Цезарь, декабристы, мученики, самураи: христианские исторические романы

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Собрали для вас подборку исторических романов. Помимо того, что это просто интересное чтение, у исторических романов есть религиозное измерение.

Зачем христианину история? Новация библейской религии состоит в понимании истории как теофании, явления Бога в мире. История — реальная жизнь людей — то пространство, в котором Господь открывается людям.

Язычникам священное открывалось (или они думали, что открывалось) в явлениях природы или «культовых действиях». Бог же Библии открывается в истории. В Ветхом Завете это история богоизбранного народа (первая заповедь: «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства»). В Новом — высшая точка истории — Воплощение Бога, реальное, конкретное пришествие Господа в историческую реальность, «при Понтийском Пилате». С тех пор и поныне главный сюжет истории — бытие Церкви, нового христианского человечества.

Посмотрим, как в романах, посвященных самым разным эпохам, исторические события раскрываются перед читателем как действие Бога в мире.



Дмитрий Мережковский. «14 декабря»



Это последняя часть трилогии Мережковского «Царство Зверя» (две первые — «Павел I», «Александр I»). Главная тема романа — восстание декабристов, «первый опыт политической революции в России». На этом материале автор пытается понять, каковы отношения христианства и революции, как связаны Христос и свобода, Христос и власть, Христос и насилие.

Что такое история — пространство, где встречаются человек и Бог, или непрерывное пролитие крови? Может ли общество жить по Евангелию, а не только болтать о нем?

Во время восстания царь все никак не может решить — «картечь или конституция», и все же решает — «картечь». Декабристы мечтают: «Господь не покинет России. Только бы с Ним, только бы с Ним — и такая будет революция, какой мир не видал!» Но провидят: «Всюду — вольность без Бога — злодейство, братоубийство неутолимое. И надо всей Россией, черным пожарищем — солнце кровавое, кровавая чаша диавола». И все же перед казнью Муравьев-Апостол, автор «Катехизиса», манифеста христианской революции, христианской республики, напишет: «Не спасется Россия, пока не исполнит моего завещания: свобода с Богом».

Мережковский создал несколько исторических романов. Они составляют единое повествование об истории христианства:

— «Царство Зверя» — христианство в Новое время;
— египетская дилогия «Рождение богов. Тутанкамон на Крите» — предыстория христианства, голод языческого человечества по Христу;
— трилогия «Христос и Антихрист» — время между ними: «Юлиан Отступник» — Церковь побеждает язычество, «Воскресшие боги» — возрождение язычества в эпоху Ренессанса, «Петр и Алексей» — вход России в Новое время.



Торнтон Уайлдер. «Мартовские иды»

История Цезаря перед смертью. Глубокое и точное размышление — на исторические, моральные, религиозные темы, — блестяще стилизованное под эпистолярную прозу. «Лучший исторический роман XX века» по оценке Дмитрия Быкова*.

Михаил Ульянов в роли Цезаря в спектакле «Мартовские иды»

Этот роман отражает человеческое существование в атеизме и если не предощущение христианства, то жажду по нему.



Сюсаку Эндо. «Самурай»

«Самурай» — один из лучших романов Эндо. История реального исторического персонажа, Хасэкура Цунэнага — первого японца, отправленного в Европу и Южную Америку с дипломатической миссией.

Это увлекательная история с глубокой проблематикой: нравственные вопросы, конфликт синтоистского, буддийского и христианского мировоззрений. В «Самурае» Эндо удалось показать действительность XVII века одновременно с европейской и японской точек зрения.

Про Эндо мы уже когда-то писали в материале про христианство в Японии.



Евгений Водолазкин. «Лавр»

Роман Евгения Водолазкина, одно из главных событий современной русской литературы и не только: издание The Guardian, например, включило «Лавр» в десятку лучших книг о Боге.

Леонид Губский. Иллюстрация к роману Е. Водолазкина «Лавр»

Древнерусский (впрочем, не все так просто) роман о странствующем травнике, юродивом, монахе Лавре. Увлекательная проза: крайне изощренная с филологической точки зрения, но главное — роман о святости («роман-житие»).



Генрик Сенкевич. «Камо грядеши»

Название романа — Quo vadis, «Куда идешь» — взято из древнего предания об апостоле Петре: после уничтожения почти всех христиан Рима апостол тайно покидает город. На дороге он встречает Христа и спрашивает: «Куда идешь, Господи?» Христос отвечает: «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие». После этого Петр вернулся в Рим и принял мученическую смерть.

Кадр из фильма «Кво Вадис» по роману Г. Сенкевича «Камо грядеши», режиссер Ежи Кавалерович

«Камо грядеши» — лучшее произведение Сенкевича, роман из жизни ранних христиан. В основном благодаря этому роману Сенкевичу присудили Нобелевскую премию.

Сенкевич писал:

Вчитываясь в «Анналы», я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу.

По словам Сенкевича, никогда он не работал столько с историческими документами, как при написании «Камо грядеши».

Протоиерей Александр Мень говорил о романе:

Сенкевич начинает с того момента, когда кончается Новый Завет. В 61–62 году апостол Павел приезжает в Рим. Обрыв. Конец хронологических рамок Нового Завета. И именно с этого года начинается повествование Сенкевича. Он дает яркую многоплановую панораму Римской империи. Тут и вольноотпущенники, и рабы, и патриции, и царедворцы, и сам император, и чиновники, и сенат. И вот на этом фоне, за парадным фасадом могучей державы, мы чувствуем гниение, кризис духовный, политический и даже экономический. И вот появляется христианство, как малое русло, как малая речушка, и ему принадлежит будущее, потому что в нем заложены семена духа, семена веры, семена нравственности. Сенкевич вовсе не идеализирует христиан. Он показывает, что и среди них есть люди разного пошиба, есть и фанатики, и добрые, и глупые, и образованные — всякие. Но ведет их Христос. Поэтому они выдерживают самый тяжкий напор империи, они идут навстречу массовым гонениям, погибают, и во главе их погибают апостолы Петр и Павел. Мы находим Евангелие в этой замечательной книге не непосредственно, а через призму апостолов. Апостол Петр рассказывает о Христе, дух Христов живет в этой общине, в самой Церкви.



Лью Уоллес. «Бен-Гур»

«Шедевр мировой христианской классики», «книга на все времена», «наиболее влиятельная христианская книга XIX века», «феноменальный бестселлер» — вот несколько отзывов на роман Уоллеса «Бен-Гур. История Христа». Думаю, большинству он известен по своей замечательной экранизации.

Кадр из фильма «Бен-Гур» по роману Л. Уоллеса, режиссер Уильям Уайлер

В широкой исторической панораме Римской империи I века показана полная перипетий жизнь иудея Бен-Гура. Тайный центр книги — жизнь и казнь Иисуса Христа.



Николас Уайзмен. «Фабиола»

«Повесть из жизни первых христиан», (оригинальное название — «Фабиола, или Церковь в катакомбах») — классический роман из жизни христианских мучеников. Книга повествует о гонении Диоклетиана — последнем и самом жестоком гонении Римской империи на христиан. Герои «Фабиолы» — святые Себастьян, Агнесса, Цецилия, Ирина, Дарья и Хлоя.



Протоиерей Николай Агафонов. «Иоанн Дамаскин»

Исторический роман протоиерея Николая Агафонова раскрывает перед нами живой образ великого писателя и замечательного поэта VIII века — преподобного Иоанна Дамаскина.

Действие романа разворачивается на фоне жестокого противостояния двух империй: христианской и мусульманской. Автор живо и образно повествует о дворцовых интригах и государственных переворотах, о кровавых сражениях и горячей молитве, о преданной любви и лютой ненависти, о высокой святости и низкой подлости.



Милан Милетич. «Четки святого Саввы»

Приключенческая повесть о великом сербском святом, наследнике сербского престола, принявшем постриг на Афоне, отце сербской культуры.



Рассказы Гертруды фон Лефорт

К сожалению, эта писательница известна мало — и зря: она пишет очень ярко и главное — умно. Ее рассказы пунктиром рисуют историю христианства:
— «Жена Пилата» — жена прокуратора видит странный сон: в храмах по всей планете люди поют: «при Понтийском Пилате».
— «Суд моря» — рассказ о милосердии Бога, побеждающем правосудие мира, во времена раннего Средневековья.
— «Дочь Иеффая» — об отношениях Церкви и Синагоги на фоне гонений на евреев в Испании.
— «Башня постоянства» — о гонении католиков на гугенотов.
— «Преддверие Неба» — герои рассматривают конфликт Церкви и мира в последние века на примере суда над Галилеем.

*Дмитрий Быков внесен в реестр иностранных агентов.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle