Добродетели в искусстве; психология для православных; библеист об Екклесиасте

20.05.2024
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Статьи

Религиозные деятели в борьбе за мир

В рубике «Московская Патриархия в защиту мира» публикуем небольшой очерк истории религиозного миротворчества после окончания Второй мировой войны авторства митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера), будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, непосредственного предшественника нынешнего московского патриарха Кирилла (Гундяева): особенно будущий патриарх Алексий II выделяет роль Русской Православной Церкви в деле объединения деятелей разных религий в борьбе за мир во всем мире — остро необходимой, как он считает, в контексте угрозы гибели человечества в ядерном мировом пожаре. Что особенно важно в связи с прошедшим празднованием 79-летней годовщины Победы над нацизмом, будущий патриарх предлагает свой очерк истории религиозного миротворчества в контексте 40-летия Победы над нацизмом.



Свидетели Воскресения: женщины у гробницы и почему молчит великий Павел?

Архимандрит Феогност (Пушков): как согласовать евангельские свидетельства о посещении гробницы мироносицами в субботний вечер и в пасхальное утро? И почему апостол Павел ни разу не ссылается на свидетельство женщин и пустую гробницу? Разбираемся вместе.



Фонд «Предание» благодарен банку «Тинькофф»

Владимир Берхин: благодарим за помощь пострадавшим от наводнения в Орске и Оренбурге. Их были тысячи. Тысячи пожертвований от буквально 30 копеек до сотен тысяч рублей. И всего получилось больше 11 миллионов.



Феодосий Печерский — первый толстовец

Владимир Шалларь: три текста к 950-летию преставления преподобного. Преподобный — первый толстовец не только в смысле религиозно обоснованных опрощения, тяги к социальному равенству, отвращения к привилегиям, но и в смысле евангельской критики власти и насилия, государства и кровопролития.



Хомяков как протоанархистский теолог

Владимир Шалларь: к 220-летию основателя славянофильства. Хомяков, как и все старшие славянофилы, — протоанархист, «антигосударственник» (Бердяев: «славянофилы — антигосударственники, своеобразные анархисты»). Государство как таковое, власть как таковая есть зло, насилие.



Противоречивое богословие патриарха Сергия (Страгородского)

Тимур Щукин: богословское наследие Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) столь же противоречиво, как и его административно-политическая биография. Владыку Сергия хочется критиковать, но только потому, что хочется перечитывать.



Как школа формирует клиповое мышление. Три проблемы российского образования

Денис Собур: реформами пытаются решить частные вопросы, при этом игнорируя их системные ошибки. Какие же ошибки лежат в основе школьных реформ последних десятилетий?



Рай открылся, человеку остается только войти

Пасхальное слово священника Григория Дьяченко: Господь воскрес, и ад побежден. Рай открылся, человеку остается только в него войти. Открытые Царские врата — призыв, обращенный к человечеству следовать за Христом.



Что такое родина: пять песен

Артём Космарский: любовь к родине бывает не менее глубокой и сложной, чем любовь к ближнему, возлюбленной или Богу. Пять песен, пять разных путей, которыми родина называется, находится, становится реальностью — и субъектом.



Самый краткий евангелист

Священник Алексей Ремизов: пять вопросов об апостоле Марке. Как Марк стал последователем Христа? Был ли связан с апостолами Петром и Павлом? Как написал Евангелие, если не был свидетелем всех событий жизни Спасителя? Чем Евангелие Марка отличается от других? Почему символом этого евангелиста является лев?



Пропавшие иконы, или Спасение от лютой погибели

Слово митрополита Антония Сурожского в день праздника Иверской иконы Божией Матери: Вначале большинство икон в нашем храме были бумажные. И многие из этих икон для меня очень много значат лично, потому что наши старики умирали и оставляли свои иконы.

Some Image

Проекты «Предания.ру»

Книга Екклесиаста с Владимиром Сорокиным. Электронная книга

Все выпуски великопостной рассылки «Предания.ру» 2024 года в одной книге. Во время Великого поста Православная Церковь обращает внимание на чтения из Ветхого Завета. Книга Екклесиаста не включена в богослужебное употребление, поэтому можно уделить ей особое внимание. Читаем ее и размышляем вместе с библеистом Владимиром Сорокиным.



Семь добродетелей: от Антония Великого до Иеронима Босха. Цикл видеороликов

Все семь выпусков великопостного цикла портала «Предание.ру» «Семь добродетелей: от Антония Великого до Иеронима Босха. Протоиерей Димитрий Сизоненко о христианских добродетелях в европейской культуре».

Великий пост — это дорога, ведущая к Пасхе. 40 дней бодрствования и аскезы, цель которой — обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель».

Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь.

Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях Святые Отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко.



Психология для православных. Цикл видеороликов

Все шесть выпусков великопостного цикла портала «Предание.ру» «Психология для православных. Цикл видеороликов. Марина Филоник о психологии как инструменте Бога и о подменах одного другим».

Нужна ли православному человеку психология? И, наоборот, нужна ли религия психически здоровому человеку? Что такое молитва с точки зрения психолога — самовнушение, гипноз или аффирмация на день? В новом видеоцикле психолог, автор образовательного проекта «Психология для Церкви» Марина Филоник отвечает на вопросы о том, можно ли обойтись без психотерапевта, если есть Бог? Что делать, если священник и психолог дают противоположные советы? Как выявить, что я на самом деле хочу и принять верное решение? Как простить и отпустить, если сжигает обида? Повторяющиеся грехи — что это? Часть моей конституции или незакрытые базовые потребности? И как, доверяя телу, справиться со стрессом и тревогой?



Не в страхе, а в любви: Страшный суд как самопознание. Лекция

Страх перед Страшным судом — это норма или заблуждение? Зачем Богу нужен суд, если Он и так видит нас насквозь? Чем частный суд отличается от всеобщего и могут ли за нас заступиться на нем? Если собственная совесть осудит, найдет ли человек оправдание в глазах Божиих?

Исследуем тему со священником Александром Дьяченко — писателем, автором нескольких книг, настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери в с. Иваново Владимирской области.

Ведет эфир журналист Ольга Лебединская.

Содержание:

00:00 Дисклеймер
00:14 Начало
01:12 Что такое Страшный суд? Надежда
02:50 Частный и общий суд. Околосмертные переживания
08:33 Время и вечность. Мы мыслим вечное неадекватно — во временных категориях
10:30 Воскресение мертвых. Рай и ад — временные «места». Новое творение после последнего суда. Душа и тело
12:56 Страх и надежда. История о связи загробной участи усопшего неверующего и дел милосердия его верующей дочери
16:41 Молитва за усопших. Отпевание нецерковных усопших
18:34 Евангельская притча о Страшном суде. Не героизм или благочестие, а дела милосердия — главное на Страшном суде
22:04 Творить добрые дела под страхом наказания — нормально: страх перерастет в любовь
25:11 Снова о евангельской притче о Страшном суде. Милосердие — общий критерий для всех людей. Дела милосердия спасительны для всех. Участь христиан и не-христиан
28:17 Совесть как часть человеческой природы тоже повреждена
33:55 Не Отец судит, а Сын
35:34 Бог судит нас не по справедливости, а по милосердию. Мы не рабы, а друзья Бога. Тайна: мы в Адаме все личностно согрешили. Земная жизнь — второй шанс
40:31 Технический сбой
41:45 История о бабушке-стахановке
43:30 Технический сбой
44:18 Суд совести — греховное состояние. Адские муки. Муки о несделанном
47:52 Мужчина в отношениях с Богом существо более сложное, чем женщина
48:36 Незаметные дела милосердия. Человек спасается делами милосердия: если он даже не знает Христа, то Христос его знает
51:20 Нужно ли бояться Страшного суда?
52:22 Отец Александр читает свой рассказ о встрече с Богом
56:54 Где милосердие Бога в осуждении людей на вечные муки? Где справедливость Бога в вечном наказании за временные прегрешения?
01:03:19 Отец Александр читает свои произведения
01:08:49 Берегите время, у нас его мало
01:09:51 Завершение

Some Image

Книги

«Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке современников. Антология» — собрание различных текстов о старших славянофилов (Хомяков, Киреевский, Аксаковы, Самарин и др.): их собственные тексты о своих идеях и друг о друге, мемуары и дневники, апологетические и критические отзывы об их деятельности — авторов XIX и XX вв.



«Церковь одна. С полным предисловием Ю. Ф. Самарина» (издательство Братства Прп. Иова Почаевского, Монреаль, 1975): небольшая книжка, состоящая из двух текстов — «Церковь одна» Хомякова — может быть, вообще лучший текст в православном богословии о Церкви и предисловие к нему Юрия Самарина (как и Хомяков, одного из представителей старшего славянофильства), где он, в частности, производит свое знаменитое суждение: «в былые времена тех, кто сослужил православному миру такую службу, какую сослужил ему Хомяков, тех называли учителями Церкви».



«Всемирная задача России» (составление и комментарии М. М. Панфилова / Отв. ред. О. А. Платонов. Изд. 2-е — М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011) — собрание сочинений Алексея Хомякова, основателя славянофильской и в целом русской религиозной философии, разрабатывавший богословские, историко-философские, общетеоретические, социально-политические, исторические и пр. вопросы. Значение Хомякова огромно; чтобы верно это значение оценить и понять, надо иметь в виду следующее. Славянофилы — во главе с Хомяковым — производят свою философию как систему бинарных оппозиций. Первая основная религиозная оппозиция: религиозность «свободного творящего духа», находящая себе полноту и вершину в христианстве и религиозность рабства — разные виды паганизма; вторая, задействующая первую как принцип понимания истории человечества: свобода («иранство») и рабство («кушитство»); третья есть проекция первой и второй на социально-политически-экономическую плоскость: свобода и христианство здесь дают «соборность», «землю», «мир-мiр», права и свободы, бессословность, общинность, «земледельческие народы» etc., а рабство и паганизм дают соответственно — государство, завоевание, сословность, «завоевательные народы» etc.; православие есть чистое, неповрежденное христианство; католицизм есть христианство поврежденное (напомним, что Хомяков — блестящий антикатолический полемист): итак, появляется конфессионально-культурная модуляция всех перечисленных оппозиций: католическое-западное-европейское попадает в столбец паганизма, рабства, насилия, государства, завоевания, сословности etc., а, соответственно, православное-славянское-русское попадает в столбец христианства, свободы, соборности, мирности etc. «Запад» становится символом этатистско-милитаристского зла, а «Россия» — анархо-социалистического добра: «Запад» как милитаристско-этатистская антиутопия, «допетровская Россия» как анархо-социалистическая утопия (см., среди прочего: «вече, сходка, мир, община, выборы, самопредставительство», «суд присяжных», «собрание депутатов всех сословий для обсуждения важнейших вопросов государственных» — т. е. парламентаризм, «равенство, почти совершенное, всех сословий», «свобода чистой и просвещенной Церкви» — это, по Хомякову, исконно русские, народные, допетровские, «антизападные», антиабсолютистские, антикрепостнические, антизавоевательные начала). Если — как это, к сожалению и к стыду, часто делают — выбросить собственно ценностно-смысловой контент славянофильской философии и оставить только последнюю оппозицию: Россия как добро, Запад как зло — то будет произведен диспозитив для тривиальнейших национализма, этатизма, милитаризма. Собственно, непосредственное знакомство с текстами Хомякова важно именно для предотвращение описанной мистификации его — и славянофильского в целом — наследия.



Собрание малых сочинений одной из главных фигур истории Русской Церкви первой половины XX века, выдающегося богослова патриарха Сергия (Страгородского): «Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря», «Вечная жизнь как высшее благо», «О нравственности вообще», «Вопрос о личном спасении», «Есть ли у Христа наместник в Церкви?», «Значение апостольского преемства в инославии», «Об отношении Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам», «Отношение православного человека к своей Церкви и инославию», «Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle