О еврейской Библии, древнерусской святости, войне и мире в разных религиях

01.07.2024
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Some Image

Статьи

Путь свободы

«Предание.ру» продолжает републикацию текстов журнала «Вода живая» — интересных, актуальных, важных, полезных до сих пор. В этот раз — статья прот. Георгия Митрофанова об историософии выдающегося мыслителя Серебряного века Евгения Трубецкого, о свободе, о добре и зле, теодицее, о предвидении и предопределении, грехопадении и Богочеловечестве.



«Книга рая» Михаила Ямпольского и двадцать тезисов о политической ангелологии

Владимир Шалларь: «Книга рая: путь. Морфология непостижимого и недосягаемого» (Новое литературное обозрение, 2024 г.) — книга Михаила Ямпольского, интереснейшая не только своим (чрезвычайно разнообразным и богатым) непосредственным содержанием, но и контекстом. Начнем с контекста: политическая ангелология на повестке дня.



Неопатристическая политическая теология: Исход из Империи в Пустыню

Владимир Шалларь: какого рода политическое мышление развито в теологии, основанной на наследии Отцов Церкви?



Не тебе решать, когда ты «созрел»: священник Александр Дьяченко о Страшном суде и о том, стоит ли доверять своей совести

Тема Страшного суда одна из самых сложных в православной догматике. Есть общее направление, но каждый понимает его по-своему. У кого-то суд ассоциируется с обязательным наказанием, с приговором. Другие говорят, что все будут прощены. Возможно, истина где-то посередине. Но узнаем мы это только «в свое время». В нашем прямом эфире размышлениями на тему Страшного суда поделился настоятель храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери в с. Иваново Владимирской области, писатель, миссионер священник Александр Дьяченко.



Пятидесятница — день рождения Церкви. Какой именно?

Архимандрит Феогност (Пушков): понять Церковь можно только будучи внутри ее Богочеловеческого организма. Божественная благодать — это не теоретический постулат, а данность оберегаемого Церковью опыта.



Любимые батюшки и матушки Дарьи Донцовой

Дарья Донцова — самый издаваемый писатель России, лауреат множества премий. Жизнь писательницы нельзя назвать легкой. И только во взрослом возрасте Дарья поняла, что является для нее главным, — вера в Бога. В новой книге «Записки счастливой прихожанки» писательница рассказывает, каким тернистым и долгим был ее путь в храм. Предлагаем вашему вниманию отрывок из нее.



Время уходит? Вопрос времени в богословии митрополита Антония Сурожского

Протоиерей Димитрий Сизоненко: «Время уходит» — эта мысль зарождает в нас щемящее чувство чего-то потерянного навсегда. А попытки вдуматься в понятие «вечность» чреваты леденящим беспокойством, которое хочется прекратить какой-то простой, сиюминутной задачей. Не потому ли мы всегда бежим, что нам трудно сфокусироваться на вечности? Самое замечательное, что сам митрополит Антоний является таким человеком, в котором «время начинает пылать вечностью». Но как это сделать нам?

Some Image

Книги

С еврейской Библией к Рождеству Христову. Слушать — Смотреть — Читать

Что зашифровано в Библии? Как протекает время в событиях Ветхого Завета? Почему все-таки Адам съел запретный плод? О чем говорит смех Сарры? Посещает ли Бог наш мир и каким образом? О скрытых смыслах Ветхого Завета рассказывает священник Александр Зиновкин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии.



Неожиданные смыслы древнерусской святости. Слушать — Смотреть — Читать

Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии.



Кто раздает таланты. Почему мне не дали и что теперь делать? Слушать — Смотреть

У каждого из нас разные способности и возможности для их реализации. Почему кого-то «Боженька поцеловал», а кого-то нет? В чем разница между талантом и призванием, а также между призванием и призывом? Какие библейские примеры помогают нам понять свое предназначение? И как цифровые технологии помогают найти свое место в жизни? Возможно ли обнаружить свое призвание без помощи Бога?

Обсуждаем эти вопросы со священником и практикующим психологом Иоанном Загумёновым.



Война и мир в мировых религиозных традициях. Слушать — Смотреть

Религиовед Оксана Куропаткина в своей лекции о отношениях разных лекций о войне и мире расскажет:

• почему джайны — радикальные пацифисты и как у них была возможна «бесстрашная королева» Аббакка Чоута;
• почему каждый сикх обязан носить оружие;
• как были возможны «священные войны» в христианстве, что означает почитание святых воинов и полководцев, и что такое «справедливая война» в католичестве;
• что такое «Господень мир», какие усилия прикладывали и прикладывают христиане как миротворцы и как в христианстве представлен пацифизм;
• что такое джихад в исламе, каковы его правила и как мусульмане разработали правила обращения с военнопленными;
• кому и при каких условиях буддизм разрешает военную службу, и почему был возможен феномен монахов-воинов;
…и многое другое.

Some Image

Книги

«Духовные основы русской жизни» — сборник текстов Ивана Киреевского, одного из старших славянофилов и основателей русской религиозной философии как таковой. Хотя Киреевский написал очень мало, ему принадлежит целый ряд интереснейших разработок, отметим здесь только одну: он в самом начале русского религиозного мышления ставит ту задачу, что начнет решаться только в XX веке, — задачу неопатристического синтеза, выстройки актуального мышления на основании мышления Отцов Восточной Церкви — попросту неизвестного в его время:

«Духовная философия восточных отцов Церкви, писавших после X века, — философия прямо и чисто христианская, глубокая, живая, возвышающая разум от рассудочного механизма к высшему, нравственно свободному умозрению, — философия, которая даже и для неверующего мыслителя могла бы быть поучительною по удивительному богатству и глубине и тонкости своих психологических наблюдений, — несмотря, однако же, на все свои достоинства (я говорю здесь единственно о достоинствах умозрительных, оставляя в стороне значение богословское), была так мало доступна рассудочному направлению Запада, что не только никогда не была оценена западными мыслителями, но, что еще удивительнее, до сих пор осталась им почти вовсе неизвестною. По крайней мере, ни один философ, ни один историк философии не упоминает об ней, хотя в каждой истории философии находим мы длинные трактаты о философии индейской, китайской и персидской. Самые творения восточных писателей оставались долго неизвестными в Европе; многие до сих пор еще остаются незнакомы им; другие хотя известны, но оставлены без внимания, ибо не были поняты; иные изданы еще весьма недавно и тоже не оценены. Некоторые богословские писатели Запада хотя и упоминали о некоторых особенностях писателей восточных, но так мало могли постигать эту особенность, что из их слов часто дóлжно вывести заключение, прямо противоположное истине».



«Призвание России» — сборник сочинений Алексея Хомякова, основателя славянофильской и в целом русской религиозной философии. Значение Хомякова огромно; чтобы верно это значение оценить и понять, надо иметь в виду следующее. Славянофилы — во главе с Хомяковым — производят свою философию как систему бинарных оппозиций. Первая основная религиозная оппозиция: религиозность «свободного творящего духа», находящая себе полноту и вершину в христианстве и религиозность рабства — разные виды паганизма; вторая, задействующая первую как принцип понимания истории человечества: свобода («иранство») и рабство («кушитство»); третья есть проекция первой и второй на социально-политически-экономическую плоскость: свобода и христианство здесь дают «соборность», «землю», «мир-мiр», права и свободы, бессословность, общинность, «земледельческие народы» etc., а рабство и паганизм дают соответственно — государство, завоевание, сословность, «завоевательные народы» etc.; православие есть чистое, неповрежденное христианство; католицизм есть христианство поврежденное (напомним, что Хомяков — блестящий антикатолический полемист): итак, появляется конфессионально-культурная модуляция всех перечисленных оппозиций: католическое-западное-европейское попадает в столбец паганизма, рабства, насилия, государства, завоевания, сословности etc., а, соответственно, православное-славянское-русское попадает в столбец христианства, свободы, соборности, мирности etc. «Запад» становится символом этатистско-милитаристского зла, а «Россия» — анархо-социалистического добра: «Запад» как милитаристско-этатистская антиутопия, «допетровская Россия» как анархо-социалистическая утопия (см., среди прочего: «вече, сходка, мир, община, выборы, самопредставительство», «суд присяжных», «собрание депутатов всех сословий для обсуждения важнейших вопросов государственных» — т. е. парламентаризм, «равенство, почти совершенное, всех сословий», «свобода чистой и просвещенной Церкви» — это, по Хомякову, исконно русские, народные, допетровские, анти-«западные», анти-абсолютистские, анти-крепостнические, анти-завоевательные начала). Если — как это к сожалению и к стыду часто делают — выбросить собственно ценностно-смысловой контент славянофильской философии и оставить только последнюю оппозицию: Россия как добро, Запад как зло — то будет произведен диспозитив для тривиальнейших национализма, этатизма, милитаризма. Собственно, непосредственное знакомство с текстами Хомякова важно именно для предотвращения описанной мистификации его — и славянофильского в целом — наследия.



«Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке современников. Антология»: тексты Хомякова, Ю. Самарина, И. Аксакова, К. Аксакова, В. Аксаковой, И. Киреевского, Герцена, Кошелева, Чичерина, Чаадаева, Белинского, Чернышевского, Вяземского, Гилярова-Платонова, Григорьева, Писарева, Бестужева-Рюмина, Иванцова-Платонова, Страхова, Погодина, Достоевского, Ключевского, Победоносцева, В. Соловьева, Д. Самарина, И. Фуделя, Леонтьева, Милюкова, С. Трубецкого, Гершензона, Франка, Эрна, Белого, Франка, Бердяева, Вяч. Иванова, Аскольдова, Розанова, Карсавина, Струве, Флоровского, Зеньковского, Левицкого, Лосева и мн. др.



«Анархизм: pro et contra. Социально-политическое явление глазами его российских сторонников, критиков и отечественных ученых-исследователей. Антология» (сост., вступ. статья, коммент. П. И. Талерова): тексты Лаврова, Богучарского, Тихомирова, И. Ильина, Бакунина, Ткачева, Кропоткина, Туган-Барановского, Плеханова, Бердяева, Л. Толстого, Луначарского, В. Чернова, Борового, Махно, Белого, Чулкова, Вяч. Иванова, Брюсова, Сологуба, Мережковского, А. Андреева, А. Святогора, Налимова, Ленина, Новгородцева, Д. Рублева и мн. др.



«Либерализм: pro et contra. Русская либеральная традиция глазами сторонников и противников. Антология» (сост., вступ. статья, коммент. В. А. Гуторова, сост., послесловие Р. В. Светлова): тексты Грановского, Герцена, И. Киреевского, Кавелина, Градовского, Милюкова, Чичерина, Салтыкова-Щедрина, Бердяева, Сперанского, Карамзина, Вяземского, Хомякова, Ленина, Достоевского, Франка, Светлова.



«А. П. Чехов: pro et contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. (1887—1914). Антология»: тексты Мережковского, Шестова, Булгакова, Михайловского, Горького, Белого и мн. др.

Some Image

Музыка

«Sacred Music. Baroque Vespers» — девятый и десятый диски из серии «Cornerstone Works Of Sacred Music From The Middle Ages To The 20th Century» содержат образцы барочных вечерен (Монтеверди, Роветта).

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle