После Своего Воскресения Иисус Христос часто являлся ученикам для того, чтобы они могли убедиться в истинности Его Воскресения и приготовиться к принятию обещанного Святого Духа. Спустя много дней после Воскресения (согласно Книге Деяний — 40) Христос привел Своих учеников на Елеонскую гору, преподал им благословение и вознесся на небо. Этому событию, через которое происходит прославление Сына Божия, посвящен один из двенадцати главных праздников Православной Церкви.
Событие Вознесения кратко упомянуто в Евангелии от Марка (16:19), а более подробно описано в Евангелии от Луки (24:50–51) и Книге Деяний святых апостолов (1:9–11). Оно является одним из главных фактов жизни Иисуса Христа. Это отражено во многих древних Символах веры, в том числе Никео-Константинопольском, читаемом членами Церкви до сих пор: «Верую… во единого Господа Иисуса Христа… воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца». Господь после Своего Вознесения не оставил мир, но по-прежнему находится в нем через действия Святого Духа.
Литургическое почитание
Изначально праздники Вознесения Господня и Пятидесятницы не отмечались раздельно вплоть до конца IV столетия. Их разделение, возможно, связано с противостоянием ереси духоборчества (осуждена на II Вселенском Соборе) и необходимостью подчеркнуть особую роль Святого Духа в деле спасения.
Святители Григорий Нисский (335–394) и Иоанн Златоуст (ок. 347–407) в своих проповедях одними из первых свидетельствуют о Вознесении Господнем как об отдельном празднике.
Богослужебные особенности
Сорокадневный период от праздника Пасхи до Вознесения Господня «противопоставлялся» такому же по длительности периоду поста. Так как празднование совершается на 40-й день после Пасхи, то Вознесение всегда приходится на один и тот же день недели — четверг.
Традиционно духовенство совершает богослужение в белом облачении. В этот цвет облачается и все храмовое пространство (накидки на аналоях, завеса у царских врат, одежды престола и жертвенника).
Богослужению на Вознесение Господне присущи все особенности господского двунадесятого праздника.
На утрени во время полиелея духовенство и хор поют величание праздника:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.
После чтения Евангелия все молящиеся поют воскресную стихиру «Воскресение Христово видевше».
Перед последней песней канона вместо песнопения «Честнейшую» диакон поет первый припев праздника «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо, Христа Жизнодавца», после которого совершается полное каждение храма.
На литургии хор поет праздничные антифоны с особыми стихами из Псалтири, а во время малого входа (входа с Евангелием) диакон после возгласа «Премудрость, прости» произносит входный стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».
После евхаристической молитвы (анафоры) хор поет не привычный богородичный гимн «Достойно есть», а ирмос 9-й песни праздничного канона:
На церковнославянском языке Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем. | На русском языке Тебя, превыше ума и слова ставшую Матерью Божией, во времени Сверхвременного неизреченного родившую, мы, верные, единомысленно величаем. |
Иконография праздника
Главная черта иконографии праздника Вознесения Господня — прославление величественного вознесения плоти Иисуса Христа на небо.
На ранних рельефах и изображениях события в центре композиции находится Богородица. Священное Предание (богослужебные тексты, творения Святых Отцов) свидетельствуют о Ее присутствии при этом событии.
Например, на миниатюре из Евангелия Раввулы (586 г.) Христос стоит в ореоле, который поддерживают два ангела, и держит в руках свиток. Под Ним изображена колесница пророка Иезекииля. Два других ангела с венцами в руках, символизирующими победу, устремлены к Спасителю. Ниже расположена фигура Богородицы, по сторонам которой находятся ангелы и апостолы.
Такой иконографический сюжет закрепился за этим праздником и в последующие столетия не претерпел значительных изменений.