Анонсы рождественских проектов «Предания.ру»
На этот Рождественский пост, как мы это делаем каждый год, мы запланировали ряд рождественских проектов: скоро первые выпуски появятся в нашем блоге, а пока анонсы:
Цикл видеолекций «Неожиданные смыслы древнерусской святости»
Протоиерей Константин Костромин о святых привычных и непривычных
Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии.
Цикл видеороликов «С еврейской Библией к Рождеству Христову»
Священник Александр Зиновкин о скрытых смыслах Ветхого Завета
Что зашифровано в Библии? Как протекает время в событиях Ветхого Завета? Почему все-таки Адам съел запретный плод? О чем говорит смех Сарры? Посещает ли Бог наш мир и каким образом? О скрытых смыслах Ветхого Завета рассказывает священник Александр Зиновкин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии.
«Рождество во всем мире. Плейлисты рождественской музыки — от древности до наших дней»
Цикл текстов с аудиоподборками
От древности до наших дней. Церковные песнопения и альтернативная музыка. Вдумчивые баллады и танцевальные мелодии от Сибири до Австралии. У каждой песни — своя неповторимая история. Весь спектр рождественской музыки в нашей праздничной подборке.
«Как Гарри Поттер заколдовал мир»
Скрытые смыслы произведений Джоан Роулинг
История о Гарри Поттере — одна из самых популярных среди когда-либо написанных. В чем секрет такого ошеломляющего успеха? Известный «поттеровед» Джон Грейнджер, перевод чьей книги вышел в издательстве «Никея», приглашает к увлекательному путешествию по книгам поттерианы. Разбираем основные сюжетные ходы и образы, расшифровываем их символическое значение и показываем, какую вечно актуальную историю рассказывает Джоан Роулинг.
Гилберт Кит Честертон. «Что не так с этим миром»
Наверное, вы удивитесь, что мы предлагаем вам в Рождественский пост прочитать отрывки из иронических статей Гилберта Честертона. Какая в этом польза православному человеку?
Все дело в том, что Честертон всю жизнь тяжело болел, пережил войну и непонимание близких, но был благодарен Богу, родным и каждому встреченному человеку. Ирония его текстов часто направлена на иллюзорные взгляды людей, которые в погоне за идеалами не ценят того, что имеют. Такому взгляду на жизнь полезно поучиться каждому православному.
Давайте посвятим эту рассылку размышлениям о благодарности Богу за то, что у нас есть. И мягкая ирония Честертона нам в этом поможет.
В нашей рассылке — эссе Честертона, недавно впервые увидевшие свет на русском языке в издательстве «Никея».
Уже завтра мы начнем выкладывать первые выпуски рождественских проектов — следите за обновлениями в блоге!
Новинки блога
В этот раз мы чуть изменили формат цикла «В защиту мира»: предлагаем вам фрагменты из семи статей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), выдающегося пастыря, богослова, ученого, хирурга XX века; четыре первых опубликованы в ЖМП до появления рубрики «В защиту мира», три последних — уже в ней. Статьи совершенно удивительные: здесь святитель Лука выступает горячим апологетом демократии, социализма, политических и социальных прав: несмотря на внешний атеизм, эти явления подлинно евангельские, считает святитель — прямо в противовес яростно критикуемым им лишь внешне христианскими — и от того еще более гнусными, ибо кощунственными — капитализму, империализму, колониализму, милитаризму, репрессиям, ущемлению прав и свобод, войнам. И конечно, суть этих статей — христианская обязанность творить дела правды и милосердия, а в частности — бороться за мир, бороться против войны — в особенности против «христиански» оправданной войны: среди средств такой борьбы свт. Лука упоминает «пропаганду мира», «протесты против войны» (митинги, коллективные петиции), забастовки на связанных с милитаризмом работах и т. п.: не говоря уже о том, что святитель оправдывает даже и вооруженную революционную борьбу даже и под руководством коммунистов-материалистов — в том случае, если цели борьбы носят христианский характер — справедливость, ликвидация угнетения и т. п., например:
Не первейшая ли обязанность каждого христианина, обязанность Церкви заботиться о бедных, творить дела милосердия, ограждать всеми способами тех, кого угнетают? Разве не наша христианская обязанность заботиться о стариках, бездомных, о покинутых детях, о неизлечимых больных?
Поэтому не могут называться христианами те, кто враждует против демократического строя, осуществляющего в невиданных масштабах эти элементарные требования справедливости, когда народ получает права, устраняющие неравенство, когда все получают помощь в старости, в болезни, в инвалидности. Тяжелый грех творят те христиане, которые с враждой относятся к этой великой и благословенной деятельности.
