Царь/Император/Самозванец/Патриарх/Бог. Великие пьесы Чехова

16.10.2023
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Блог

Alt

Оружие Церкви в защите мира

В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» публикуется текст с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».

Предлагаемый сейчас текст принадлежит Анатолию Васильевичу Ведерникову, публицисту, филологу, педагогу, историку русской религиозной философии, нетривиальному православному богослову, ученику Бердяева и Ильина (и Айхенвальда — десятилетия спустя в окружении Ведерникова входила Улицкая*: смычка дореволюционной и постсоветской русской культуры), сотруднику Издательского отдела Московской Патриархии, активному члену редакции «Журнала Московской Патриархии» (одно время служившим его ответственным секретарем), одному из издателей «Богословских трудов» и других подобных печатных продуктов Патриархии, преподавателю истории русской религиозной мысли в Московской Духовной Академии (и вообще участнику возрождения учреждений духовного образования в СССР), сподвижнику, референту, спичрайтеру патриарха Алексия I, будущего патриарха Алексия II, митрополита Николая (Ярушевича). В данном случае нам он интересен как заведующий отделом (и один из основателей) «В защиту мира» в ЖМП, написавший множество текстов для него (как под собственным именем, так и под псевдонимами — А. Васильев, А. Столяров, А. Крашенинников), то есть как классик православного миротворческого богословия, один из самых плодовитых авторов по этой тематике, один из ведущих специалистов по ней.



Alt

Шесть сократических диалогов политзаключенных и беженцев

Владимир Шалларь: три православных неоплатоника в сталинских лагерях и эмиграции. Философствование в своей подлинности — не «кабинетная писанина» и не «академическая болтовня», а подрывное, политическое опасное — смертельно опасное! — занятие. В истоке философии — задающем ей эталон, парадигму — казнь Сократа: полития приговаривает философа к смерти; образцовый сократический диалог — «Федон» ученика Сократа Платона — беседа Сократа в тюрьме перед казнью.



Alt

Почему Иван Шмелев приветствовал вторжение в Советский Союз?

Тимур Щукин: есть два типа людей, настолько различных, что они даже друг с другом не знакомы. Первые любят Шмелева-бытописателя, его книги о старой России — «Лето Господне» или «Старый Валаам», рваный стиль, саморастворяющийся в разговорном языке, его рассуждения о русских и русской душе. Другим писатель Шмелев неинтересен, и эта фамилия вызывает лишь одну ассоциацию — «а, это тот, кто приветствовал Гитлера в 1941 году». В этой статье мы будем «деконструировать» образ Шмелева-власовца, опираясь на литературное наследие реального Шмелева — писателя, политического мыслителя и даже немного богослова.



Alt

Религия Библии. Полносоставное обожение

Андрей Зубов (признан в Российской Федерации иноагентом): для христианина его вера — высшая ценность, ни с чем не сравнимая. Но в чем уникальность христианства на фоне других религиозных учений на примере учения об обожении? Разбираемся вместе.



Alt

В грустном мире стоит создавать радость

Владимир Берхин: на Страшном суде спросят, кого и насколько сильно ты любил, а не как назывались власти, которые ты не выбирал.



Alt

Забытый смысл Евхаристии как таинства любви

Артем Григорян: таинство причастия Телу и Крови Христа приводит к обожению ровно настолько, насколько приводит причащающегося к сострадательной и жертвенной любви.



Alt

Они положили сырой порох. О настоящей любви в фильмах Марка Захарова

Денис Собур: фильмы Захарова хочется пересматривать много раз. Особенно когда нам навязчиво призывают поделить весь мир на хороших и плохих.



Alt

Благая часть, когда мы со Христом, не может от нас отняться никогда

Проповедь протоиерея Алексия Уминского в день Покрова Пресвятой Богородицы: очень легко всегда опираться на внешние вещи, на внешние знакомые традиции, на то, что называют скрепами, правилами церковными или канонами, чем угодно. На это так легко всегда опираться — на то, что явно, идеологизировано и всячески представлено какими-то незыблемыми словами. Но так тяжело опираться на Христа.



Alt

Христианская любовь — любовь отдающая

Проповедь архимандрита Виктора (Мамонтова) в день памяти апостола Иоанна Богослова: апостол Иоанн Богослов говорил о том, что нет большей любви, когда брат отдаст свою душу за брата своего. Мир сей не понимает этой любви. Христиане, которые стремились исполнить эту заповедь любви, именно так и жили. И апостолы. Они не были заняты собою, у них ничего не было, они жили только для других людей, у них не было ни крова постоянного, никаких сбережений, они были как странники в этом мире, и в этой отдаче они черпали радость и силу.

Медиатека

Проповеди и беседы

Выложили несколько текстовых расшифровок к имеющимся видео- и аудиозаписям проповедей архимандрита Виктора (Мамонтова): беседа с детьми после причащения, беседа с детьми в приюте, проповедь на Евангелие от Иоанна. Глава 1, стихи 35–51, проповедь на Евангелие от Матфея (26:24), проповедь на Евангелие от Матфея (11:28).



Выложили несколько книг Бориса Успенского, советского и российского филолога, лингвиста, семиотика, историка языка и культуры, исследователя русской средневековой культуры:

Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. Язык и культура

«Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. Язык и культура» Б. А. Успенского: доктрина «Москва — третий Рим». Царь и самозванец. Царь и патриарх. Царь и Бог. Анти-поведение в культуре древней Руси. Раскол и культурный конфликт XVII века. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии. И пр. и пр.

Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов

«Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов» — монография Б. А. Успенского: Помазание на царство: эволюция обряда в связи с представлением о природе монаршей власти; помазание Пипина Короткого и начало традиции инаугурационного помазания монарха в Европе; связь инаугурационного помазания монарха с обрядом крещения; общее значение помазания в христианской традиции: помазание как обряд посвящения в «царственное священство»; ассоциация помазания головы с идеей посвящения в цари и священники, а помазания чела — с идеей сообщения даров Св. Духа; эволюция инаугурационного помазания монарха на Западе; помазание императоров в Византии; помазание царя в России; титул «царь» в его отношении к греческому βᾰσῐλεύς и латинским rex и imperator; зависимость значения царского титула от культурной или семиотической ориентации; различная интерпретация слова «царь» и в межкультурных контактах; принятие Петром I императорского титула и переосмысление слова «царь».

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

«Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)» — монография Б. А. Успенского, о которой ее автор в предисловии пишет: «эта книга в первую очередь посвящена процессам адаптации византийской культуры на русской почве; речь пойдет об усвоении — или, говоря точнее, о переосмыслении — византийских представлений о главе государства и главе церкви. /…/ Ориентация на византийскую культуру приводит к появлению определенных ритуалов, так или иначе связанных с концепцией власти; рассмотрению такого рода ритуалов собственно и посвящена настоящая работа».

Крест и круг. Из истории христианской символики

«Крест и круг. Из истории христианской символики» — монография Б. А. Успенского: правое и левое в церковном обряде: крестное знамение у православных и у католиков; правое и левое в церковном обряде: структура сакрального пространства в Московской Руси; солярно-лунарная символика в облике русского храма; перстосложение при изображении крестного знамения в православной традиции; ассоциация престола и аналоя в связи с вопросом о хождении посолонь.



Продолжаем выкладывать тексты и аудиоверсии собрания сочинений Антона Чехова:

Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад

— Чехов — может быть, умнейший, человечнейший русский писатель; не «обличитель», не «критик», не «патологический талант» — но несравненный живописец утопания в пошлости, в бессмыслице, в несчастье — не «грех», не «зло», но — без всякого нажима, надрыва, просто — их суть; Чехов — не «проповедник», не «христианский писатель», но несравненный художник мягкого какого-то неземного света, блаженной какой-то нежности, памяти о каких-то смысле, красоте, добре — свет неземной, нежный, добрый светит — но не видно его Источника — в этом Чехов, может быть, самый христианнейший писатель. Это все может быть лучше всего видно в великих пьесах Чехова: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Кроме текста этих пьес вы здесь также найдете их аудиоверсии: три «Чайки», два «Дяди Вани», «Три сестры», четыре «Вишневых сада».

Письма. Статьи. Рецензии. Заметки. Записные книжки. Дневники

Рассказы и юморески 1880–1887

*Внесена в список иностранных агентов

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle