Туринская плащаница — древнейшее и несомненно уникальное полотно длиной 4,37 метра и шириной 1,11 метра. Свое название она получила потому, что хранится в итальянском городе Турине. Пристальный интерес к плащанице со стороны научного мира возник относительно недавно — чуть больше 120 лет назад. Интерес был настолько велик, что изучение плащаницы сформировалось в отдельную научную отрасль — синдоло́гию («синдон» в переводе с греч. — льняной са́ван).
История хранения
Синдологи пытались проследить историю святыни от самого Гроба Господня. Упоминания о плащанице есть уже в IV веке. Известно, что в V веке она находилась в Константинополе во Влахернском храме. Впоследствии оказалась в Палестине, а к XI веку вновь была возвращена в Царьград.
В 1204 году город был разграблен крестоносцами, и сведения о плащанице обрываются. Вновь свидетельства о ней появляются в 1353 году во французском городе Лире, где плащаница хранилась в храме, специально построенном для нее семейством де Шарни.
Отношение у церковного священноначалия к плащанице было разным, но в итоге Церковь признала ее подлинность.
В середине XV века плащаница была передана семейством де Шарни богатому и могущественному герцогскому дому Савойских. Людовик I Савойский (1436–1482) хранил ее в своем замке, расположенном в городе Шамбери, где она в 1532 году пострадала при пожаре.
В 1503 году, как повествует герцог Антуан де Лален (ок. 1480–1540), был устроен «показ» плащаницы по случаю визита герцога Филиппа I Красивого (1478–1506). В тот же период она была подвержена своего рода «исследованиям»: плащаницу варили в масле, держали в огне, стирали и отбеливали щелочью, но изображение оставалось невредимым.

С 1578 года плащаница находится в Турине. В 1694 году она была помещена в капелле Гуарини, которую специально устроили при Туринском кафедральном соборе. И только в 1983 году плащаница вернулась в «собственность» Церкви и была передана Ватиканскому престолу.
История изучения
Итальянский юрист Секондо Пиа (1855–1941) стал первым личным «фотографом» Иисуса Христа. Именно с публикации его негативной фотографии в 1898 году начались исследования плащаницы. Он обнаружил на негативах четко проступивший человеческий образ. Это положило начало поиску ответов на многочисленные вопросы о подлинности плащаницы и попыткам определения Личности изображенного на ней Человека.

В 1950 году одновременно в Турине и Риме был проведен I Международный конгресс исследователей плащаницы, который положил начало дальнейшим многочисленным симпозиумам. В 1969–1976 годах изучение святыни проводилось секретной комиссий экспертов под руководством кардинала М. Пеллегрино (1903–1986).
Через два года объединенная группа ученых и техников из разных стран реализовала исследовательский проект по изучению Туринской плащаницы.
Их выводы исключают возможность фальсификации святыни.
В 1988 году тремя независимыми лабораториями был осуществлен анализ радиоуглеродным методом для выявления датировки плащаницы. Результат определил возникновение святыни в промежуток между 1260 и 1390 гг.
Но эти данные, вероятно, не до конца точны, так как вызывает спор сама возможность и адекватность применения данного метода к Туринской плащанице. Ошибочность датировки можно связать с тем, что святыня получила загрязнения в результате пожара 1532 года.
И, наконец, датировка плащаницы, согласно результату анализа радиоуглеродным методом, не соответствует свидетельствам о ткани (Убрусе), которой была подвязана голова Спасителя. О ней уже в XI веке упоминает король Альфонс. Убрус имеет одинаковую группу крови и другие параметры с теми данными, которые выявили на плащанице.
Есть еще одна важная деталь, свидетельствующая о ранней датировке святыни, связана с нумизматикой — дисциплиной, изучающей историю монетной чеканки и монетного обращения.
Существовала традиция, согласное которой на глаза покойнику клали монетки. На одном из глаз Спасителя виден отпечаток «лепты Пилата» (мелкой медной монеты). Монеты подобного типа чеканились во время правления Пилата (26–36). Надпись сделана на греческом языке (для восточной части империи), а не на латинском. Интересно, что на ней присутствуют две орфографические ошибки.

Что касается местности, где находилась плащаница, то ученый Макс Фрей (Max Frei) исследовал святыню и выяснил, что на ней находятся несколько десятков видов пыльцы тех растений, большая часть которых является типичными для Палестины. Наибольший интерес представляют 13 солелюбивых и пустынных растений, произрастающих только в Южной Палестине и бассейне Мертвого моря, недалеко от Иерусалима. Эта пыльца могла попасть на ткань исключительно в то время, когда она находилась или в окрестностях Иерусалима, или в самом городе.
Таким образом, подавляющее большинство фактов говорят о подлинности плащаницы. И их достаточно трудно опровергнуть.
Но даже если бы плащаница оказалась неподлинной, то это никоим образом не должно было изменить веру в Воскресение Христа.
Влияние плащаницы на изобразительное искусство
Плащаница оказала большое влияние на изобразительное искусство и иконографию. Когда списки с плащаницы в раннехристианский период получили распространение, то образ Спасителя стал не отвлеченным, подобно тому, как он изображался в катакомбах, а историческим — с портретными чертами.
Таким образом, плащаница Господня, как и образ Нерукотворного Спаса, является праиконой.
Однако следует сказать не только о положительном влиянии на формирование иконографии, но и об ошибках. В западной иконографии есть особенность изображения Спасителя на Распятии: одна стопа над другой, пробитые одним гвоздем. Такое изображение у латинян появилось в XIII веке, так как в изображениях до этого времени стопы изображались так же, как и в восточной традиции (параллельно, пробитые двумя гвоздями).
Возникает предположение, почему могло произойти такое изменение. Вероятно, художникам давали копировать плащаницу. А в ней есть особенность: из-за того, что у Христа были перебиты сухожилия, то одна нога могла зайти на другую. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что там не один гвоздь, а два. Хотя, на первый взгляд, это не так очевидно.
Само изображение на ткани необычно. Ткань обожжена очень тонким слоем. Некоторые ученые предполагали, что это следы радиоактивного излучения. Однако этот вопрос остается дискуссионным. Но можно также предполагать, что это связано с особым состоянием Воскресшего Тела. Изображение на ткани проходит насквозь.
Американский физик Джон Джексон (1925–2016) отмечал, что рисунок на плащанице имеет функциональную зависимость от той или иной точки Тела до ткани и интенсивностью рисунка: более светлые или темные черты изображения зависят от того, насколько ближе или дальше находилась эта точка к Телу Спасителя.
На изображении видны многочисленные раны Спасителя: в центре удара рана темнее, здесь травмы глубже и крови больше, по краям пятна светлее. Исследования под микроскопом нитей, извлеченных в 1978 г. — как из области изображения, так и из области кровяного пятна, — показали, что на нитках ткани нет ни малейших признаков пигментов или красителей, с помощью которых можно было бы окрасить плащаницу для получения изображения.
Поэтому можно считать, что эта удивительная святыня является свидетельством Страдания и Воскресения Спасителя.
На плащанице видны следы Страданий Спасителя до Распятия (несение Креста, кровоподтеки, подтверждающие бичевание Христа), в момент Распятия (отражены Страдания на Кресте), при Погребении (следы от цветов на плащанице; благовония в виде сухого порошка — около 30 кг). Следует отметить, что Христос воскрес до того момента, когда потенциально начинается разложение тела (то есть не более 40 часов после смерти).
Использование за богослужением
В церковно-богослужебном обиходе плащаницей называется ткань с изображением погребения Иисуса Христа, которая используется за богослужениями в последние два дня Страстной седмицы и в пасхальную ночь.

Как обиходный богослужебный предмет плащаница начинает упоминаться в сравнительно позднее время — в XVI веке. Хотя ее появление можно датировать тремя веками ранее.
В Великую пятницу в конце вечерни плащаница выносится из алтаря и полагается в центре храма на заранее приготовленной гробнице. В этот же день на утрени Великой субботы совершается крестный ход с плащаницей. Наконец, в преддверии Пасхи в конце полунощницы перед совершением крестного хода плащаница заносится в алтарь и полагается на престоле, где находится до отдания «праздника праздников».