Три труда Василия Болотова, великого историка и богослова — к его 170-летию

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
В. В. Болотов (1853–1900)

12 января 2024 года мы празднуем 170-летие со дня рождения Василия Впсильевича Болотова, великого русского православного историка Древней Церкви. Был профессором древней церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии. Член-корреспондент Императорской Академии наук, доктор церковной истории. Он был прежде всего историк Древней Церкви, но также принимал участие в жизни Церкви тех лет как эксперт — творил историю современной ему Церкви: в диалоге со старокатоликами, в деле присоединения к Православию урмийских несториан-ассирийцев, в комиссии по календарному вопросу. Здесь он от истории Церкви переходил к экуменическому богословию, а через него — к богословию вообще, в каковое внес немалый вклад. Впрочем, и его историческим трудам свойственна глубокая разработка богословских вопросов (каковые, в сущности, стоят в центре истории Древней Церкви). Его последними словами были: «Христос идет, Бог идет. Иду ко Христу».

Историк

Лекции по истории Древней Церкви, I том

Опус магнум Болотова — четырехтомник «Лекции по истории Древней Церкви» — классика церковной историографии,
блестящий труд. Великий православный историк, умевший совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар, Болотов усматривал в истории «голос Церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени, — голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Прошло уже больше века с публикации четырехтомника, но первый том — «Введение в церковную историю» — пожалуй, до сих пор ценен для православного историка, и вообще для решения апорий конфессиональной ангажированности историка и объективности исторической науки, апорий задачи достижения фактов в области этических, мировоззренческих, духовных проблем, составляющих суть любой истории, коль скоро история есть история существ, имеющих дело с этикой, с взглядами на мир — духовных существ. Эти и подобные им апории достигают предела в истории Церкви — дисциплине столь же исторической, сколь и богословской: это проблема «вечная», и вклад Болотова тут до сих пор актуален. Он рассматривает разные конфессиональные типы историков Церкви, показывая, что именно православному историку/богослову необходима объективная, критическая история Церкви — ибо в таковой (а не придуманной в фальшивое оправдание своих личных и корпоративных интересов, взглядов и т. п.) истории можно и нужно расслышать (объективный, а не субъективно-ангажированный!) голос Церкви, увидеть ее жизнь как Тела Христова, оживотворенного Духом Святым — то, что богослов называет Священным Преданием, источником вероучения наравне со Священным Преданием.

Богослов

К вопросу о Filioque

«К вопросу о Filioque» — сборник великого историка Церкви В. В. Болотова, где он выступает уже не только и не столько как историк, а как богослов. Активно разрабатывавшийся в конце XIX века проект соединения православных и старокатоликов имел одной из главный своих проблем догматический вопрос об исхождении Св. Духа и от Сына (Filioque) — утверждение, входящее в богословскую базу старокатоликов. Итак: тут Болотов занимается не просто богословием, но его сердцевиной — учением о Триипостастном Божестве, об отношениях Божественных Ипостасей. Болотов разработал терминологическое различение, ставшее ныне общепринятым: есть «догмат» (вероучительный постулат, авторизированный Вселенской Церковью), «теологумен» (богословское мнение, принадлежащее одному или ряду Отцов Вселенской Церкви — не принятое как догмат и не отвергнутое как ересь) и «богословское мнение» (частное мнение того или иного богослова, не признанное еретическим). Болотов защищает позицию, согласно которой Filioque — не ересь, а теологумен: таким образом исповедание исхождения Духа и от Сына старокатоликами не может быть препятствием объединения с ними православными, к тому же «не вопрос о Filioque вызвал разделение между Церквами, а потому не может считаться impedimentum dirimens («разъединяющим препятствием») для восстановления общения между восточною православною и старокатолическою Церковью».

В предлагаемую книгу вошли следующие тексты Болтова:

Тезисы о «Filioque»;

Письмо архиепископу финляндскому Антонию 10 февраля 1893 года;

О значении порядка Ипостасей Св. Троицы по воззрению восточных свв. отцев;

Реферат, предложенный в заседании Комиссии по старокатолическому вопросу 22 января 1893 года,

а также в качестве предисловия — статья выдающегося историка А. Бриллиантова «Труды проф. В. В. Болотова по вопросу о Filioque и полемика о его «Тезисах о Filioque» в русской литературе».

Историк-богослов

Учение Оригена о Св. Троице

«Учение Оригена о Св. Троице» Болотова «по сей день остается лучшим изложением тринитарных взглядов Оригена, ни в чем не превзойденным позднейшими исследованиями» — по определению прот. Г. Флоровского. В первой части Болотов прослеживает историю тринитаризма до Оригена, во второй — разбирает собственно Оригенову триадологию, в третьей — ее судьбы в позднейшем развитии богословия. Так эту книгу можно читать не только в целях изучения тринитарных воззрений Оригена, но и как историю церковного учения о Св. Троице вообще (а учение о Троице есть собственно «богословие», как его понимали Отцы). Место Оригена в истории богословия невозможно переоценить. По большому счету все богословие эпохи Вселенских соборов принадлежит его следу (как минимум в темах и проблемах). И вот историей тринитарного богословия периода Древней Церкви занимается великий историк Древней Церкви и сам неординарый богослов Болотов.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle