Статьи, проповеди, интервью, подборки
Счастье во Христе: к столетию преставления старца Алексея Мечева. Подборка
Владимир Шалларь: «счастье» в самом домашнем, земном, человеческом смысле — и одновременно, без разрыва — «счастье» как мистико-аскетическое понятие, то есть термин из того же ряда, что и «Иисусова молитва»; «земное счастье» и «вечное блаженство» друг другу не противоречат, но суть два элемента жизни во Христе.
Паскаль: три книги. К 400-летию великого ученого, философа, теолога. Подборка
Владимир Шалларь: Паскаль — образец: ученый, диалектик, остроумец, ироник, почти циник — легкая, смелая, беспощадная мысль — к человеку-нравам-обычаям-
«Мы знаем много. Но есть вещи, которых не поймем никогда». Интервью
Священник и ученный Сергей Кривовичев: если мы верим в Бога, как в абсолютное совершенство, абсолютную премудрость, у которой нет границ, в абсолютное благо, добро и любовь, сколько бы мы ни возрастали в этом благе и добре, мы все равно не достигнем предела. Как не достигнем предела и в познании истины.
Праведный Иоанн Кронштадтский: вернуть России Евхаристию. Статья
Тимур Щукин: кто вдохновил кронштадтского пастыря на непрерывное причащение? «Каждодневная Литургия — источник большинства конфликтов, в которые был вовлечен праведный Иоанн Кронштадтский».
День Всех Святых земли Российской: терпение и величие униженности. Проповедь
Митрополит Антоний Сурожский: наши святые — нам родные и близкие; но если мы задумаемся над собою, то можем ли мы сказать, что эти черты являются вожделением, мечтой наших душ, жаждущих вечной жизни?
Петербург — один из самых красивых городов — красив своими святыми. Проповедь
Протоиерей Михаил Браверман: наше призвание — жить в свете, свете Христовой правды, свете Христовой любви, и для этого Господь даровал нам всех Своих святых — святых Своей Церкви, святых нашей Поместной Церкви, святых нашего удивительного города, который не только один из самых красивых городов в мире, но и красив святостью Небес, святостью всех святых, в нем просиявших, то есть святостью Самого Христа, Который дарует Себя людям, дарует им Свою святость.
Крестоношение. Господь придет на краю. Проповедь
Протоиерей Сергий Баранов: как часто в молитве мы ищем буддийской нирваны. Что ты хочешь от молитвы? «Я желаю, чтобы было тихо, мирно, благоговейно». А ты хочешь, чтобы Христос вошел в это твое «тихо, мирно»? Он ведь войдет вместе с крестом.
Аудиокнига и лекции
Текст и аудиоверсия воспоминаний первой половины жизни протоиерея Михаила Труханова, пришедшейся на эпоху гонений (первая половина XX в.): детство, молодость, арест, заключение, второй арест, снова заключение. Маленький эпизод:
«На Страстной неделе 1956 г. в бывшем каторжном лагере близ Омска, ночью происходил обыск. Одному из надзирателей попался карманного формата Новый Завет: “Нашли! Занимается тут антисоветчиной…”»
Библейские образы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
Петербургский чиновник Евгений грозит статуе великого Петра, посчитав того виновником своих бедствий. Можно ли совместить пользу государства и интересы отдельной личности? Всегда ли хороша разумная созидательная воля? Как устоять под напором стихии, когда твое счастье оказалось разрушено? Скрытые в поэме отсылки к Священному Писанию позволяют разобраться в этих вопросах.
Открытая лекция Института св. Фомы. Запись лекции любезно предоставил лектор — Скворцова Анна Владимировна, кандидат философских наук, доцент Российского университета транспорта (МИИТ).
«Метель» А. С. Пушкина: элементы святочного рассказа и традиции карнавала
В жизнь героев повести властно вмешалась стихия. Они оказались в ситуации карнавала, когда «все наоборот» и мир «вывернулся наизнанку». Можно ли сказать, что они с честью вышли из «перипетий метели»? Какие законы действуют в художественном пространстве болдинских повестей? Почему одни герои успешны, а других преследуют неудачи? Можно ли человеку повлиять на свою судьбу?
Открытая лекция Института св. Фомы. Запись лекции любезно предоставил лектор — Скворцова Анна Владимировна, кандидат философских наук, доцент Российского университета транспорта (МИИТ).
Паскаль
«Сокровенный Бог» Люсьена Гольдмана — чудесное, глубокое, прекрасное исследование философии Паскаля и драматургии Расина, социально-культурного их контекста, их места в истории философии и культуры и т. п. Гольдман дает марксистскую методологию анализа теологии, философии, искусства — крайне далекую от «вульгарного материализма», совсем не похожую на то, что обычно принято называть марксистским анализом культуры. Главный философский вопрос книги — соотношение суждений о фактах и суждений о ценностях, полемика с эмпиризмом, рационализмом, позитивизмом, сциентизмом; марксистская философия ценностей; ценности как реальность, как сила истории, то, что реализуется в исторической практике; характерно использование Гольдманом терминов «вера» и «трансцендентность» для марксизма, как терминов марксистской теории; факты суть есть, ценности суть то, что следует воплотить; марксизм как наука изучает факты; марксизм как практика воплощает ценности в жизни: как и христианство. Предмет его исследований — «трагическое видение» Паскаля, которое он видит непосредственным предшественником Гегеля, Маркса, Лукача, вообще диалектического мышления. Интересно, что Паскаля обычно понимают как зачинателя линии Кьеркегор — Достоевский — экзистенциализм; а вот Гольдман показывает, что Паскаль — зачинатель ни много ни мало главного русла европейской философии, если из нее выбросить с одной стороны позитивизм, механистический материализм, а с другой — рационализм, эмпиризм, идеализм. Паскаль был уже, по Гольдману, диалектиком, не худшим, чем Гегель и Маркс: в пространстве веры и экзистенции, а не «логики» (Гегель) и «истории» (Маркс): реальное разрешение противоречий, по Паскалю, происходит в бездне сердца — в Боге, как у Гегеля это будет в диалектике Понятия, а у Маркса — в диалектике производительных сил и производственных отношений. Паскалевская трагическая парадоксия — набросок будущей гегелевой-марксовой диалектики; паскалевская критика общественных нравов и установлений — набросок марксистской критики; паскалевская философия силы и воображения как двух столпов власти — набросок марксистской философии репрессивных и идеологических аппаратов классовых обществ; так и вообще паскалевская экзистенциальная философия как бы задает теологическую структуру марксизма, так что последний — секуляризация паскалевской теологии, ее приложение-проекция к политике и экономике; так, например, пари Паскаля задает логику марксистской ставки на коммунизм: коммунизм — истина, смысл и цель исторического процесса, и поэтому всеми силами нужно за него бороться, подобно тому как Христос — есть вечная Истина, и поэтому нужно всем сердцем, душой и разумением «поставить» на Него.
Кроме книги «Сокровенный Бог», вы здесь также найдете и книгу «Лукач и Хайдеггер»: великий марксист и великий экзистенциалист, которых Гольдман не противопоставляет, но прослеживает, почему они, такие разные, работали в одно время.
«Трактаты. Полемические сочинения. Письма» — собрание текстов великого ученого и философа Блеза Паскаля:
Трактаты: Молитвенное размышление об обращении болезней во благо. Фрагмент «Трактата о пустоте». Рассуждение о страстях любви. Беседа с г-ном де Саси об Эпиктете и Монтене. О геометрическом уме. Сравнение древних христиан с нынешними. Об обращении грешника. Три беседы о положении великих мира сего. Сочинение по поводу подписи.
Полемические сочинения: Письмо адвокату парламента. Сочинения парижских кюре. Фактум в защиту парижских кюре. Второе сочинение парижских кюре. Пятое сочинение парижских кюре. Шестое сочинение парижских кюре.
Письма: К Φ. и Ж. Перье. К королеве Христине. К Ш. де Роанне (фрагменты). К П. Ферма. К Ж. Дома (фрагмент).
Дополнения: Жильберта Перье. Жизнь Блеза Паскаля. Жан Антуан Кондорсе. Похвальное слово Паскалю.
Ясперс
Добавили множество книг Карла Ясперса, великого философа, классика религиозного экзистенциализма, антинациста, защитника человечности, свободы, духа:
— Куда движется ФРГ? Факты. Опасности. Шансы. Классика либертарно-демократической критики парламентской демократии и классика религиозно-этического, экзистенциального политического мышления.
— Мартин Хайдеггер / Карл Ясперс. Переписка 1920–1963
Переписка двух великих мыслителей, друзей и политических врагов: антинациста Ясперса и члена НСДАП Хайдеггера.
— Разум и экзистенция; Философия экзистенции; Разум и противоразум в наше время. Кьеркегор видит все христианское человечество в том виде, как оно действительно существует сегодня, как один огромный обман, которым хотят одурачить Бога. Ницше вмещает историчное обстояние своего времени в одном слове: «Бог умер».
— Ницше. Введение в понимание его философствования. Безбожие Ницше — это растущее беспокойство быть может уже не осознающих себя поисков Бога. Его безбожие есть проникающее в самую глубину его экзистенции беспокойство. Безбожие есть некая власть в мире.
— Философия: Философское ориентирование в мире; Просветление экзистенции; Метафизика. Неудовлетворенность всяким бытием, которое не есть трансценденция, свобода воли, злая воля, просветление экзистенциальной свободы, пограничные ситуации, смерть, страдание, самоубийство, шифры трансценденции, шифр бытия в крахе и т. д.
— «Смысл и назначение истории» — сборник трех работ: в работе «Истоки истории и ее цель» он вводит свою знаменитую концепцию «осевого времени», рассуждает о наукотехнике, массах, социализме, мировой империи, необходимости возрождения библейской веры, угрозе нигилизма и т. п.; в работе «Духовная ситуация времени» Ясперс ведет речь анонимынх силах эпохи, экзистенциальной философии, государтсве, истоках современного положения и т. п.; в лекциях «Философская вера» проясняет свое понимание философии и веры и т. п. и т. д.
— Великие философы. В трёх книгах. Сократ, Будда, Конфуций, Иисус, Платон, Августин, Кант, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Плотин, Ансельм, Спиноза, Лао-Цзы, Нагарджуна.
— Стриндберг и Ван Гог. Стриндберг был душевнобольным, и мы хотим составить себе ясное представление об этой его душевной болезни. Она была решающим фактором его существования, она была одним из факторов формирования его мировоззрения.
— Собрание сочинений по психопатологии. Общая психопатология. «Ностальгия и преступления», «Бред ревности», «Методы проверки интеллекта и понятие деменции», «К анализу ложных восприятий», «Ложные восприятия», «Феноменологическое направление исследования в психопатологии» и другие работы.
— Введение в философию. После утраты всего остается одно: Бог есть. Если жизнь в мире, вверяя себя руководству Бога, пыталась сделать все, что от нее зависит, и все-таки потерпела крах, то остается лишь одна невообразимая действительность: Бог есть.
— Всемирная история философии. Введение. Человек и отношение к Богу. Обнаружение абсолютной связанности в прорыве сквозь все конечные связи. Философия есть очевидное бытие вечного присутствия того, что остается неизменным; и пр.
— Идея университета. Духовная жизнь, наука и философия, задачи университета, исследование, преподавание, образование, воспитание, коммуникация, диспут, дискуссия, диалог, университет как институция — её необходимость и ослабление идеи университета в ней и пр.