История христианства скрывает в себе множество интересного, с одной стороны, и малопонятного — с другой. Попробуем увидеть ее глазами современников — с живым осознанием собственной причастности. В цикле лекций историка и религиоведа Василия Чернова мы посмотрим на известные события под необычным углом:
— Град Божий. Рим никогда не был обычным городом. И его жители, и его враги признавали, что он таит в себе необъяснимую силу. И хотя с приходом христианства древние боги покинули его, Вечный город не перестал быть центром притяжения. Именно вокруг него складывалась новая христианская цивилизация. Если языческий Рим был «градом мирским», то Рим христианский видел свое призвание в том, чтобы стать «градом Божиим», земным отражением Небесного Царства. Но кто будет правителем этого града? Кто станет живой иконой Бога на земле? Наследник Августа и Константина, носящий меч именем Божиим, или преемник апостола Петра, чье оружие — слово Христа?
— Гибель богов. Почему целый конгломерат религиозных традиций, бытовавших в Римской империи, включавший древнеегипетские, восточные, греко-римские и многие другие элементы, рухнул за какие-то пару сотен лет? Ведь у них были храмы и святилища, сакральные тексты и мистерии, жрецы и миллионы последователей. Было ли это разовым явлением или же сработал неведомый нам исторический закон?
Мы часто говорим о страстях и грехах. О добродетелях — гораздо реже. Но зная, от чего бежать, не менее важно знать, к чему стремиться.
Мы подготовили цикл видеороликов о добродетелях «в противовес» циклу роликов о грехах. Вместе с психологом Мариной Филоник мы покажем, что воздержание, нестяжание, целомудрие, трезвение, смирение, кротость и любовь — не устаревшие слова и понятия. А вполне современные инструменты для гармонизации всех сфер человеческой жизни, обретения баланса, устойчивости и осознанности:
— Кротость
Ветхий Завет — эти два слова чаще всего рождают у современного человека ассоциации с неким текстом, пришедшим из допотопных времен. Но такой подход обедняет нашу внутреннюю жизнь и даже само понимание евангельского благовестия. Слово Христово прозвучало не в вакууме, оно было произнесено на конкретном языке в конкретной культуре. Священник Александр Сатомский предлагает опыт современного прочтения самых, может быть, ярких книг Ветхого Завета:
— Книга Руфь: дружба, верность, любовь
— Книга Руфь: сила и слава начинаются с малого
Сегодня многие ведут дневники. Великопостные заметки священника Александра Дьяченко составили одноименную книгу. День за днем, седмицу за седмицей мы «проживаем» вместе с батюшкой трудности, радости и искушения Великого поста, являясь одновременно как бы и свидетелями, и участниками важного ежедневного события — того, как трудится душа:
— Настя
Кулинарные путешествия со священником Андреем Битюковым. Рецепты сытных и необычных постных блюд, привезенные из путешествий санкт-петербургским священником:
— Паэлья
Христианство и фаллократия, 15: «центральное место сексуальности в западной субъективности ясно обозначилось уже в формировании мистики девства»: в прошлой серии Фрейд показывал христианскую форму сексуальности, а Фуко — что «современность» — продукт христианства. В сегодняшней серии Фуко объясняет христианскую догматику девства.
Продолжаем загружать аудиокниги и аудиоспектакли по произведениям Гоголя:
— «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Сорочинская ярмарка»; «Вечер накануне Ивана Купала»; «Майская ночь, или Утопленница»; «Пропавшая грамота»; «Ночь перед Рождеством; «Страшная месть»; «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».
— «Миргород»: «Старосветские помещики»; «Тарас Бульба»; «Вий»; «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Добавили также аудиоверсию романа Ивлина Во «Не жалейте флагов». Роман о начале Второй мировой — Странной войне. Богатые бездельники, «золотая молодежь» интригуют или просто занимаются откровенной ерундой в самый страшный, быть может, час истории: безнравственность высших классов и безумие бюрократии. Здесь сказалось «злобно веселое и всё же существенно религиозное нападение на столетие, которое, по мнению Ивлина Во, разорвало питающий корень традиции и иссушило все ценности времени, в котором жил автор», как сказано в некрологе «Тайм». Критик Сисман считал «Не жалейте флагов» высшим достижением Во — «едкая ирония ранних романов здесь соединилась со зловещей серьезностью поздних».
Нести крест вместе со Христом. Зачем Богу наши страдания?
Есть такое расхожее выражение «нести свой крест». Что это значит? Всегда ли скорби посылаются за грехи? По какому принципу Бог подбирает нам крест? Почему одним людям выпадают поистине страшные испытания, а другие всю жизнь живут более-менее благополучно? И вообще, зачем Господу надо, чтобы мы несли крест? А когда человек не выдерживает его, ропщет, кончает жизнь самоубийством, крест ему дан не по силам? А как же дети? Они тоже несут свой крест? Почему в религии радости так много разговоров о страдании? Поговорим обо всем этом со священником Александром Сатомским, настоятелем храма Богоявления города Ярославля.