Великий пост. Благовещение
Благовещение — день надежды как таковой
Владимир Берхин: сама огромность, непостижимость, непредсказуемость мира — основание для надежды на то, что нас самом деле все однажды станет хорошо.
Архимандрит Феогност (Пушков): почему христианство так подчеркивает биологическую составляющую чуда рождения Иисуса? Согласуется ли это с современными естественными науками?
Великий пост — это дорога, ведущая к Пасхе. 40 дней бодрствования и аскезы, цель которой — обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель». Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь. Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях Святые Отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко. Новые видеоролики:
— Мужество: лев и пурпурный плащ
— Умеренность: разбавляя вино водой
Нужна ли православному человеку психология? И, наоборот, нужна ли религия психически здоровому человеку? Что такое молитва с точки зрения психолога — самовнушение, гипноз или аффирмация на день? В новом видеоцикле психолог, автор образовательного проекта «Психология для Церкви» Марина Филоник отвечает на вопросы о том, можно ли обойтись без психотерапевта, если есть Бог? Что делать, если священник и психолог дают противоположные советы? Как выявить, что я на самом деле хочу и принять верное решение? Как простить и отпустить, если сжигает обида? Повторяющиеся грехи — что это? Часть моей конституции или незакрытые базовые потребности? И как, доверяя телу, справиться со стрессом и тревогой? Новые видеоролики:
— Как отпустить прошлое? Об искусстве прощения
— Молитва — самовнушение, гипноз или аффирмация?
Во время Великого поста Православная Церковь обращает внимание на чтения из Ветхого Завета. Книга Екклесиаста не включена в богослужебное употребление, поэтому можно уделить ей особое внимание. Читаем ее и размышляем вместе с библеистом Владимиром Сорокиным. Новые статьи:
Статьи
Елена Володченко: в беседе с религиоведом Оксаной Куропаткиной разберемся — какие преимущества и недостатки у этих экранизаций, какие роли удались, а какие не очень и как сюжет романа можно переплести с биографией автора и культурными реалиями XX века?
Владимир Шалларь: шесть текстов о философии и теологии поста. «Пост — это не про еду» — высказывание в высшей степени подозрительное, не столько даже по своей явной абсурдности, сколько по своей ритуальности. Каждый пост надо непременно это повторить; вот что тут подозрительно: чему служит этот ритуал? — похоже, способом придать некий смысл этой кажущейся участникам дискурсивного ритуала бессмыслице: пост есть религиозно обоснованное пищевое ограничение; смысла в этом не проглядывается, и поэтому как бы извне ему придают тот или иной «духовный» смысл. Эту машинку нужно сломать: пост есть именно нечто «про еду» — некое пищевое ограничение, имеющее как таковое свой имманентный смысл, не нуждающейся тем самым во внешней «духовном» толковании; этот имманентный, собственный смысл поста нами потерян; эта потеря компенсируется указанным ритуальным высказыванием.
Абсурдистский фарс истории и неисчерпаемые запасы Света: памяти Эжена Ионеско
Владимир Шалларь: обзор творчества великого драматурга, чье творчество было руководимо православными интуициями. Поверхностное: один из главных драматургов XX века, гений театра абсурда. Но что такое ионесковский театр абсурда, как его понимать? — и сразу в понимании бессилия передать это: главное у Ионеско — свет, нежность, восторг. Издевательский, злой абсурд истории, политики — он как таковой высвечен некоим Тихим Светом — Нетварным Светом.
Святитель Феогност Киевский — забытый деятель Русской Церкви и государства
Архимандрит Феогност (Пушков): с 1328 года 1353 год главой митрополии всея Руси был грек, святитель Феогност. Как его служение обеспечило в будущем рождение Московской монархии? Какие его решения оказались роковыми через 200 лет? И как отблагодарила его русская церковная традиция?
Господу нужны наши решимость и постоянство
Владимир Берхин: Продолжается Великий пост, и даже в самом этом факте можно найти утешение: как бы ни была жизнь вокруг странна, страшна и ужасна, время все равно идет, и Пост все равно наступает. Нужно выбрать, что делать. И следовать этому, ежедневно прибавляя хотя бы маленький клочок твердой почвы в океане распада.
Лекции
Сериал «Корона» и сакрализация власти — безопасный способ любить монархию?
Сериал «Корона» выстроен в традициях повествования, которые сформировались еще при создании Шекспиром хроник о Генрихе VIII, Ричарде III и других английских монархах.
В британском сериале отражены последние часы жизни царской семьи Романовых (5-й сезон, 6-я серия). Параллельно показывается, что решение об отказе в просьбе вызволить Романовых из России принимала Мария Текская, жена Георга V, и действовала она якобы из чувств зависти и соперничества по отношению к своей родственнице Александре Федоровне.
Версия, представленная авторами «Короны», достаточно популярная в широких кругах, сомнительна — как в плане лица, принявшего решение, так и в отношении мотивов, которыми руководствовалась британская монархия.
Вместе с историком Ириной Сухининой и филологом Александрой Гороховой говорим о власти, религии и культурных феноменах, корнями уходящих в прошлое Великобритании и России.
Боль во имя добра: сериал «Триггер» и экстремальная психология
«Триггер» — современный сериал о психологе, который практикует шоковую терапию: провоцирует и манипулирует, помещает клиентов в дискомфортные и подчас опасные условия. Его методы напоминают то гениального Холмса, то циничного доктора Хауса, а отношения героев рушат стереотипы о том, как живут и работают «врачеватели душ».
К выходу третьего сезона побеседуем о сериале с психологом медицинского центра «Бехтерев» и актером кино Никитой Плащевским. Могут ли привести жестокие и даже аморальные психотерапевтические приемы к действенным результатам? Бывают ли психологи с отклонениями? И только ли развлекательная цель у авторов сериала или он претендует на социальные перемены?
Ведет эфир киновед Елена Володченко.
Аудиокниги
«Цветник священноинока Дорофея. Книга, глаголемая Цветник, сочиненная священноиноком Дорофеем, содержащая в себе заповеди Евангельския и Святых Отец поучения» — руководство по монашеской жизни, перевод на современный русский сборника святоотеческих поучений XVII в., притом сборник не механический, а осмысленный, продуманный, прочувствованный его составителем (что видно, помимо прочего, по местам с его прямой речью). Книга очень богатая по содержанию, например, автор-составитель добавляет к классическим делам любви — напоминая, что она «превосходит всякое человеческое деяние и созерцание» — выкуп человека из «правежа» (выбивание долгов батогами, притом, если человек все же не может долги выплатить он отдается в холопы кредитору):
«Что такое любовь и милосердие? Это чтобы отдать душу свою за друзей своих. Имеющий любовь и милосердие мучимых спасает, обижаемых защищает, угнетенных освобождает, невинных от смерти избавляет, заключенных выкупает, за избиваемых на правеже уплачивает, бедным взаймы дает, а нищим — милостыню. Это — великое поприще и подвиг перед Богом, превосходящий всякое человеческое деяние и созерцание», притом автор-составитель в другом месте сообщает такую подробность мистико-аскетической жизни: «напускают бесы боль и зуд в ногах, и ноги подгибаются, словно бьет тебя кто на правеже».
Портал «Предание.ру» создал аудиоверсию этой книги.
И еще одна новая аудиокнига: «Воспоминания духовных чад протоиерея Михаила Труханова».
Книги
Великий канон прп. Андрея Критского в переводе игумена Силуана (Туманова), о котором его создатель пишет так: «Что заметил из несовпадений с греческим текстом — исправил. Пользовался также английским переводом The Great Canon of St Andrew of Crete с сайта азбука.ру, русскими переводами митр. Никодима (Ротова), еп. Александра (Милеанта), иером. Амвросия (Тимрота), исправленным переводом на церковнославянский язык еп. Августина (Гуляницкого). Старался сохранить максимальную близость к ритмике привычного церковнославянского текста».
Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Василия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время, когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые свт. Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым).
В своих предисловиях прп. Василий, в частности, указывает на «неправильность мнения тех, которые думают, будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам Святыми Отцами только как временное ввиду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении».
В данный сборник входит также трактат «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» — может быть, главное сочинение по теологии питания.
Четыре тома «Истории сексуальности» Мишеля Фуко — среди них для этой медиатеки интересны прежде всего первый и четвертый. «Признания плоти», четвертый том — исследование христианских дискурсов и практик покаяния, послушания, откровения помыслов, девства, брака и т. п. Это четвертый том замыкает исследование, начатое следующим вопросом: какова природа, в чем причина фиксации современного субъекта на сексе? — этому посвящен первый том, «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности». Суть в том, что и «либерал», и «консерватор» не понимают, что они — и тот, и другой — одинаково подключены к диспозитиву сексуальности, одинаково одержимы сексом — движимы требованием постоянно и все больше и больше говорить о сексе. Помимо всего того, что происходит с сексуальностью в современную эпоху, по-настоящему загадочно вот это — дискурсивный взрыв вокруг секса, беспрерывная болтовня о сексе. Фуко говорит: то, что известно как «подавление секса» в постхристианском мире, есть лишь предлог, спусковой крючок, мотив для разговора о сексе — желания выявить истину о сексе, принуждение к знанию о сексе. «Подавления секса» не существует — это лишь предлог, повод для говорения о сексе.
Второй и третий тома — «Использование удовольствий» и «Забота о себе» посвящены античной культуре себя, прежде всего дискурсам и практикам брака и сексуальности.
«Гентский алтарь Яна ван Эйка. Композиция произведения. Божественная и человеческая перспектива» — исследование выдающегося семиотика, культуролога, историка Бориса Успенского. Казалось бы, фламандская живопись совсем не входит в круг его проблем — семиотичность пространства, правого и левого, сакрального и профанного, но на деле как раз эти проблемы тут и рассматриваются, но не в пространстве русской культуры (как в большинстве работ Успенского), а на примере шедевра ван Эйка: противопоставление небесного и земного как противопоставление внутренней и внешней зрительной позиции. Противопоставление небесного и земного как противопоставление по степени условности образа. Контаминация небесного и земного. И пр.
«Русский народ и государство» — собрание работ Н. Н. Алексеева, выдающегося русского мыслителя, философа права и государства, правоведа, идеолога евразийства, развивавшего в частности христианское понимании государства и права: «Идея земного града в Христианском вероучении», «Христианство и идея Монархии», «Русский народ и государство», «Русское западничество», «Духовные предпосылки Евразийской культуры», «Обязанность и право», «Евразийцы и государство», «Собственность и социализм», «На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности)», «О гарантийном государстве». Тут Алексеев показывает, что монархия — языческая идея, защищает идею православного правого государства, разбирает политические идеи прп. Нила Сорского и его течения, исследует политические представления русского народа, создает концепцию «гарантийного государства» и т. п.
«Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Книга VII» (издание евразийцев, 1931) — один из евразийских сборников (кажется, последний из них), куда вошли тексты одного из основателей евразийства Савицкого, философа В. Ильина, правоведа Алексеева и др.
«Евразийская хроника. Выпуск IX» (под редакцией П. Н. Савицкого, Париж, 1927) — один из евразийских сборников, куда вошли тексты основателей евразийства Сувчинского и Трубецкого, правоведа Алексеева, философа Карсавина и др. авторов.
Музыка
Реквиемы: 22-й, 23-й и 24-й диски из серии «Cornerstone Works Of Sacred Music From The Middle Ages To The 20th Century» содержат образцы реквиемов, заупокойных месс: Моцарта, Брамса, Форе, Дюрюфле.