Мы, христиане, должны содействовать всему доброму и справедливому, к чему с такой могучей энергией стремятся народы, сбросившие ярмо эксплуатации, социального неравенства и колониального угнетения.
И, конечно, мы должны быть в первых рядах борцов за мир против поджигателей третьей мировой войны.
Реакция православных на Первую мировую войну
Владимир Шалларь: печально известны националистски-милитаристские, шапкозакидательские заявления иных русских интеллектуалов в начале Первой мировой; давайте сегодня посмотрим три обратных примера — трех значимых русских православных мыслителей: политика, офицера, священника — их текстов о растляющей, сатанинской сущности войны и государства.
Шестов как постметафизик, неоматериалист, анархист
Владимир Шалларь: 85 лет назад (19 ноября 1938 года) умер великий — по-настоящему великий — философ Лев Шестов. Этот текст хочет ввести своего читателя в шестовское мышление; текст посвящен не шестовскому творчеству в целом, но лишь группе определенных концептуальных его тенденций: а именно тем тенденциям, что вырывают шестовское творчество из стереотипного его понимания, освобождает из-под спуда бессмысленных ярлыков, лениво-привычных определений — показывая это творчество как стоящее на высоте актуальнейших общетеоретических и политических проблем нашего времени; только сейчас мы можем начать понимать творчество Шестова в его настоящем — огромном — значении; шестовское творчество оказывается совокупностью ответов на вопросы, которые мы только в последнее время научились задавать.
День матери, стеклянный потолок и Нобелевская премия по экономике
Денис Собур: «видимо, специально выбрали самый темный и тоскливый день в году», — пошутила моя супруга, когда узнала, на какое число назначили празднование Дня матери. Действительно, конец ноября, сыро, темно и даже нет снежного покрова, который делает веселее короткие декабрьские дни. А в ноябре вокруг лишь серый мир на сером фоне. Как будто кто-то специально иронизировал над матерями.
Две заповеди — два якоря жизни
24 ноября исполняется 145 лет со дня рождения священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского. Публикуем для вас одну из проповедей сщмч. Григория, произнесенных им в Петербурге в разгар обновленческого раскола и большевистских гонений. Проповеди епископа Григория Шлиссельбургского стенографировались прямо в храмах, затем расшифровывались и, вероятно, просматривались самим автором.
«Я иду за Асланом, даже если он не существует». Перечитывая Клайва Льюиса
Денис Собур: один из наиболее читаемых христианских миссионеров XX века, Клайв Стейплз Льюис умел рассказывать о сложных вещах простыми словами. Его богословские труды до их пор приводят людей к вере. Его «Хроники Нарнии», пересказывающие евангельские сюжеты, современные дети любят так же, как и его современники. Ценители научной фантастики зачитываются его увлекательной «Космической трилогией». Мне давно хотелось перечитать книги эпохи своего воцерковления. 60-летие со дня кончины Клайва Льюиса (1898–1963) оказалось подходящим поводом.
Не небесная канцелярия, а свежесть и юность
Игумен Силуан (Туманов): глядя на иконы, мы легко можем увидеть, что ангелы изображаются в виде юношей с крыльями. Это символизирует их силу, их живое стремление выполнять волю Божию, ту быстроту и смирение — «крылья» — с которым они волю Божию творят.
Сельма Лагерлёф: два больших романа
20 ноября 2023 года — 165 лет со дня рождения Сельмы Лагерлёф (1858–1940), шведской писательницы, первой женщины, получившей Нобелевскую премию по литературе — «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения». Переводчик Ольга Дробот рассказывает о жизни Сельмы Лагерлёф и двух ее больших романах: «Император португальский» и «Иерусалим». А мы предлагаем саммари лекции.
Девять книг святителя Григория Турского
Тимур Щукин: в конце своего главного труда «История франков» святитель Григорий Турский, 1430-летие со дня кончины которого отмечается 17 ноября, перечисляет написанные им книги и умоляет преемников — Турских епископов «не допустить… чтобы эти книги были уничтожены или заново написаны, как если бы из них выбирали одно, пренебрегая другим». Насколько потомкам удалось исполнить завещание святителя, мы сейчас и разберемся, перечислив известные сочинения свт. Григория Турского, отмечая и то, в каком состоянии они до нас дошли.
Протоиерей Максим Первозванский: «У меня нет простых ответов на сложные вопросы»
Когда далекие от Церкви люди слышат слово «спасение», у них возникает вопрос: «А что, разве я погибаю? Зачем меня нужно спасать?» Знаем ли мы, православные христиане, ответ на этот вопрос? Да. Только вот этот ответ порождает новые вопросы… Складываем пазл «спасения» с протоиереем Максимом Первозванским — клириком храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе (Москва).
Новинки медиатеки
«Император португальский» — роман Сельмы Лагерлёф о безумии отца и его любви к своей дочери. К имеющемуся тексту добавили и аудиоверсию. «Есть молитва, которую мы читаем каждый день, — подсказал учитель, — так вспомните, как мы в ней называем Бога?» На Клару наконец нашло просветление. Она поняла: учитель хотел, чтобы они ответили, что называют Бога Отцом. Она быстро подняла руку… «Мы называем Бога Яном», — ответила она громко и ясно». Это цитата из романа «Император Португальский», необыкновенной истории о сущности любви, особенно любви родительской. Лагерлёф пишет глубоко и просто одновременно, по-пушкински отважно ставя рядом любовь и предательство.
«Философия Льва Шестова и его французские последователи» — книга Ксении Ворожихиной, задачу которой автор описывает так:
«Целью настоящей книги является рассмотрение философии Льва Шестова в контексте интеллектуальной жизни Франции и анализ влияния идей Шестова на творчество его французских последователей, с которыми русский философ непосредственно общался, — Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана. Книга представляет собой исследование того, как «взрывчатая духовность» Шестова преломилась во взглядах французских авторов, в той или иной степени следовавших за ним, а также прояснение «самого важного» для них в шестовской философии. Данный подход обусловлен тем, что воздействие русской философской мысли на европейскую культуру, в отличие от влияния на нее русской литературы и искусства, остается пока малоизученным и недостаточно оцененным».
«Святитель Лука, Архиепископ Крымский (Войно-Ясенецкий) — публицист и «Журнал Московской Патриархии». Сборник материалов» — собрание статей свт. Луки (Войно-Ясенецкого) в «Журнале Московской патриархии». Статьи совершенно удивительные: здесь святитель Лука выступает горячим апологетом демократии, социализма, политических и социальных прав: несмотря на внешний атеизм, эти явления подлинно евангельские, считает святитель — прямо в противовес яростно критикуемым им лишь внешне христианским — и от того еще более гнусным: капитализму, империализму, колониализму, милитаризму, репрессиям, ущемлению прав и свобод, войнам. И конечно, суть этих статей — христианская обязанность творить дела правды и милосердия, а в частности — бороться за мир, бороться против войны — в особенности против «христиански» оправданной войны.
Святитель Григорий Турский прославился своей «Историей франков» — ценнейшим источником по истории Франции. В «Историю франков» входит автобиография свт. Григория Турского, он был очевидцем многих событий, описанных им. Свт. Григорию Турскому принадлежат также много агиографических произведений, полных рассказами о чудесах святых.
В собрание творений свт. Григория Турского вошли: «История франков», «Книга о чудесах блаженного апостола Андрея», «Диспут католика с арианином», «Расчет движения звезд», «О славе мучеников», «О славе блаженных исповедников» и одно из главных агиографических сочинений Запада — «Жизнь Отцов».
Позволяет ли совесть ездить без билета и качать пиратский сериал?
Иерей Сергий Круглов о современных православных. Мы приходим в храм разными дорогами. Прямыми, кривыми, иногда и по бездорожью идем. Современный православный — кто он? Как человек меняется в Церкви, как меняется его жизнь, и меняется ли?
А если меняется, но не в лучшую сторону? Это что, Бог меня специально испытывает? Или не Бог?
И что, теперь надо жить по заповедям даже в мелочах? Хотел скачать пиратский сериал — не могу. Что-то останавливает. И так теперь во всем. Спокойная жизнь закончилась.
А еще я постоянно сомневаюсь — в себе, в Боге. Это же ужасный грех. Как мне укрепить свою веру?
Говорим об этом с иереем Сергеем Кругловым. Отец Сергий служит в Спасском соборе г. Минусинска Красноярского края. Он — известный поэт, публицист, писатель, лауреат литературных премий, колумнист православных интернет-изданий.
Ведет эфир журналист Ольга Лебединская.
Под конец — несколько музыкальных новинок:
— Чайковский. Литургия Святого Иоанна Златоуста. Девять духовно-музыкальных сочинений.
— Древнерусские песнопения. «Первоначальные формы и напевы древнерусского церковного пения, заимствованные из Византии, довольно скоро оформились в особый тип древнерусского певческого искусства — знаменный распев».
— Мастера партесного стиля. «Жанр хорового концерта a cappella начал развиваться в русской духовной музыке еще в начале XVIII века в связи с введением в певческую практику партесного пения, завезенного в Москву киевскими певцами в середине XVII столетия».