Сретение Господне: библейская основа, богослужебные особенности, иконография

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Слово «сретение» переводится с церковнославянского языка как «встреча». Это соответствует греческому наименованию двунадесятого праздника, центром которого является воспоминание принесения Богомладенца Иисуса в Иерусалимский [рам и встречу с Ним двух ветхозаветных праведников — старца Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.

Апостол Лука — единственный из евангелистов, кто описывает это событие (см.: Лк 2:22–40). Богородица и праведный Иосиф как благочестивые иудеи следуют требованиям закона Моисея относительно обстоятельств рождения ребенка. Закон требовал «очищения» женщины после родов (так как она считается нечистой в течение 40 дней после них), наречения имени и обрезания (для сыновей), посвящения первенца мужского пола Богу и принесения Ему жертвы за сына или за дочь. В жертву мог быть принесен годовалый ягненок либо молодой голубь или горлица. Приснодева и Иосиф приносят в качестве жертвы двух птенцов, что свидетельствует об их небольшом материальном достатке.

Старец Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:26), произносит два пророчества. Первое о том, что Иисус — это Мессия, который был обещан не только евреям, но и всем народам (см.: Лк 2:29–32). Старец подчеркивает универсальность миссии Иисуса, которая несет человеку свет и спасение. Второе пророчество обращено к Богородице (см.: Лк 2:34–35). В нем акцентируется внимание на том, что Откровение о Христе не будет повсеместно принято. Богомладенец будет Тем, Кто внесет раскол в израильское общество, в котором одни падут, а другие поднимутся и последуют за благой вестью, ведущей к спасению.

Откровение, полученное от праведного Симеона, возвещала пророчица Анна, которая была вдовой преклонного возраста (84 года), проводила свое время в посте и молитве.

Литургическое почитание

В православной традиции празднование Сретения Господня, вероятнее всего, было установлено в IV веке, в Иерусалиме. Паломница Эгерия, находившаяся на Святой земле примерно в 381–384 гг. оставила свои воспоминания о посещении праздничного богослужения:

Сороковой день от Богоявлений празднуется здесь с большой честию. В этот день бывает процессия в [храм] Воскресения, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, словно в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в храм, и узрели его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители.

Свое распространение праздник получил чуть позже. В Константинополе он был установлен в первой половине VI века при императоре Юстиниане I Великом (527–565) и получил распространение во всем христианском мире.

Богослужебные особенности

Хотя Сретение считается Господским праздником (то есть посвящен Иисусу Христу), богослужебных особенностей, характерных для него, он почти не имеет. Единственной является наличие входного стиха на Литургии: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою» («Явил Господь спасение Свое, пред народами открыл правду Свою»).

Многие песнопения обращены к Богородице. Например, прокимен на утрени и Литургии или тропарь.

На церковнославянском языке
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Русский перевод свящ. Михаила Асмуса
Радуйся, Облагодатствованная (Богом) Богородице Дево: ибо из Тебя взошло на небосклон Солнце праведности — Христос (Помазанник), Бог наш. Веселись и ты, праведный старец (Симеон), принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение (восстание от греховной жизни).

Одна из особенностей праздника — чин благословения свечей, который появился в практике Русской Церкви в середине XVII века под влиянием латинской традиции. На сегодняшний день чин не является обязательным и повсеместным, поэтому в некоторых местах он пользуется большой популярностью, а в других — никогда не совершался.

Иконография праздника

Первый известный сохранившийся сюжет Сретения Господня представлен в мозаике церкви Санта Мария Маджоре в Риме и относится к концу первой половины V века.


Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г. Рим, Италия

В левом углу расположена фигура Богородицы с Богомладенцем на руках. К ним с вытянутыми вперед руками направляется старец Симеон. В его руках гиматий — прямоугольный кусок ткани. Между Богородицей и Симеоном стоят праведный Иосиф, ангел и праведная Анна. В правом углу композиции изображен Иерусалимский храм, а в центре фасада — две пары голубей.

Так как Сретение завершало Рождественский (Богоявленский) цикл праздников, то оно нередко было включено в изобразительную композицию, связанную с событиями Рождества Христова.


Фреска церкви Санта Мария в Кастельсеприо. Конец VII — начало VIII в. Италия

Со временем иконография праздника сформировалась в двух видах: в сокращенном и развернутом. В кратком варианте Пресвятая Дева с Младенцем на руках и праведный Симеон стоят по сторонам алтаря. Развернутый вариант включает в себя еще фигуры праведных Иосифа и Анны.

В русском искусстве с XV века распространилась композиция, на которой Божия Матерь, праведные Анна и Иосиф изображены на фоне стены. Напротив них на ступенях Иерусалимского храма с вытянутыми руками в глубоком поклоне стоит старец Симеон. Преимущественно такая иконография сохраняется на аналойных иконах и в наше время.


Икона Сретения Господня. 70–80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle