Статьи
«Люди и судьбы: пять советских сериалов»
Ольга Лебединская: волей-неволей думаешь: как сложилась бы судьба, если бы время было другое? Почему выбор наших родителей определяет и нашу жизнь? Причинно-следственная связь тянется через поколения. Эта тема всегда волновала людей.
«Как привить веру — и другие термины родителей-садоводов»
Мария Пискунова: помню, как ощущала тревогу в те моменты, когда впервые начинала рассказывать каждому из своих трех детей о Боге и морали. Ведь речь шла о вещах, знание которых когда-то может поставить моих детей перед выбором: быть с Богом или без Него…
Владимир Шалларь: кто из канонизированных православных святых — евреи? Приводим пять примеров православных святых евреев: преподобные, святители, гимнотворец, мученик.
«Почему особые дети живут, прячась в своих квартирах»
Светлана Зайцева: куда вы прячете глаза, когда видите ребенка в инвалидной коляске? А готовы ли вы в садике быть в одной группе с аутистом? О том, как мир вокруг воспринимает «особенных детей», рассказывает мама ребенка с инвалидностью.
Архимандрит Лев (Жилле): я исповедую, что Иисус был и остается человеческим обликом Безграничной Любви, что именно в Нем живет полнота божественности, а значит, и полнота Любви. Но дерзну добавить, что теперь нам придется рискнуть отправиться «дальше Иисуса».
«Пять главных книг схиархимандрита Софрония (Сахарова)»
Тимур Щукин: одному из самых ярких, радостных и при этом укорененных в Предании церковных писателей XX века схиархимандриту Софронию (Сахарову) исполняется 115 лет. Предлагаем вам обзор самых главных его сочинений.
«Задостойник, тропарь и кондак: как славят Богородицу в Церкви»
Георгий Ковалевский: Рождество Пресвятой Богородицы — первый из двунадесятых праздников, образующих линию жизни Девы Марии от Рождества до Успения. Какими песнопениями издревле славила Церковь Богородицу и какие поются сегодня в храмах?
Лекции
«Христианские мотивы в русской литературе» — курс из 32 лекций известного библеиста Владимира Сорокина, прочитанный 20 лет назад: от Ломоносова до Пастернака.
Добавили два новых курса профессора Андрея Зубова* из его большого проекта «История религий»:
— «Религия Упанишад»: Брахманические уподобления; Великое тождество индийской мысли: Атман и Браман в Упанишадах; Учение о сансаре в религии упанишад; Этика Упанишад; Онтология Упанишад.
— «Буддизм»: пока есть только две лекции: Религиозные искания в Индии в VI–V веках до Р. Х.; Джайнизм.
«Религиозные практики москвичей в XVIII веке» — лекция Ксении Сергазиной.
В центре доклада — истории из жизни московских монастырей и домов посадских людей, в которых верующие люди собирались вместе для домашней молитвы и пения духовных стихов.
Лектор: Ксения Сергазина, доцент кафедры истории религии РГГУ, кандидат исторических наук.
Книги
«Радость навеки и ее рыночная цена» — книга Джона Рёскина, выдающегося христианского мыслителя, прославившегося главным образом как философ искусства, арт-критик, но бывший также нетривиальным социальным мыслителем. «Политическая экономия искусства» по Рёскину должна задаваться вопросами: как произвести талантливых художников? Как применять их труд? Как хранить продуты их труда? Как распределять их продукты с большей пользой для всех?
Кроме «Радости навеки» (в современной орфографии) в этой книге также присутствуют следующие статьи Рёскина:
— «Образование в искусстве»;
— «О художественных школах»;
— «Социальная политика, основанная на естественном подборе».
«Православие. Краткое учебное пособие по апологетике для выпускников курса семинарии (бакалавриата) Московской Духовной Академии» — книга Алексея Ильича Осипова, имеющая следующие разделы:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
УЧЕНИЕ О БОГЕ
ПОНЯТИЕ О ГРЕХЕ
СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА
НЕВЕРНЫЕ ТРАКТОВКИ ХРИСТИАНСТВА
ПОНЯТИЕ ЦЕРКВИ
КТО СПАСЕТСЯ?
ТАИНСТВА
ИСТИННОСТЬ ХРИСТИАНСТВА
«Памяти отца Василия Зеньковского» — сборник, посвященный выдающемуся богослову и философу XX в., имеющий следующее оглавление:
1. СТАТЬИ И СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ О. ВАСИЛИИ
II. РЕЧИ, ПРОЧИТАННЫЕ НА ВЕЧЕРЕ ПАМЯТИ О. ВАСИЛИЯ
III. ОТЕЦ ВАСИЛИЙ О СЕБЕ САМОМ
XX век — это эпоха богословия личности, время, когда этот философский концепт, связанный с осмыслением некой полноты индивидуального бытия, проник на страницы богословских сочинений. О личности размышляли все — атеисты, протестанты, католики, православные. Но для отца Софрония этот вопрос имел и субъективное измерение: в ранние годы увлекаясь восточными учениями, он не мог принять христианство именно потому, что оно предлагало индивидуального Христа вместо всеобщего Абсолюта, предлагало часть вместо целого. Решению этой проблемы во многом посвящена небольшая книга «Его жизнь — это моя жизнь» (к сожалению, она не переведена на русский, но написана очень простым английским языком), где важнейшие для него богословские вопросы показаны через призму его аскетического опыта. Этот опыт был построен на личностном понимании Бога, и вся Священная история рассматривалась как история «признания» в Боге личности.
«Моисею было дано знать, что Абсолютное Первоначальное Бытие не является какой-то общей сущностью, каким-то безличным космическим процессом или сверхличным, все превосходящим «Небытием». Он убедился, что это Существо имело личный характер и было живым и животворящим Богом. Моисей, однако, не получил ясного видения: он не видел Бога во свете, как апостолы видели Его на горе Фавор — «Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх 20:21). Это можно интерпретировать по-разному, но акцент делается на непознаваемом характере Бога, хотя в каком смысле и в какой связи мы не можем быть уверены. Был ли Моисей обеспокоен невозможностью познать Сущность Божественного Существа? Думал ли он, что если Бог — Личность, то Он не может быть вечно одинок в Себе, ибо как может существовать вечное метафизическое одиночество? Был ли этот Бог готов вести их, куда вести и с какой целью? Какого рода бессмертие Он предлагал? Достигнув границы Земли Обетованной, Моисей умер. И вот явился Он, Тот, Кому мир обязан своим творением; и за редкими исключениями, «мир Его не познал» (Ин 1:10). Это событие было неизмеримо выше понимания обычного человека. Первым, кто признал Его, был Иоанн Креститель, по этой причине его справедливо называли величайшим «из рожденных женами» и последним из закона и пророков (ср. Мф 11:9–13)» [аннотация Тимура Щукина].
Музыка
Господские праздники знаменного распева XVI в. По рукописному Ирмологию Московского Новоспасского мужского монастыря. Реконструкция и обработка — Анатолий Конотоп. Мужской хор Синодальной Резиденции Святейшего Патриарха. Регент — Георгий Сафонов. На диске впервые озвучены избранные песнопения соборного творчества из певческого сборника, составленного «монастырскими слугами и служителями» Московского Новоспасского мужского монастыря.
*Андрей Зубов внесен в реестр иностранных агентов.