Против политической трагедии XX века — богословская «комедия»

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

6 июня 1875 года, 150 лет назад, родился Томас Манн, классик мировой литературы. Наследие его огромно: мы здесь не даем его обзор, но пытаемся наметить только одну линию в нем — политико-теологическую, переходящую в «комедийно»-теологическую.

О себе и собственном творчестве 1906–1954. Статьи 1908–1929. Статьи 1929–1955 (текст)

Собрание статей — о политике, культуре, искусстве, собственном творчестве. Каждый текст тут — маленький шедевр (без преувеличения), но обратим внимание на духовно-политический переворот. Манн начинает как аполитичный консерватор: катастрофа нацизма делает из него если не левого, то, во всяком случае, сочувствующего левым идеям антифашиста — и вот что важно: сам Манн связывает это с христианством. В частности: «Культура и политика» — статья 1939 г., где он анализирует духовные истоки нацизма. Здесь выражена крайне важная, как кажется, мысль: «дух», «культура», как думают многие, есть нечто конфликтующее с политикой; например, так думают многие христиане. Этот отказ духа от политики диалектически приводит к победе «бездуховности» не только в политике, но повсюду: везде. Высокомерие духа по отношению к политике есть бюргерство, мещанство, мелкобуржуазность. То, что кажется независимостью духа от политики, есть слабость, неспособность духа властвовать над политикой, преобразовать, одухотворить ее. Неприятие духом таких «недуховных» вещей, как демократия и освободительная революция, приводит к «германской революции», к нацизму, к полному поражению духа. На самом же деле демократия есть «способность духа к политике», «политический аспект христианства», политика есть «нравственность духа»: дух без политики — безнравственный дух. Тут — как бы центр, организующий в одно целое эти тексты о европейской культуре — от Гете до антифашистского сопротивления, от Микеланджело до Ницше.

Доктор Фаустус (аудиокнига)

Один из главных романов XX в. Трагедия века — нацизм, война, лагеря смерти — прямо здесь не затрагивается, но Манн художественно и философски вскрывает ее истоки. Гениальный композитор, воплощение культурнейшей нации мира — Германии — заключает сделку с дьяволом: патогенез нацизма и вместе с тем «духовная» история Нового времени, приведшая к нему, показан через биографию этого композитора. Музыка — есть тончайшее, глубочайшее, духовнейшее Нового времени: оно есть время великой композиторской музыки, где первые — немецкие; и вот Манн видит Фаустуса, продающего душу дьяволу — гениальным композитором.

Избранник

Поздний роман Томаса Манна, последний, законченный целиком. «Избранник» написан после «Доктора Фаустуса», в его основу положена средневековая легенда о «добром грешнике», рассказанная в «Фаустусе». Кроме этой детали, можно провести и такую связь: Новое время, время трагедии Фауста приводит к нацизму; в «Избраннике» Манн обращается к Средним векам — от модерной трагедии грешника к средневековой «комедии» покаявшегося грешника, святого. «Избранник» — христианизированная история Эдипа, история о кровосмесительном грехе, причем христианизация делает из трагедии Эдипа — «комедию», то есть историю с хорошим, «благочестивым» концом (ср. с «Комедией» Данте — путь от ада к раю): Эдип кается и, следовательно, спасен, а не проклят. Роман о Провидении, грехе и благодати: самые тяжкие грехи, все ужасные и все смешные случайности жизни силой Промысла оборачиваются к вящей славе Господней. Отдельно заслуживает ироническая манера повествования. Томас Манн писал: «Ирония скорее меланхолическая, чем легкомысленная. Форма легенды с чистой серьезностью сохраняет религиозное ядро: христианские идеи греха и благодати». Роман тем самым иронизирует не над благодатью, а скорее наоборот: с точки зрения благодати, схваченной с чистой серьезностью, все остальное становится ироничным; покаяние, искупление «комедизирует» трагедию. В этом смысле «Избранник» похож на «Иосифа и его братьев»: серьезное религиозное содержание облечено в «веселую», «гуманистическую» форму.

Иосиф и его братья (аудиокнига)

И от средневекового христианства — к библейской древности. «Иосиф и его братья» Томаса Манна — грандиозная попытка литературного переложения библейской истории об Иосифе Прекрасном. Огромная — за счет подробности сюжета и размышлений над ним — эпопея: внешне приключенческая с немалым юмором, но работающая так же, как «Избранник»: такая же богословская «комедия», но уже не на агиографическом, а на библейском материале: как дитя греха и грешник в «Избраннике» становится святым, так здесь Иосиф, жертва жестокости своих братьев, в серии приключений приводит братьев к покаянию и примирению с собой и воссоединению семьи. Богословская «комедия» агиографии и Библии — против политической трагедии XX в. Протоиерей Александр Мень в «Библии и литературе» писал:

«В XX веке, в период очень трудный и кризисный, во время войны, Томас Манн пишет большой роман “Иосиф и его братья”. В целом он придерживается библейского сюжета. Но священный библейский писатель, который составлял Книгу Бытия, привел этот драматический, приключенческий, можно сказать, рассказ, чтобы показать, какими удивительными путями, какими, казалось бы, сложными, иногда парадоксальными, путями, где сталкиваются случайности, неожиданности, ведет Бог своих избранников, как Он всё равно сохраняет то, что задумал, и как человек, попавший в совершенно чуждую ему ситуацию, может сохранять в сердце свои устои, духовные и нравственные заветы.

Томас Манн пишет медленно, подробно, как вообще свойственно ему. Это медитации, размышления на тему обо всем: и об Иакове, отце Иосифа, и о его предках. …

Томас Манн захотел сделать эту историю поводом для размышления над духом человеческим, над его стремлением к вечности, поисками тайны Бога — человечество бесконечно ищет Бога. В библейском рассказе об Иосифе этого нет, но в том–то как раз особенность и парадокс, что Томас Манн, отталкиваясь от библейского сюжета, идет в сферу религиозных исканий».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle