Критика системы здравоохранения, записные книжки Достоевского, Мандельштам и щедрик

02.10.2023
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Блог

Alt

Богословские основы миротворческой деятельности Церквей

В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» публикуется текст с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».

Открыли цикл мы большим, фундаментальным, систематическим очерком православного миротворческого богословия авторства митрополита Никодима (Ротова). И цикл пополняется небольшим, компактным текстом, но тоже представляющим собой попытку систематического изложения православного миротворческого богословия авторства известного без преувеличения всем православным христианам постсоветского пространства — профессора Алексея Ильича Осипова, десятилетиями изъясняющего духовно-нравственное учение Православной Церкви студентам Московской Духовной Академии и всем слушателям/зрителям записей его лекций и бесед. В предлагаемом очерке о богословских основах миротворчества профессор Осипов помимо прочего доказывает, что «Удерживающий» (ныне знаменитый «катехон») — это христианские церкви, участвующие в активной борьбе за мир между народами, за разоружение, за социальную справедливость, в борьбе, которая есть предельная праведность, блаженство, красота, радость.



Alt

Лосев как деконструктор платонического фаллогоцентризма, имперской эстетики и модерной субъектности

Владимир Шалларь: 22 сентября — 130 лет со дня рождения Алексея Лосева, великого философа, огромного явления в интеллектуальном пейзаже XX века: не дерзаем даже на его общую обрисовку — нам не хватает окоема; как дань памяти, как возможные точки входа в наследие Лосева — но и не более того! — мы тут лишь упомянем пять сравнительно небольших текстов, каждый из которых представляет нетривиальную концепцию (и заодно иллюстрирует — каждый свой — жанр, дисциплину, в которых работал Лосев), притом так, что все пять вырисовывают некий единый понятийный узор — один из множества, что можно найти в лосевском наследии, но этот конкретно полезен будет, быть может, в развенчании обывательского образа чествуемого нами сегодня мыслителя («православный неоплатоник» etc.).



Alt

Преподобный Силуан Афонский: теологическая рецепция святости

Владимир Шалларь: 24 сентября, — 85 лет с того дня, как отошел ко Господу святой Силуан Афонский. Известен богословский казус: когда ученик преподобного Силуана преподобный Софроний (Сахаров) дал выдающемуся богослову Владимиру Лосскому записки своего почти неграмотного старца (тамбовского крестьянина в миру), тот просто не понял, не оценил их. Этот-то казус и подвиг прп. Софрония к собственному богословскому труду, долженствовавшему теологически рецепиировать, концептуализировать опыт прп. Силуана. Труды прп. Софрония мы как раз недавно пытались осветить; а сегодня в дар памяти великому святому XX века мы вспомним три попытки выплатить долг Лосского прп. Силуану, долг дискурсивной теологии мистическому опыту: мы вспомним три текста великих православных богослова, осмыслявших наследие прп. Силуана: крайне интересный случай того, что один из них (Хоружий) мог бы назвать теоретическими практиками, ассоциированными с мистико-аскетическими практиками. Живой опыт исихаста, аскета, мистика Силуана послужил истоком, очагом, ядром, ресурсом живой православной мысли, актуальной восточнохристианской теологии — а именно неопатристической, персоналистской, энергийной теологии Флоровского, Зизилуаса, Хоружего.



Alt

Формула духовной терапии от Федора Василюка

70 лет назад родился выдающийся современный российский психолог и психотерапевт, доктор психологических наук, профессор, председатель Ассоциации понимающей психотерапии — Федор Ефимович Василюк (28.09.1953 — 17.09.2017). Федор Ефимович развил теоретические основы переживания как деятельности и защитил кандидатскую диссертацию по этой теме. На основе единого комплекса теоретических и практических разработок Василюк создал авторскую психотехническую систему — понимающую психотерапию. А его книга «Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования» стала попыткой создать психотерапевтическую теорию в русле православной традиции. Приводим отрывок и несколько важных цитат из этой книги.



