Пятидесятница: литургическое почитание, богослужебные особенности, иконография

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В Ветхом Завете Пятидесятница была одним из трех великих праздников, которые были заповеданы Израилю у горы Синай. Событие имело различные названия: праздник жатвы первых плодов, день первых плодов и праздник седмиц.

В Новом Завете Пятидесятницей называется день Сошествия Святого Духа на апостолов. Иначе в православной традиции праздник именуется Днем Святой Троицы, потому что в этот день человечеству открылось, что Бог Один, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух.

События праздника изложены в Книге Деяний (см. 2-ю главу). На апостолов, собравшихся в Сионской горнице в день ветхозаветной Пятидесятницы, сошел Святой Дух в виде огненных языков. В этот день в Иерусалиме собрались множество разных народов, которые услышали каждый на своем языке, как апостолы прославляли Бога. Апостол Петр обратился к собравшимся с проповедью Иисуса Христа. Из числа слушавших его крестились около 3 000 человек.

Литургическое почитание

До IV века Пятидесятницей назывался не отдельный праздник, а 50-дневный период после Пасхи. Возможно, на 50-й день изначально праздновалось Вознесение Господне. Исследователи предполагают, что разделение на два праздника, Вознесение и Пятидесятницу, произошло после II Вселенского Собора, чтобы подчеркнуть особую роль Святого Духа.

В конце IV столетия праздник становится уже общепринятым: появляются первые проповеди свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Богослова, блаж. Августина и других Отцов Церкви, посвященные событиям новозаветной Пятидесятницы.

Богослужебные особенности

В Русской Православной Церкви храмы в праздник Святой Троицы украшаются березовыми ветвями.

Впервые после Пасхи на вечерне верующие вновь обратятся к Богу молитвой «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» Традиционно в первый раз после долгого перерыва это песнопение поется всенародно.

Несмотря на то, что вечернее богослужение совершается накануне воскресного дня, гимн «Воскресение Христово видевше…» не поется.

Во время Литургии на входе с Евангелием диакон (или священник, если нет диакона) перед тем, как зайти в алтарь, произносит входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя».

По сложившейся традиции сразу после Литургии совершается великая вечерня с великим прокимном «Кто Бог велий, яко Бог наш…» и чтением коленнопреклонных молитв. С этого дня верующие вновь могут в церковной и домашней молитве вставать на колени.

Три коленнопреклонных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших читаются не вместе, а в разные периоды богослужения, предваряемые особым возгласом диакона «Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся». Духовенство и все молящиеся в храме встают на колени. По окончании молитвы диакон возглашает «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», после чего все верующие встают.

На следующий день после праздника Пятидесятницы совершается память Дня Святого Духа. Вся седмица сплошная, то есть среда и пятница не являются на этой неделе постными днями.

Иконография праздника

Изображения праздника Пятидесятницы существовали еще в ранней Церкви в виде настенных росписей. Но самое раннее изображение этого события, которое сохранилось до нашего времени, — миниатюра VI века в Евангелии Раввулы. На миниатюре иконографическая схема праздника до конца еще не сформирована. Например, апостолы стоят и находятся не в горнице. Но в будущей иконографии закрепилась одна из особенностей изображения Пятидесятницы, присутствующая на миниатюре, — языки пламени, сходящие на 12 апостолов.

Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в.

Начиная с IX века композиция становится более устойчивой, и апостолы уже всегда изображаются сидящими с активной жестикуляцией.

Миниатюра Хлудовской Псалтири, IX в.

Для византийской и древнерусской иконографии характерным элементом становится изображение старца с короной на голове — царя-космоса, который может изображаться или в полный рост, сидящим со скрещенными ногами, либо на небольшом седалище, или по пояс.

Благовещенский собор Московского Кремля. XV в.

Интерпретаций этой фигуры немало: одни исследователи соотносят старца с пророком Иоилем, на пророчество которого ссылается автор Книги Деяний (см.: Иоиль 2:28), другие — с царем Давидом, пророчествовавшим о Вознесении, которое имеет отношение к событию Сошествия Святого Духа. Третьи предполагают, что этот образ заменил собой «народы», которые изображались в более ранней иконографии и обозначали людей, к которым была обращена проповедь апостолов.

Рукопись Слов свт. Григория Богослова, IX в.

На Руси во 2-й половине XVI в. в центре апостольского круга на иконе праздника появляется изображение Божией Матери. Это находит свое основание в тексте Книги Деяний, где сказано, что Богородица вместе с другими женщинами пребывали вместе с апостолами (см.: Деян 1:14). Данный иконографический тип распространился в последующие века.

Государственный Эрмитаж, XVII в.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle