Война и мир в свете Священного Писания

Владимир Стрелов

Ректор библейского колледжа «Наследие»

Подпишитесь на наш Телеграм
 
   ×
Караваджо. Давид и Голиаф. 1609–1610

Многие сегодня говорят так, будто бы они знают и возвещают нам волю Божию. Но действительно ли они знают ее?

Библия не дает нам готовых ответов. Всегда остается вопрос о том, как услышать голос Божий в конкретный период жизни Церкви. Вместе с тем Бог не может противоречить Сам Себе, так что все стоит проверять Писанием: если что-то ему противоречит, это явно не от Бога.

В данной подборке тезисов и вопросов мы сознательно уходим от оценок кого-либо, не даем рекомендаций, предоставляя читателю сделать выводы самостоятельно. Мы также признаем, что можем в чем-то ошибаться. Если кто-то увидит существенные упущения и сможет на них указать (в свете Слова Божия!), автор будет только благодарен.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф 5:9)

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин 3:15)

  1. Христианин не может и не должен закрывать глаза на несправедливость — Христос не закрывал. При этом Христос избрал путь не принуждения к добру, а путь благовестия, добрых дел, и собственной жертвы. Христиане призваны идти по этому же пути для преображения мира.
  2. Библия активно использует язык войны, говоря о духовной битве, начавшейся падением ангелов и заканчивая победой Христа в Воскресении. Но это битва, в которой противники — духи злобы, а не люди. И единственное оружие, которое дается христианину, меч духовный, — это Слово Божие (см. Ефес 6:10–18 — тексты приведены ниже).
  3. В Ветхом Завете о войнах повествуется больше, некоторые из них даже считаются священными. Но в каждом случае нужно разбираться, о чем именно идет речь, что именно благословлено Богом. Рассматривать все стоит через призму того факта, что в числе главных даров от Бога (благословений) постоянно называется мир (Чис 6:26, Пс 28:11, Притч 16:7).
  4. Обратимся к некоторым примерам. Исход и завоевание Земли обетованной — это не обычная война людей за территории и ресурсы; это борьба Самого Бога за то, чтобы появился свободный народ, всецело преданный Ему. И победа в большинстве случаев приходит чудесным образом, свыше: врагов покрывает море (Исх 14–15), стены рушатся (Нав 6), шершни (Нав 24:12), а позднее и мор (4 Цар 19:35) расправляются с войсками противников. Параллель Исходу в Ветхом Завете — освобождение из Вавилонского плена, в Новом — создание Церкви, нового народа Божия. Оба этих события происходили уже не военным путем.
  5. Ветхий Завет знает и более привычные воины между народами за обладание землей, такая война даже может называться священной. Она так названа потому, что ведет к освящению земли: на конкретной территории должно быть уничтожено язычество, очищена скверна, остаться только то, что посвящено Богу единому, от человека до скота. Иные пути освящения в то время были недоступны. Но после прихода Христа все иначе, методы другие — освящением занимается Дух Святой, действующий в сердце (молитва «Царю Небесный», Ин 14:26), и само Слово Божие (Ин 15:3).
  6. В Книге Судей и в 1–4-й Книгах Царств описаны эпизоды борьбы среди разных колен, примеры братоубийственных столкновений. Хотя привычных современному читателю оценок не дается, видно, что происходит подобное тогда, когда люди не признают Бога царем, и каждый делает то, что ему кажется правильным (Суд 21:25).
  7. Одному из лучших царей Ветхого Завета, Давиду, запрещено строить Храм, потому что на его руках много крови (1 Пар 22:8). А для христиан единственный Царь и Господь — Христос. А дальше см. снова пп. 1–2.

Вопросы

В.: Новый Завет больше говорит о личностной этике, а не о том, как действовать в масштабе государств, стран. Может ли быть так, что на личном уровне христианин должен руководствоваться Новым Заветом, а на общественном — Ветхим?

О.: Именно так рассуждали ранние протестанты. В результате это привело к религиозным войнам, абсолютно бессмысленным. В православной традиции мы видим иное — см. пример первых прославленных русских святых Бориса и Глеба, пожертвовавших собой ради недопущения междоусобицы. Воинские же тексты Ветхого Завета были переосмыслены Церковью в контексте духовной брани.

В.: В Основах социальной концепции РПЦ тем не менее допускаются справедливые воины?

О.: Теоретики справедливой войны, начиная с блаж. Августина, придумали множество критериев для определения таких войн, начиная с таких объективных показателей, как нарушение международных договоров и государственных границ. Но следует помнить, что каждая сторона, как правило, вносит свой, больший или меньший, вклад в конфликт, и понятие «справедливости» используют все стороны, подразумевая, что именно они правы. Кроме того, даже для светских людей встает вопрос об эффективности подобных вмешательств и их цене. Иногда войны не избежать, однако верующие помнят, что в Эдеме войн не было, и любая война остается греховной трагедией. Когда гибнет один человек, гибнет целый мир. Даже победа в самой справедливой, Великой Отечественной войне, нашими отцами была названа «радостью со слезами на глазах».

В.: Если мы примем предложенную выше философию жертвы, не кажется ли вам, что нас завоюют, ограбят?

О.: В жизни с Богом есть много радости, это жизнь с избытком, поэтому было бы неверно определять христианский путь жизни как «философию жертвы». К счастью, жить можно не только в парадигме «нас завоюют / мы завоюем».

Памятник свв. Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове, 2006, скульптор — А. Ю. Рукавишников

Конечно, разумную предосторожность никто не отменял, мы живем в падшем мире. Поэтому для защиты от вражеских нападений существуют вооруженные силы. Но благополучие народа зависит, согласно Священному Писанию, не столько от надежды на силу оружия, сколько от следования народа пути Божию (Пс 19), от Самого Бога, милостивого, щедрого, и справедливого, спасающего правых сердцем (Пс 7:11, Пс 39). Именно кротким обещано наследование земли (Пс 36:11). И вряд ли можно изменить сердце человеческое, и в конечном итоге, общество, мир, чем-то иным, кроме любви, о которой прекрасно сказал ап. Павел (1 Кор 13).

В.: А как же пророчества разных старцев, как же проповеди авторитетных священников и даже епископов? Они совсем другую линию проводят, патриотическую, войну благословляют и освящают — как последнее средство против Антихриста.

О.: Господь наш Иисус Христос обличил фарисеев за то, что они Слово Божие заменяли своими преданиями (Мк 7:6–7), мыслили не по-Божьи, а по-человечески. Он обличил и иродиан, которые поддерживали царя в любых ситуациях, в том числе когда это вступало в противоречие с Законом Божьим (Мф 22:16–21).

В Апокалипсисе нет ни одного упоминания о том, что христиане должны побеждать Антихриста силой оружия. Их оружие — свидетельство о Боге, вплоть до жертвенной смерти (Откр 11), и молитва хвалы Ему (Откр 15). Мы призваны любить свой народ, свою землю, свою культуру, однако помнить при этом, что главное Отечество у христианина — Небесное. Как бы, отстаивая земное отечество нехристианскими средствами, не потерять Небесного!

В.: Но разве не в удержании мира от окончательного разложения и состоит призвание нашего народа?

О.: Относительно призвания русского народа есть много спекуляций. Следует знать: настоящий народ Божий — это Церковь (1 Пет 2:10). Все остальные народы могут в этот народ войти.

Призвание всякого народа, по апостолу Павлу — искать Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли (Деян 17:27). Судя по посещаемости богослужений, статистике разводов и абортов мы, русские люди, только в начале этого пути. И почему бы не думать, что наше призвание как народа связано с культурой — русской литературой, музыкой, искусством, с развитием науки? В этом, по крайней мере, у нас уже есть немало плодов — но и требуется немало усилий, чтобы не только не потерять наработанного предками, но и приумножить.

Что же касается удержания мира от разложения и Антихриста, это не под силу ни одному народу. Хотя в древности считалось, что большую роль здесь играет законная государственная власть (свт. Иоанн Златоуст, блаж. Августин), последний наш святой толкователь, свт. Феофан Затворник, обозрев историю Церкви, пришел к выводу, что это дело Божье, Христа и благодати Духа Святого, а не людей (см. толкование на 2 Фес 2:6–7).

В. Стоит ли обычным людям обсуждать подобные вопросы? Не является ли решение их прерогативой властей, которым нужно повиноваться? Не лучше ли Церкви заниматься духовным окормлением, а вопросы политические оставить более компетентным лицам?

О. Конечно, мы не обладаем всей полнотой информации, и потому будет разумно не спешить с суждениями о том, как решать общественные вопросы, как оценивать чьи-либо действия, в том числе властей, — легко можно ошибиться. К тому же мы на собственном примере знаем, как бывает сложно реализовать правильные решения, даже все прекрасно понимая. Поэтому за власти нужно молиться.

Однако Бог одарил нас свободной волей, и мы не можем перекладывать ответственность за собственную жизнь и происходящее на кого бы то ни было.

Если творится явная несправедливость, наша обязанность — вмешаться, а не отговариваться тем, что «духовным» людям до этого не должно быть дела. В Библии мы встречаем не только покорность властям, но и обличение, сопротивление (к примеру, повивальные бабки не слушаются фараона, Моисей открыто противостоит ему, а пророки вплоть до Иоанна Крестителя обличают власть имущих).

Впрочем, для библейски мыслящего человека обличение властей не может быть продиктовано ненавистью, страхом или презрением. Даже в самых суровых словах Христа всегда звучит любовь, и требуется большой пастырский такт, чтобы привести человека к раскаянию, а не озлоблению (это отличает слово Церкви от критики политических оппонентов). История Церкви знает примеры успешных обличений с любовью, например, в случае святителя Амвросия Медиоланского и императора Феодосия или святителя Митрофана Воронежского и Петра I.

Да, судьба святого Иоанна Крестителя, преподобного Максима Грека и святителя Филиппа Московского показывает, что власть далеко не всегда готова прислушиваться к голосу истины. Тем не менее именно в этом, в служении свидетельства, в том, чтобы звучало Слово Божие, и заключается одно из истинных предназначений Церкви.

В.: В чем можно черпать надежду в трудные времена?

О.: Надежда — не в чем-то, а в Ком-то. Бог ближе к нам, чем мы думаем. Он слышит каждую молитву. Он может и укрепить, и утешить; Он уже укрепляет и утешает. Все — в Его руках, и ничто не может отлучить верующих от любви Божией. Он — наш Отец, а Иисус называет нас своими братьями и друзьями. Слово Божие и сегодня живо и действенно. Дух Святой, как и во времена ранней Церкви, продолжает Свое действие в сердцах людей. Если мы идем за Христом, мы не одиноки: вся Церковь, и земная, и небесная, с нами. Даже малый шаг в сторону добра (благотворительность, помощь беженцам и находящимся в трудной ситуации людям) не остается незамеченным. Трудности — то, что помогает нам очиститься и стать более угодными Богу. И впереди нас ждет не конец, а новое начало, когда Бог будет всяческая во всем.

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном

Откр 21:4–7

Тексты

О духовной брани

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых

Ефес 6:10–18

О благословении мира

И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:

да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их

Чис 6:22–27

Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром.

Пс 28:11

Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

Притч 16:7

Об Исходе, взятии Иерихона, завоевании и защите Земли обетованной

Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.

И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.

И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других], и не сблизились одни с другими во всю ночь.

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.

И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря.

И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и по левую сторону.

Исх 14:13–29

Жан Фуке. Взятие Иерихона. 1470–1475

Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны.

И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним.

Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами. Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните.

Таким образом ковчег [завета] Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.

[На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня; и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом [завета] Господня и идучи трубили трубами. Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз.

Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!..

Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.

Нав 6:1–19

Вы перешли Иордан и пришли к Иерихону. И стали воевать с вами жители Иерихона, Аморреи, и Ферезеи, и Хананеи, и Хеттеи, и Гергесеи, и Евеи, и Иевусеи, но Я предал их в руки ваши.

Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим [сделано это]

Нав 24:11, 12

Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего».

И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.

4 Цар 19:32–36

О призвании народа Божия

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.

1 Пет 2:9, 10

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

Деян 17:24–28

Как можно одержать настоящую победу

Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.

Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:

они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.

Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать [к Тебе].

Пс 19:7–10

Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.

Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

Пс 36:7–11

Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.

Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий.

Пс 7:11, 12

Начальнику хора. Псалом Давида.

Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число.

Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно, ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!» Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»

Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Пс 39

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу…

и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.

…(Он) отнял силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

Кол 2:8, 10, 15

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает.

1 Кор 13:1–8

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle