Петербург — один из самых красивых городов — красив своими святыми

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Расшифровка проповеди на Собор Санкт-Петербургских святых настоятеля храма святых равноапостольных Константина и Елены в Санкт-Петербурге протоиерея Михаила Бравермана.

Собор святых Санкт-Петербургской митрополии. Фрагмент иконы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Две недели назад мы прославляли память всех святых Христовой Церкви. Неделю назад — святых нашей Поместной Церкви, а нынешний воскресный день посвящен памяти всех святых нашей Санкт-Петербургской митрополии. И хотя наш город исторически очень молодой, ему чуть больше трех веков, тем не менее, с нашим городом, посвященным святому апостолу Петру, связано множество святых имен. Потому что Петербург был столицей, потому что в Петербурге была и есть прославленная Духовная академия. И вот как удивительно, что исторически первый святой Петербурга — это благоверный князь Александр Невский, который еще за несколько веков до основания нашего города разбил шведское войско в месте, где река Ижора впадает в Неву. И когда Петр I основывал новую столицу, он пожелал, чтобы духовный и монашеский молитвенный подвиг воина Александра Невского лежал в основании нашего города.

Еще задолго до того, как был основан город, вокруг селились монахи, создавали обители, освящали землю: и преподобный Антоний Дымский, и преподобный Александр Свирский, и угодники Валаамские Сергий и Герман.

Самые значимые святые Христовой Церкви — это, конечно же, апостолы, а потом равноапостольные — те люди, которые своим подвигом приводили ко Христу целые страны и народы. И вот как удивительно, что петербургский святой — это еще и святой равноапостольный Николай Японский, потому что он учился в нашей Духовной школе и отсюда уехал в Японию, просвещать эту страну светом Христовой истины.

Конечно, по нашему городу ходили великие святые: Ксения Блаженная, Иоанн Кронштадтский. Недалеко от нас молился в Троице-Сергиевской пустыни святитель Игнатий (Брянчанинов). Святитель Феофан Затворник был ректором нашей Духовной академии, так же, как и другой прославленный святитель — Филарет Московский. Недалеко от нас молился преподобный Серафим Вырицкий. Совсем недалеко от нас в годы красного террора был расстрелян протоиерей Философ Орнатский вместе со своими двумя взрослыми сыновьями, офицером и врачом.

Конечно, святые Петербурга и новомученики — люди, которые пролили свою кровь за веру во Христа Спасителя. Это митрополит Вениамин, расстрелянный в 1922 году. Это протоиерей Иоанн Кочуров — одна из первых жертв революции, человек, которого расстреляли в Царском Селе в 1918 году. Бывший митрополит Петербургский Владимир (Богоявленский), на тот момент митрополит Киевский, которого пришли грабить революционные бандиты и тоже расстреляли. Это Серафим (Чичагов), который был уже митрополитом Ленинградским, герой Русско-турецкой войны, полковник, который стал монахом, написал житие прп. Серафима Саровского, после чего тот и был канонизирован; Серафима (Чичагова) расстреляли уже в Москве в 1937 году.

Все святые Петербурга — очень разные люди. Одна судьба у монахов, совсем другая семья у представителей царской семьи, которые канонизированы как страстотерпцы, то есть как самые первые прославленные русские святые — Борис и Глеб. Петербургские святые — совсем разные люди, но их объединяет нечто общее: любовь к Богу, поиск Бога, то, за что Бог им и даровал Свой дар — дар святости.

Когда мы говорим о святых, мы прежде всего представляем тех людей, которых прославили, канонизировали, признанных образцом христианской жизни. Но когда апостол Павел пишет «приветствую вас, все святые», он просто имеет в виду всех христиан, всех тех людей, которые в Таинстве Крещения были отделены от мира греха и посвящены Богу. То есть святыми должны быть все мы.

И вот вопрос: почему некоторые люди достигают святости, а некоторые приходят в храм, потом из него уходят, чтобы больше никогда не возвратиться; а другие стараются, стараются, но никак не могут изменить свою жизнь; а третьи даже и не хотят?

Господь говорит в сегодняшнем евангельском чтении: ищите прежде всего Царства Божьего. Что человек делает постоянно, ежедневно, в том он и преуспевает. Человек с плохими слухом, если будет каждый день играть на музыкальном инструменте, — научится хорошо играть. Будет хромая каждый день в футбол тренироваться — в сборную, может, и не войдет, но играть хорошо научится. И даже мы, будучи людьми духовно немощными и грешными, если каждый день будем начинать поиск Бога с молитвы, будем просить у Бога вразумления, прощения, наставления, тогда, конечно, и мы будем преуспевать в Божьей любви.

Господь говорит, что самое главное — это Он Сам, потому что Он Сам и находится в центре Царства Божьего. Господь знает, в чем мы нуждаемся, Он говорит: не спрашивайте, что вам есть или что пить, потому что тело больше одежды, душа больше пищи. Конечно, в справедливом обществе сильные должны помогать слабым, богатые должны помогать бедным, но если нет самого главного — Царства Божьего, то как все остальное к человеку приложится? Зачем человеку все остальное? Но так неразумен человек, что вторичному, третичному, тому, что на самом деле является лишь последствием духовной жизни, связи души с Богом, человек уделяет самое важное значение, все свои силы. А Господь предупреждает, что мы должны искать Его.

И еще Господь говорит такие удивительные слова: если око твое будет чисто, то и тело твое будет чисто. Это слова о том, что мы должны видеть и что искать в жизни. Если наш взгляд обращен на Христа, Который невидимо присутствует в жизни и зримо присутствует в храме на иконе, тогда и действительно наша жизнь будет освящена светом Его любви. А если будем смотреть на этот мир, погруженный во зло, то что с нами станет? Господь говорит: если свет, который в тебе — тьма, то какова же тогда тьма на самом деле? Если самое лучшее, что в тебе есть, не освящено Богом, то ты пребываешь во тьме.

Наше призвание — жить в свете, свете Христовой правды, свете Христовой любви, и для этого Господь даровал нам всех Своих святых — святых Своей Церкви, святых нашей Поместной Церкви, святых нашего удивительного города, который не только один из самых красивых городов в мире, но и красив святостью Небес, святостью всех святых, в нем просиявших, то есть святостью Самого Христа, Который дарует Себя людям, дарует им Свою святость.

Аминь!

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle