Романы о «женской доле»

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Сделали подборку художественной литературы о женщинах, сначала — писателей-женщин, а затем и мужчин.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Сотворение Евы. 1500–1510

Фланнери О’Коннор — большой писатель XX века, описывала странную жизнь американского Юга с его часто экстравагантными формами религиозности — ей, католичке, «пришлось» описывать этих «безумных протестантов». Прозу О’Коннор ни с чем не спутаешь: блестящая с литературной точки зрения, она говорит как бы все об одном: безысходная жизнь нищих, потерявшихся людей; христианство как жестокое или пустое фарисейство или как чистая вера, часто юродство…

Несмотря на крайнюю трагичность и отчаяние, О’Коннор как-то удается незаметно «поставить» свой рассказ в Свет Божий; и чувство трагедии, беспросветности человеческой жизни перерастет во что-то, что трудно определить, но что-то, без сомнений, христианское по духу.

«Женскую тему» О’Коннор специально не разрабатывала, но у нее можно найти множество женских персонажей. Как пример — один из лучших ее рассказов «На вершине все тропы сходятся». Совершенно душераздирающий, о «смешной, нелепой» матери со «множеством предрассудков» — в глазах ее сына; рассказ о всех обидах, слепоте и непонимании — тихой трагедии — материнско-сыновней любви.



Тэффи — еще один мастер рассказа. Ее часто называют «Чеховым, если бы он был бы женщиной». И еще один душераздирающий рассказ про мать:

«Благословенны страдания разлуки, и унижения, и обиды, и горький восторг самоотречения. Благословенна всякая любовь. И тысячи раз благословенна та, самая жертвенная, самая обиженная, единственная, в оправдание слов апостольских, «не ищущая своего», — любовь материнская».

В лучшем сборнике Тэффи «Книга Июнь» есть множество рассказов на «женскую тему»: пробуждающаяся женственность«Жена» и др.



Сигрид Унсет — классик норвежской литературы, лауреат Нобелевской премии, великая христианская (католическая) писательница.

«Кристин, дочь Лавранса» — главное произведение Сигрид Унсет. Великолепный исторический роман о средневековой Норвегии, необычайно точный вплоть до бытовых деталей; Нобелевскую премию Унсет дали в том числе «за совершенное описание норвежского Средневековья».

Кадр из фильма «Кристин, дочь Лавранса» по роману Сигрид Унсет

Семейная сага и великая женская проза: Цветаева говорила о книге «Кристин, дочь Лавранса»: «Это лучшее, что написано о женской доле. Перед ней „Анна Каренина“ — эпизод». Роман описывает жизнь своей героини от юной девушки до старухи. Реалистический и психологический роман, написанный ясным, неторопливым обстоятельным языком. И самое главное: «Кристин, дочь Лавранса» — великий христианский религиозно-философский роман. Кстати, именно изучение средневековой Норвегии подвигло Унсет обратиться в католицизм, что для скептика и «язычницы», как она сама себя называла, — к тому же рожденной в лютеранской стране, — шаг неординарный.

«Мадам Дортея» — роман Сигрид Унсет о женщине, потерявшей своего мужа и отца своих семерых детей. «Мадам Дортея» собрала все лучшее в творчестве Унсет: точный исторический роман (Норвегия XVIII в.), психологизм и реализм, «женская проза» в небульварном смысле, религиозно-философские размышления, христианство.



Гертруда фон Лефорт — немецкая католическая писательница, поэтесса и философ. Почетный доктор теологии. Гессе выдвигал ее кандидатуру на соискание Нобелевской премии, Аверинцев считал ее немецким аналогом Клоделя. Ее творчество характеризуется высоким мастерством и религиозно-философской глубиной.

«Плат святой Вероники» — роман о пути к Богу пятнадцатилетней девушки Вероники. Сирота, она воспитывается родней в Риме и оказывается в центре противоречивой духовной ситуации: «Бабушка сама себя называла язычницей, тетушка Эдель любила, чтобы ее считали католичкой, а маленькая Жаннет и в самом деле была таковою». Один из героев романа — Рим, воплощающий двойственность человека и мировой истории: Рим как вершина язычества и Рим как город Петра.

«Венок ангелов» — продолжение «Плата св. Вероники»: Вероника, уже взрослая, крепко верующая девушка, и ее жених Энцио, отвергающий Бога. Борьба Добра и Зла накануне создания Третьего рейха.



«Синева небес» — роман японской христианской писательницы Аяко Соно. Его можно было бы назвать японской версией «Преступления и наказания». Очень тяжелый, да и просто неприятный, однако за его нарочитой реалистичностью и острым психологизмом видна «синева небес».

Соно методически — как иногда кажется, излишне — всматриваясь, описывает жизнь серийного убийцы. Кроме точности и правдоподобия надо отметить, что японская писательница не совершает частую ошибку как массовой, так и высокой культуры: она не хочет ни испугать читателя, ни завлечь его «табуированной темой», не демонизирует убийцу, не выставляет его жертвой. Как раз монотонность, реалистичность описания жизни маньяка без сокрытия зла — и подчеркивает его «банальность».

Рядом с убийцей и его жизнью Соно ставит обычную женщину Юкико. Обычную за одним исключением — она христианка. Главным «событием» романа Соно делает не преступления маньяка, а милосердие Юкико, ее — скромную, незаметную, совсем не героическую — христианскую любовь к ближнему, который — да — может оказаться и серийным убийцей.



Мюриэл Сара Спарк — шотландская писательница, классик британской литературы. Уже взрослой, в начале своей литературной карьеры, принимает католицизм, что для дочери иудея и англиканки в пресвитерианской Шотландии шаг весьма неординарный. Христианство занимает в ее творчестве важное место. Ее прозе свойственны следующие черты: постмодернистское исполнение; детективная фабула — чаще всего как символ религиозно-философских исканий; едкая сатира — и часто на Церковь и верующих, но сатира именно с христианских позиций; христианский посыл — как правило, не в изображении каких-то святых персонажей, а напротив — в изобличении греха, пошлости, зла.

Как правило, центральные роли в романах Спарк играют женщины. В пример приведем «Мисс Джин Броди в расцвете лет» — роман о морали, предательстве, вере, психологической манипуляции и контроле. Школа для девочек. Мисс Броди — весьма неординарный учитель: манипулятор и деспот, поклонница Муссолини, сознательно примеривающая на себя роль кальвинистского Бога, «предызбирая» некоторых учениц в «элиту» класса. Роман, таким образом, — еще и полемика католички Спарк с протестантизмом — одна из девочек в романе как раз выбирает католичество. Роман посвящен тому, что такой учитель может сделать с детьми.



Кадр из фильма «Поллианна» по одноименному роману Э. Портер

«Поллианна» Элеонор Портер — книга о жизни обычной девочки, сироты, которую из «чувства долга» взяла к себе суровая тетка, сумевшей видеть во всем лучшую сторону и жить необычной «игрой в радость», которая перевернула жизнь всего городка и открыла сердца многих людей навстречу простым новозаветным словам: «Всегда радуйтесь». Классика христианской литературы.



«Таинственный сад» — один из лучших романов великой детской писательницы Ф. Бернетт. Поздний роман автора, почти трагический — знак наступления XX века, когда христианские ценности, даже самые элементарные, начали просто исчезать, как считала Наталья Трауберг.

Начало романа — урок родителям, как не надо растить детей. Девочка Мэри не стояла в центре родительского внимания и закрылась от мира: «Ведь смотрите, ужасны эти бедные дети по двум богословски безупречным причинам: никто не любит их, и они никого не любят» (Н. Трауберг). Потеряв семью, Мэри переезжает. В новом доме обнаруживается таинственный сад, а главное — новые люди. Постепенно Мэри учится любви.

Это был моралистический комментарий; к счастью, все не так уныло. «Таинственный сад» — это увлекательная, почти детективная история. Впрочем, главная прелесть этой книги в проникновенном описании душевной жизни главной героини. И вообще книга прекрасна: нежнейшее описание природы, животных, детей и взрослых; жизни вообще. Безусловно, «Таинственный сад» станет удовольствием и для девочек, и для мальчиков, и для их родителей.



Художественная литература, написанная святым, — редкость. «Кассиана» свт. Николая Сербского — именно такой случай. История горбатой девушки, не нашедшей земной любви… Центральное место «Кассианы» занимают «Сто слов о Божественной Любви» — как некая концептуализация истории, рассказанной Николаем Сербским.

В этой истории, больше похожей на старинную сказку или предание, рассказывается о горбатой девушке Юлии, жестоко обманутой своим женихом, о том, как она через глубокие наставления монаха Каллистрата смогла простить обидчика и достичь истинной, небесной любви. Действие «Кассианы» разворачивается на фоне Первой мировой войны в Сербии. Повесть «Кассиана» отличается увлекательностью изложения и философской глубиной.



Романы Франсуа Мориака:

«Пустыня любви» — важный для понимания творчества Мориака роман. Мир в глазах Мориака — пустыня, населенная одинокими людьми, мучающими друг друга. Только любовь в силах преобразить эту пустыню, преобразить как любящего, так и любимого.

Пустыня любви как метафора мира конкретизируется Мориаком в следующем сюжете. Супруга любит доктора, но эта любовь только раздражает его. Доктора ненавидит любимая им дочь. Доктор привязан к Мари, но Мари испытывает всего лишь раздражение и скуку, встречаясь с доктором. Антипатию она чувствует и к своему содержателю, который, естественно, к ней неравнодушен. Мари увлеклась, в свою очередь, сыном доктора, молодым Реймоном, как, впрочем, и он Мари, но и здесь сразу же возникли раздражение, злость и страдание. Любовь присутствует в мире только как Христос на Голгофе…

«Фарисейка» — один из лучших романов Мориака. Главная тема христианского писателя — люди в темнице буржуазной морали, псевдохристианской добродетели — решается в «Фарисейке» с удивительной мощью. Тема «Фарисейки» такова: живые души людей, запертые в социальной клетке, под контролем разных структур: семьи, школы и Церкви… Эти души пытаются вырваться, а стремление к свободе — это всегда в конечном счете поиск Бога.

«Матерь» — одна из вариаций Мориака на тему буржуазной семьи. Такая семья основана не на любви, а на стремлении сохранить собственность (упрощая: не на добродетели любви, а на пороке сребролюбия) — идола денег, подменяющего Бога. В центре романа «Матерь» — ненависть трех членов семьи: мужа, жены и свекрови. Дадут ли они шанс Любви присутствовать среди них?..

Кадр из фильма «Тереза Дескейру» по одноименному роману Ф. Мориака

«Тереза Дескейру» — роман об убийстве мужа женой. О том, как семья может превратиться в тюрьму. О «добропорядочных» фарисеях и виновных в глазах общества жертвах. Если шире, то «Тереза Дескейру» — роман на вечную тему христианской литературы: о пути грешника, о покаянии; ближайший пример к «Терезе Дескейру» — история Сонечки Мармеладовой.

«Конец ночи» — продолжение романа «Тереза Дейскеру». Жизнь после преступления. Старая и больная героиня несет бремя совершенного ей греха. Жизнь — это ночь, смерть — рассвет.



Романы Жоржа Бернаноса:

«Под солнцем Сатаны» — ранний роман Бернаноса о девушке, которая оказалась в центре борьбы Сатаны и Бога. Бернанос, начав роман как социальную драму, превращает ее в метафизическую. В центре романа — судьба двух героев: аббата Дониссана — священника, сомневающегося в своем призвании, и девушки Мушетты — родившей мертвого ребенка, погрузившейся в безумие. Оба героя встречаются с самим Сатаной…

Кадр из фильма «Под солнцем Сатаны» — экранизации одноименного романа Ж. Бернаноса

Роман крайне трагический, жесткий и в социальном плане, и в плане метафизическом: борьба Добра со Злом — действительно борьба, а не какая-то абстрактная схема.

«Новая история Мушетты» — своеобразное продолжение романа «Под солнцем Сатаны». Бернанос так говорит об этом преемстве: «С первых же страниц этого повествования родное имя Мушетты так естественно, так само собой навернулось мне на перо, что заменить его каким-либо другим стало уже невозможным. Мушетту, героиню «Новой истории», роднит с Мушеттой из «Солнца Сатаны» лишь их трагическое одиночество, обе они жили одинокими и одинокими умерли. Да будет милосерд Господь и к той, и к другой». «Новая история Мушетты» — трагическая история о девочке-подростке, отвергнутой всем миром. Типичная для этого писателя антитеза чистой невинной души и буржуазного, лицемерного, жестокого мира.

«Диалоги кармелиток» — духовное завещание Бернаноса. Пьеса, основанная на реальных исторических событиях. Женская монашеская обитель во Франции в ожидании гонений от новой революционной власти.



«Извещение Марии» — шедевр Поля Клоделя. Средневековая Франция. Виолена, главная героиня, подверглась насилию, заболела проказой, ее предала сестра. Виолена стала отшельницей — и святой.



Романы Грэма Грина:

«Брайтонский леденец» — один из лучших романов Грина. В центре — молодой грешник, вор и убийца. Вокруг него кружатся девушка, влюбившаяся в него, и женщина, пытающаяся его уличить. Если огрубить смысл этого одновременно страшного и трогательного романа, то первую — юную, кроткую, слабую, наивную, верующую — можно считать символом «кардинальных добродетелей» (веры, надежды, любви), а вторую — взрослую, опытную, житейски мудрую, неверующую — символом «основных добродетелей» (мирских, «естественных»). Юродство первых против благоразумия вторых.

«Конец одного романа» — женщина между мужем и любовником — это на поверхности, а на самом деле — между ними и Богом.

«Путешествие с тетушкой»: племянник-обыватель и его чудаковатая тетка.



Кадр из сериала «Крошка Доррит» по одноименному роману Ч. Диккенса

«Крошка Доррит» Чарльза Диккенса — история разных приключений и злоключений девушки Доррит, ее любви и доброты. Честертон писал, что «эта книга и тоньше и печальней остальных книг Диккенса».



«Елена» — исторический роман Ивлина Во, повествующий о св. Елене, нашедшей Крест Господень. Во изображает Елену как безусловную святую — это стержень романа. В целом же роман посвящен началу «константиновской эпохи», становлению «христианской империи» — и здесь Во с полной силой использует свой знаменитый талант сатирика, свою иронию. Внешне империя стала христианской, но не внутренне — и это с какой-то точки зрения хуже: зло, творимое язычниками, теперь творится от имени Христа. Лицемерие — одна из главных тем романа. В одном письме Во писал:

«Мне понравилась святость Елены из-за ее несовпадения с обывательским образом святости: Елена не была растерзана львами, не была «мистиком», не похожа на персонаж Эль Греко. Она только поняла, что Бог выбрал ее для дела, и она совершила это дело».



«Христиана и ее дети», аллегория Джона Беньяна — своеобразное продолжение «Путешествия пилигрима», повествующее о жене и детях Христианина, главного героя «Путешествия пилигрима».



«Повесть из жизни первых христиан» Н. П. Уайзмана, оригинальное название — «Фабиола, или Церковь в катакомбах» — классический роман из жизни христианских мучеников. Книга повествует о гонении Диоклетиана — последнем и самом жестоком гонении Римской империи на христиан. Герои «Фабиолы» — святые Себастьян, Агнесса, Цецилия, Ирина, Дарья и Хлоя.



Кадр из фильма «Маленькие женщины» (1994) по одноименному роману Л. Олкотт

«Маленькие женщины» Луизы Олкотт — классика американской литературы. По жанру «Маленькие женщины» — подростковая проза («для девочек»), но, безусловно, этот роман заслуживает прочтения людей обоих полов и всех возрастов. Во многом Олкотт написала автобиографическую книгу. Ее неординарная семья — отец, философ и педагог-прогрессист, мать — благотворительница, борец против рабства и пьянства, за права женщин, — и четыре дочери; при этом все глубоко и крепко верующие христиане — стали прототипами героев книги (сама Олкотт вывела себя как Джо). Гражданская война в Америке. Отец-священник отправляется на войну окормлять солдат. Четыре сестры как могут стараются помочь матери и друг другу. И главное — взрослеют, борются со своими недостатками.



«Няня из Москвы» — роман Ивана Шмелева, написанный в форме «сказа», повествует о простой женщине в круговороте исторических катастроф. О пути к Истине сквозь страдания. «Няня из Москвы» — размышление о том, как сохранить дом, семью, родину, когда земля уходи из-под ног: Шмелев пишет «Няню» в 30-х, в эмиграции, потеряв в Гражданской сына. «Няня из Москвы» написана от первого лица; речь неграмотной старой крестьянки.



«Лада, или Радость» — первая проза поэта Тимура Кибирова. Повесть о деревне, собачке и старушке, о добре, которое побеждает зло. Прозаический текст перемежается стихами, и это делает его легким и парящим. Из интервью Тимура Кибирова:

«Сам сюжет был придуман очень давно, отчасти с пьяным вызовом. Как-то был разговор о современной прозе, я стал говорить: надоело все, написать бы роман про какую-нибудь старушку с собачкой и т. д.».



«Легендарные характеры» Николая Лескова. Нередко можно услышать, что христианство «унижает женщину». Лесков в ответ на это обвинение (и в частности на обвинение в том, что женщина в православной литературе рассматривается исключительно как «соблазн» для мужчины) решил обратиться к источникам. Он взял одну из самых популярных православных книг в России (популярных с глубокой древности и именно у народа; то есть массовую литературу, такую, которая оказывала наибольшее влияние на сознание и жизнь народа) — «Пролог», собрание житийных историй, патериковых рассказов, притч, святоотеческих наставлений. Оказалось, что «Пролог» имеет в себе тридцать пять женских историй, из которых только две имеют негативный характер.

Лесков не исследователь, а писатель. «Легендарные характеры» — одна из частей эпопеи о русских праведниках (здесь, собственно, праведницах), которую Лесков писал всю свою жизнь. По сути, эта книга нечто вроде «художественного пересказа» женских историй, содержащихся в «Прологе».



«Мариамна» — повесть, завершающая как «новозаветный» цикл Пера Фабиана Лагерквиста, так и все его творчество. Написание повести связано с личной трагедией Лагерквиста, который летом 1967 года потерял любимую жену, прожив с ней более сорока лет.

Именно это объясняет необычайную силу и неподдельность чувства в повести. «Мариамна» интересна по композиции, сложной системе лейтмотивов. Ее сюжет развивается вокруг двух фигур: Мариамны, воплощения любви и чистоты, и царя Ирода Великого, одержимого гордыней и жестокостью. Даже строительство Храма — лишь попытка увековечить себя. Ирод любит Мариамну, но его гордыня и уход от Бога неизбежно делают его палачом Мариамны.



«Женщины у берега Рейна» — последний роман Генриха Бёлля. Там, в частности, одна из героинь говорит:

«Вы полагаете, я должна взывать к Христу? (Качает головой.) Нет, не могу. У меня был Христос в детстве, когда я была маленькой девочкой. И в Гульсбольценхайме тоже, где Блаукремер стал моим мучителем, — но меня лишили Христа, изгнали Его из меня, и я позволила Его изгнать. Когда по утрам — после пьянок, оргий и всякого свинства — они преклоняли в церкви колена и, полные раскаяния, молитвенно воздевали руки, в этот миг все они были кроткими, искренне благочестивыми».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle