиски человечества — поиск Христа
09:55 Воспоминания прот. Александра Борисова о общении с будущим прот. Александром Менем в детстве
10:34 Владимир Соловьев, Иннокентий Херсонский: христианство — яркий солнечный свет, другие религии — более слабый, разной степени яркости, но тоже свет
12:00 Церковь в советское время. Воспоминания прот. Александра Борисова. Вырождение веры в обрядность. Отделение Церкви от культуры и до и после революции. Открытость отца Александра Меня культуре и искусству
15:57 Статьи прот. Александра Меня в «Журнале Московской Патриархии», книга «Сын Человеческий»: первый тираж — 6 экземпляров самиздатом
17:12 Негативное, подозрительное отношение к прот. Александру Меню. Отец Александр Мень и патриарх Кирилл (Гундяев)
18:32 Прот. Александр Мень — не «экуменист» и не «филокатолик», он — последователь русской религиозно-философской традиции, историк религии и философии
20:54 Ни одна из книг прот. Александра Меня при его жизни не была издана на родине. Издание текстов и выступлений отца Александра Меня
22:06 Библейская критика прот. Александра Меня. История «Библиологического словаря». Что такое «критика» вообще и в частности — «библейская критика»? Св. Отцы — основоположники библейской критики. История и виды библейской критики. Библейская критика и Откровение Божье. Задача православной библеистики — синтез библейской критики и духовного понимания Слова Божьего
28:16 Как понимать грехопадение и что тут важно для нас?
30:40 Эволюция жизни и Библия
33:12 Парапсихология. Главное — Личность Христа
34:44 «Экуменизм». Самое ужасное — вражда христиан. Брат Роже. Убийства праведников
39:45 Как воспринимал отец Александр Мень критику в свой адрес. Антисемитизм в Церкви. Церковь в своей истории сохранила и еврейские писания и языческую культуру
42:44 Прот. Александр Мень — миссионер. Сергиев Посад
45:55 Прот. Александр Мень на телевидении. «Вечный вопрос». Евангельская открытость всем людям
48:58 Евангельские группы
53:00 Есть ли сейчас священники, подобные отцу Александру Меню?
55:20 Как сохраняется память об отце Александре Мене? «Христианство еще только начинается»
56:48 Окончание
Беседа о жизни в Церкви священника Александра Меня — аудиодорожка, сопровожденная текстовой расшифровкой (запись подготовлена в рамках приходского выезда храма свв. Космы и Дамиана в Шубине. Монтаж — С. Ю. Сарвадий).
«Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков» Андрея Еремина: ученик и духовное чадо священника Александра Меня пытается анализировать пастырское служение центральной фигуры позднесоветского православия.
«Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями» (издательство «Жизнь с Богом», Брюссель, 1973): синодальный перевод с разбивками на заголовки и подзаголовки, с комментариями и приложениями. Отдельной книгой здесь вы также найдете «Ключ к пониманию Св. Писания» (Издательство «Жизнь с Богом», Брюссель, 1982), содержащий извлеченные из издания Библии 1973 г. комментарии к Ветхому Завету, переработанные комментарии к Новому Завету и приложения. Одним из авторов комментариев был священник Александр Мень.
Аудиоспектакли
В собрание текстов и аудиоверсий «Маленьких трагедий» Пушкина добавили аудиоспектакль «Пир во время чумы» (исп. артисты московских театров, запись 1979 г).
В собрание текстов и аудиоверсий «Комедий» Шекспира добавили аудиоспектакль: «Конец — делу венец» (театр им. Ермоловой, запись 1980 г.).
«Щедрин — писатель сложный, трагический и при всех его сатирических уколах в адрес современного ему клира писатель глубоко христианский», — так отзывался о прозе Щедрина игумен Петр (Мещеринов). Здесь вы найдете роман Щедрина «Современная идиллия», посвященный деградации, как сейчас бы сказали, представителей «либеральной оппозиции»; согласно Щедрину: «герои эти, под влиянием шкурного сохранения, пришли к убеждению, что только уголовная неблагонадежность может прикрыть и защитить человека от неблагонадежности политической, и согласно с этим поступают, то есть заводят подлые связи и совершают пошлые дела»; Тургенев писал об этом романе: «такого полета сумасшедше-юмористической фантазии я даже у него не часто встречал». К тексту «Современной идиллии» добавили аудиоспектакль по ней (инсценировка — Александр Б. Кукес).
Эссе
«Царство Божие и диалектический материализм. Метафизика, теология и социальная философия Николая Лосского» — эссе Владимира Шалларя. 60 лет назад, 24 января 1965 года, отошел ко Господу гениальный и постыдно для всех нас малоценимый христианский мыслитель Николай Лосский. Этот текст — посильная (конечно, малая) попытка отдать ему должное. Но среди разнообразнейшего наследия Лосского — самая неценимая, самая забытая — его социальная философия: ее-то мы пытались в первую очередь представить. Сначала мы реконструируем ядро метафизической системы Лосского с целью выявления его (ядра) социально-философских импликаций, или, что то же самое: с целью выявления метафизической базы социальной философии Лосского. Затем, дабы проиллюстрировать актуальность мысли Лосского, мы сравним ее с объектно-ориентированными онтологиями, результатом чего будет квалификация этой мысли как объектно-ориентированной теологии, после чего мы перейдем к собственно эксплицитной социальной философии Лосского вплоть до его конкретной политико-экономической программы. Как иллюстрацию одновременно и метафизики, и ОО-теологии, и социальной философии Лосского мы помещаем затем также и очерк его экуменической теологии. В завершении мы попытаемся обрисовать историко-философский контекст — мысли Лосского и нашей. Надо, однако, предупредить, что изложение — не апология: мысль Лосского кажется нам чрезвычайно интересной, что вовсе не означает: верной, истинной. Хочется думать вместе с ним, а не «соглашаться» или, напротив, «критиковать»: и то, и то — не свойственные мысли формы.
Оглавление:
Электроны и ангелы. Метафизика Николая Лосского
Объекты и Бог. Объектно-ориентированная теология Николая Лосского
Постиндустриальное общество и хозяйственная демократия. Социальная философия Николая Лосского
Папа и Собор. Экуменическая теология Николая Лосского
Мысль в промежутке. Историко-философский контекст философии Николая Лосского
«В вере ли вы? Почему для спасения нужна вера и что значит — верить?» — эссе иеромонаха Агапия (Голуба), несущего служение по оказанию помощи семьям с наличием психоактивных зависимостей и иных дисфункций, сотрудника центра реабилитации для наркозависимых «Анастасис»:
Время от времени доводится встречаться с тем, как кто-то уходит из Церкви, возвращаясь в безрелигиозную жизнь. А у оставшихся возникают грустные вопросы: неужели у них не было веры? Или они ее как-то потеряли? И как вообще можно потерять веру?
На содержание и качество веры влияет много факторов, которые невозможно обсудить в рамках одной публикации. Сегодня, в этой беседе, я попробую поделиться осмыслением самого понятия — веры. Может, здесь и будет один из ключей для ответа на вышеприведенные вопросы.
«Небесный путник или описание человека, который попадает на небеса: с указаниями, как бежать, чтобы получить» — небольшое богословское произведение Джона Беньяна, автора знаменитого «Путешествия пилигрима». Беньян пишет:
«Доктрина такова: те, кто хочет получить небеса, должны стремиться к этому.
Я говорю, что те, кто хочет попасть на небеса, должны стремиться к этому. Я умоляю вас внимательно отнестись к этому. «Разве вы не знаете, что те, кто бежит наперегонки, бегут все, но один получает приз?» Так что бегите! Приз — небеса; и если вы хотите его получить, вы должны бежать за ним. У вас есть другое место Писания для этого в Евреям 12: «А потому, видя, что и мы, — говорит апостол, — окружены таким большим облаком свидетелей, давайте отложим в сторону всякое бремя и грех, который так легко осаждает нас, и будем проходить с терпением поприще, которая нам предстоит». «И давайте побежим», — говорит он. Опять же, говорит Павел: “Я так бегу, а не так неуверенно; поэтому я сражаюсь, а не как тот, кто бьет по воздуху”».
«Фридрих Шеллинг: pro et contra. Творчество Фридриха Шеллинга в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология». Шеллинг — один из величайших философов в мировой истории — и один из крупнейших религиозных; он оказал огромное, во многом определяющее влияние на русскую религиозную мысль — в частности в момент ее зарождения. В эту антологию вошли эссе о Шеллинге русских как религиозных, так и нерелигиозных мыслителей: Погодина, Надеждина, Чаадаева, Шевырева, Краевского, Станкевича, Бакунина, Белинского, Герцена, Огараева, Голубинского, Одоевского, Гилярова-Платонова, Киреевского, Хомякова, свт. Филарета Московского, Юркевича, Чернышевского, Соловьева, Чичерина, Лопатина, С. Трубецкого, Милюкова, Толстого, Спекторского, Степуна, Булгакова, Герье, Шпета, Плеханова и мн. др.
Музыка
Рождественские гимны (1993) в исполнении Греческого византийского хора под управлением Ликурга Ангелопулоса, всемирно знаменитого своими реконструкциями византийской музыки.