Великий пост
Игумен Силуан (Туманов): ну неужели мы еще не поняли за эти века, что доходит до людей поступок, а не только сказанное слово. Во имя чего и что ты делаешь — вот что важно.
«Благовещение или огрызок для Бога?»
Игумен Силуан (Туманов): если мы, придя из храма, наслушавшись Евангелия, нанюхавшись прекрасного ладана, наполнившись эмоциями, совершенно беззащитны перед искушениями, соблазнами, проблемами, которые приходят в семье или от соседей — то грош цена такому христианству.
«Бывает ли чревоугодие картошкой»
Протоиерей Александр Дягилев: стоит задуматься: если я даже макаронами и картошкой объедаюсь, съедаю явно больше, чем требуется, — формально пост я соблюдаю, но, получается, чревоугодничаю.
Марина Филоник: для нас, людей, живущих в миру, важно будет уделить место именно депрессии. Сейчас депрессия все более распространена, и по прогнозам врачей она скоро выйдет на первое место среди заболеваний.
«Одиночество и преображение мира — можно ли их совместить?»
Тимур Щукин: учение святителя Григория Паламы об уединении парадоксально. С одной стороны, он призывает христиан к бегству от мира и его соблазнов. С другой стороны, он показывает, что уединенная жизнь предполагает заботу о мире и стремление к его преображению.
«Плач: пустая саможалость или очищение?»
Тимур Щукин: ни одна слезинка, оброненная нами при жизни, не пропадает впустую. Когда мы плачем, мы не просто жалеем себя, не просто скорбим о совершенном. Плач защищает нас, плач указывает на наши грехи, плач очищает и возводит к Богу.
«Как идти к Господу: через апокалипсис или путем праведника»
Владимир Сорокин: нет такого языка, на котором нельзя было бы обратиться к Богу, и нет такой культуры, которая была бы Ему противна сама по себе. Единственное, что оказывается для Бога неприемлемым абсолютно, — гордыня и самоутверждение.
«Какой правитель сможет построить идеальное царство»
Владимир Сорокин: всеобщая справедливость начинается с личной праведности каждого, которой человек следует в своей повседневной практической жизни, и такая праведность открывает путь для преображающего Божьего действия в мире.
«Священное Предание: как Святые Отцы мешают нам быть христианами»
Денис Собур: привычка ссылаться на авторитеты играет с нами злую шутку. Мы ссылаемся на Святых Отцов не только когда хотим стать лучше, но и когда защищаем собственные слабости.
«Литургия Преждеосвященных Даров: когда, почему и зачем»
Лекция иерея Вячеслава Завального
Великопостный период в традиции Православной Церкви — время уникальное, особенное. Эти особенности не только смысловые или гастрономические, но еще и богослужебные. Меняется цвет облачений, напевы, сам привычный строй службы.
Одним из богослужений, которое в настоящее время совершается исключительно в дни Великого поста, является Литургия Преждеосвященных Даров. Как это богослужение появилось? Как оно формировалось? Почему оно до сих пор сохраняется в литургической практике? И почему служится в некоторых храмах в вечернее время?
Другие новинки
«Война и мир в свете Священного Писания»
Владимир Стрелов
Всегда остается вопрос о том, как услышать голос Божий в конкретный период жизни Церкви. Вместе с тем Бог не может противоречить Сам Себе, так что все стоит проверять Писанием: если что-то ему противоречит, это явно не от Бога.
В данной подборке тезисов и вопросов мы сознательно уходим от оценок кого-либо, не даем рекомендаций, предоставляя читателю сделать выводы самостоятельно.
«Немецкие рефлексии о нацистской диктатуре и развязанной ею войне»
Владимир Шалларь
Нацизм: «совершенное» совпадение тотальной диктатуры и тотальной войны, абсолют господства, власти, агрессии, уничтожения, гордыни. Понятно, что множество немецких мыслителей пытались осмыслить этот тотальный ужас; мы выбрали лишь несколько классических книг на этот счет.
«”Богословие войны”» в постсоветском российском православии»
Борис Кнорре
Как понять имеющую место постепенную реабилитацию силовых методов решения конфликтов в глазах православных верующих? Насколько системными и последовательными являются милитаристские интенции в российской постсоветской церковной среде?
«Воины, мстители, мученики: агиология милитантного дискурса в современном российском православии»
Борис Кнорре, Алексей Зыгмонт
Статья посвящена роли образов святых в дискурсах войны и насилия в современном российском православии, прежде всего у православных националистов, в прихрамовой среде и движениях 2012–2018 гг.
«Проблематика насилия в Русской православной церкви в постсоветский период»
Алексей Зыгмонт
Настоящая статья представляет собой попытку проанализировать ряд явлений в российском православии постсоветского периода (начиная с 1991 года), связав их с концептом насилия.
«”Письма из Германии” и другие тексты о фашизме»
Федор Степун
В национал-социалистической Германии строятся новые церковные здания, по воскресеньям страна заливается церковным звоном, а по будням государственные чиновники вежливо описывают нерадивых плательщиков церковных налогов.
Лев Толстой
Молодой офицер Лев Толстой командовал батареей в ходе обороны Севастополя (Крымская война). За оборону Севастополя Толстой был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»:
«Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти».
«Опыты понимания 1930–1954. Становление, изгнание и тоталитаризм»
Ханна Арендт
«Христианство и революция», «Силовая политика торжествует», «Образ ада», «Нация», «Религия и интеллектуалы», «Последствия нацистского правления», «Религия и политика», «Европа и атомная бомба», «Угроза конформизма» и пр.
«Жаргон подлинности. О немецкой идеологии»
Теодор Адорно
Авторитет Абсолютного был низвержен авторитетом абсолютизированным. Фашизм нашел приют в языке, в котором тлеющее несчастье предстает как благо. Смысл брошен в смерть. В сфере секулярного отмершие клетки религиозности превращаются в яд.
«Исследование авторитарной личности»
Теодор Адорно
Если «христианство» функционирует как «норма и ценность общества», то такое «христианство» очень легко служит элементом фашизма. «Христианств» поэтому всегда два: Христова вера и «религия моего народа».
«Черные тетради. 1931–1938. 1938–1939. 1939–1941»
Мартин Хайдеггер
Философские дневники Хайдеггера времен взлета нацистов, укрепления их диктатуры, начала Второй мировой.