Alt

История о царице Кетеван

Мария Пискунова: португальские миссионеры привезли эту историю в Лиссабон из далекого Шираза. Там в плену у жестокого шаха Аббаса томилась грузинская царица Кетеван. До конца сохранив верность православию, она погибла в тяжких страданиях на глазах у сотен людей. Католические монахи, ставшие свидетелями подвига грузинской царицы, с любовью сохранили ее имя в своих книгах. На одном из холмов Лиссабона стоит монастырь ордена августинцев, где о страданиях православной мученицы рассказывает огромное панно из бело-голубых изразцов. 26 сентября — день памяти великомученицы Кетеван.



Alt

12 книг к Рождеству Богородицы

Владимир Шалларь: 21 сентября Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы — девочки, от Которой произойдет Тот, Кто спасет всех нас. Собрали 12 книг о Ней — сборники стихов, художественные тексты, богословские эссе и др.



Alt

Крестовоздвижение: история, богослужение, иконография

Диакон Алексей Ремизов: как известно, Крест стал орудием казни Иисуса Христа. После эпохальных событий Распятия, Погребения, Воскресения и Вознесения Господня Крест был утерян. Только в IV в. он был обнаружен равноапостольной Еленой, матерью императора Константина I. Именно по просьбе своего сына св. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Спасителя, в том числе и Крест.



Alt

Православие влилось в меня как кровь, как воздух. Иеромонах Иоанн (Гуайта) о времени и о себе

«Мы рождаемся в определенном месте, в определенную эпоху. И это не просто случайность. Это происходит по воле Божией. И надо правильно понимать, что это значит для меня, для всех и для каждого», — считает иеромонах Иоанн (Гуайта). Отец Иоанн — итальянский и российский историк, писатель, священник Русской Православной Церкви. Он служит в московском храме Космы и Дамиана в Шубине. Его рассказ — о России, о себе и о нас с вами, о временах лихих и благополучных, временах, полных надежды, и таких, где белое становится черным, и наоборот.



Alt

«Когда маршируют святые». Разговор о Боге языком джаза

Денис Маханько: один из истоков джазовой музыки — песни завезенных в Америку чернокожих рабов. Эти песни были полны печали о трудной жизни и выражали надежду на вечную жизнь во Христе. С тех пор джаз прошел огромный путь. Из музыки невольников он стал общепризнанным музыкальным направлением, проявляющим высочайшее мастерство исполнителей. Но духовная составляющая джаза все же сохранилась. В нашей подборке — 8 композиций на духовные темы — от классических мелодий до современных джазовых номеров.

Медиатека

Новолетие и замкнутый круг новоначалия

Новолетие и замкнутый круг новоначалия

14 сентября начался богослужебный год — церковное новолетие. А у всех сентябрь ассоциируется с началом нового учебного года. И так получается, что мы почему-то каждый раз идем все в тот же духовный «первый класс». Опять будут исповеди, службы, посты и праздники. Мы будем стараться быть хорошими христианами — помогать ближним и особо не грешить. Но нам всегда будет чего-то не хватать. Глубины. Веры. Бога. Мы будто ходим по кругу нашего новоначалия…

Почему наша религиозность ограничивается внешней? Что такое вера для нас, живущих сегодня? И чем она отличается от веры апостола Павла и первых христиан? Как можно из внешней религиозности перейти во внутреннюю? А если так и не получится это сделать, Христос нас не примет? Важно ли Богу, что мы едим и как молимся? С чего начать системное духовное восхождение? Беседуем с протоиереем Владимиром Хулапом, доктором теологии, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии, клириком храма Феодоровской иконы Божией Матери (С.-Петербург), катехизатором, преподавателем.



Записные книжки и тетради

«Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860–1881 гг.» (М. 1971) и «Записные тетради Ф. М. Достоевского» (М. — Л. 1935) — две книги, из которых мы можем увидеть, как думал великий писатель и мыслитель: наброски и варианты его романов («записные тетради»), статей, просто промелькнувшие мысли, как бы поток сознания («записные книжки») и т. п.



Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад

Чехов — может быть, умнейший, человечнейший русский писатель; не «обличитель», не «критик», не «патологический талант» — но несравненный живописец утопания в пошлости, в бессмыслице, в несчастье — не «грех», не «зло», но — без всякого нажима, надрыва, просто — их суть; Чехов — не «проповедник», не «христианский писатель», но несравненный художник мягкого какого-то неземного света, блаженной какой-то нежности, памяти о каких-то смысле, красоте, добре — свет неземной, нежный, добрый светит — но не видно его Источника — в этом Чехов, может быть, самый христианнейший писатель. Это все может быть лучше всего видно в великих пьесах Чехова: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Кроме текста этих пьес начали выкладывать и их аудиоверсии.



«Медицинская Немезида» Ивана Иллича — католического священника и богослова, педагога, выдающегося социально-критического, либертарно-эгалитарного мыслителя — классическая книга по критике современной медицинской системы как института дегуманизации, отчуждения etc.



Статьи

Собрание статей Ивана Иллича, католического священника и богослова, педагога, выдающегося социально-критического, либертарно-эгалитарного мыслителя: «Н2О и воды забвения», «Тишина как общинное достояние», «Элементы радикальной критики индустриальной системы».



Аверинцев и Мандельштам. Статьи и материалы

«Аверинцев и Мандельштам. Статьи и материалы» — сборник статей филолога, христианского мыслителя Сергея Аверинцева об Осипе Мандельштаме, а также ряд других материалов: «Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления». «Судьба и весть Осипа Мандельштама». «Хорей у Мандельштама». «Страх как инициация: одна тематическая константа поэзии Мандельштама». «Памяти Иосифа Бродского. «Мы — смысловики…». И многое другое.



Николай Кузанский в переводах и комментариях: В 2 т. Аннотация издателей: «Долгие годы считались утраченными лосевские комментарии 1930-х годов к собственным переводам Николая Кузанского на русский язык, как и посвященные Кузанцу лосевские работы 1920-х годов. Однако за последнее десятилетие в лосевском архиве удалось выявить и восстановить зачастую по фрагментам целый ряд прежде неизвестных текстов разного значения и объема — и тезисных набросков, и развернутых и подробных разборов. В сфере лосевского внимания целый спектр проблем — и философских, и эстетических, и богословских, и математических, а также чисто переводческих.

Николай Кузанский в переводах и комментариях

Эти возвращенные из небытия тексты 1920–1930-х годов, однако, должны рассматриваться в целостном контексте лосевского интереса к неоплатонической традиции, к средневековой философии и процессу зарождения новоевропейской мысли. Вот почему в данный том включены и более поздние тексты (1960–1970-х годов), прямо или косвенно связанные с проблематикой, разрабатываемой А. Ф. Лосевым в ранних работах о Кузанском. Эта своего рода антология всего, что Лосев когда-либо писал о Кузанском или о его философской системе и эпохе, должна стать отправной точкой для исследователей, желающих разобраться в специфике восприятия русской мыслью XX столетия западноевропейской философской традиции».



Літургія Іоанна Злотоуста. Хорові твори

Собрание сочинений украинского композитора Миколы Леонтовича: Литургия Иоанна Златоуста, обработки народных песен (включая знаменитые «Щедрик», «Дударик»), оригинальные хоровые произведения.



Запись концерта «Рождество Богородицы: духовная музыка XII–XVIII веков»:

Рождество Богородицы: духовная музыка XII - XVIII веков. Концерт

– Хильдегарда Бингенская (Германия, XII в.)
– Cantigas de Santa Maria (Испания, XIII в.) No 114, 250, 201
– Фрагменты мессы «The Western Wynde» Джона Тавернера (1490–1545)
– Псалмы из «Рифмотворной псалтири» Симеона Полоцкого на музыку Василия Титова (ок. 1650 — между 1710 и 1715)
– Фрагменты из школьной драмы Симеона Полоцкого (1629–1680) «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle