Смысл выражения «взявшие меч мечом погибнут»

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте расшифровку:

Сегодня мы поговорим о выражении «взявшие меч мечом погибнут». Оно часто употребляется в нашей разговорной речи и восходит к Евангелию от Матфея. Христос повелевает апостолу Петру (который берет в руки меч, обнажает его и отрезает ухо слуге первосвященника) вложить меч обратно в ножны: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52). Другое выражение, которое тоже мы иногда используем, — «вложить кинжал (или: меч) в ножны его».

У каждой вещи есть свое место, которое соответствует его назначению, функции. Речь идет не о том, что вещи должны находиться неподвижно, и кинжал никогда не нужно доставить из ножен, потому что бывают моменты, когда это, наоборот, нужно сделать, и в Евангелии есть другой эпизод, когда Христос говорит, что нужно приготовить меч, что меч должен быть наготове. Эта вещь не должна оставаться как некое украшение; в некоторых обстоятельствах она может оказаться незаменимой и очень важной. Но тема меча (кинжала, ножа) — тема насилия, она всегда очень ранит наше сердце и заставляет задуматься.

В этих словах «возврати меч твой в его место» мы видим самое прекрасное выражение того, что такое ненасилие. Мы прекрасно знаем, что насилие чаще всего проявляется в том, что попирается свобода и достоинство другого человека, проявляется некая сила, которая разрушает личность человека, или его жизнь. Любая сила, которую человек использует неправильно, является насилием.

И что касается этого меча, меча апостола Петра, который он готов обнажить из самых благородных намерений — для того чтобы защитить своего Учителя, — в действительности это вызывает обратную реакцию: Христос призывает в этот момент к ненасилию.

Если говорить прямо, то Христос учит, что настоящее мужество христианина состоит в том, чтобы принять то, что обычному человеку принять невозможно. Христу предстоит принять Страсти, войти в смерть и в Воскресение: это кажется человеческому разуму совершенно невместимым, невозможным. Принять невозможное, принять неприемлемое является высочайшей планкой христианского мужества: подражание Христу.

Что касается повелений Христа, когда Он о чем-то говорит в императиве, например — «встань», или «девица, тебе говорю, проснись», это всегда не просто какой-то приказ, но еще и слова, которые обладают колоссальным символическим смыслом. В частности, там, где говорится о «восстании», мы понимаем, что это язык Воскресения Христа; там где говорится «проснись», — то же самое «воскресни». Что же имеется в виду, когда говорится о том, что нужно вернуть меч в ножны, на место свое?

Это очень перекликается с теми словами, которые Господь говорит Ною (в Книге Бытия): «кто прольет кровь человеческую, его кровь прольется от человека» (Быт 9:6); любое насилие может вызвать обратную реакцию, и это будет как снежный ком: всегда существует угроза возмездия. С одной стороны, это могут быть какие-то юридические санкции, наказания, которые соответствуют этому принципу возмездия; поэтому мы очень часто слышим дискуссию о смертной казни — «можно ли убивать убийцу». Но, с другой стороны, есть еще какой-то естественный закон; греки называли это «проклятьем».

Когда вы применяете насилие, оно как будто вырывается на свободу и неизбежно обернется против вас в тот или иной час. Поэтому, прежде чем спустить курок насилия, нужно хорошенько подумать, а желательно услышать это предупреждение Бога: «взявшие меч мечом погибнут».

Конечно, мы с вами видим, что иногда самые кровавые преступники заканчивают свою жизнь в благоденствии, умирают мирно, в своем доме, в полном блаженстве, но тем не менее Христос предупреждает, что есть нечто более опасное. Он употребляет здесь слово «погибнуть», то есть «быть потерянным». Есть определенный способ спасти свою жизнь, спасти свою душу, которая в действительности ведет к погибели, к потере, и поэтому этой погибели нужно избегать любой ценой. Эта не та цена, которую можно заплатить за какую-то победу; невозможно убежать от насилия, просто вооружившись гранатометом, потому что то насилие, которое ты проявляешь, оно может в конечном счете убить в тебе самом нечто гораздо более важное. Именно об этом здесь и нужно поразмышлять.

Итак, предупреждение Христа: будьте предельно осторожны, в конце концов, рано или поздно насилие вернется к вам. В тот момент, когда ты возьмешь в руки меч — то есть для пролития крови, — сам этот меч, твой меч, может стать причиной твоей погибели, потому что ты можешь уничтожить лучшее в себе самом.

Наш современный мир с большой тревогой размышляет о том, что называется «спираль насилия», потому что между людьми, между народами насилие нарастает как снежный ком, как закручивающаяся пружина: это может привести рано или поздно к каким-то драматическим необратимым последствиям [ролик записан до февраля 2022 г.], точно так же как то насилие, которые мы проявляем в отношении природы.

Но вот пример Христа. Видя воинов, которые идут, чтобы арестовать его, Он встает и подает сигнал, который бросает вызов нашему здравому смыслу. Мы начинаем понимать, что в долгосрочной перспективе поведение Христа — единственно разумный вариант действий, который по-настоящему основан на Божественной Истине.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle