Православная духовность: перезагрузка; буддизм; Достоевский; инсульт

27.12.2021
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Рождественские проекты

Alt

Цикл роликов «Рождество Христово в европейском искусстве», в котором культуролог, поэт, кандидат филологических наук Михаил Кукин раскрывает смысл, заложенный в ряде произведений изобразительного искусства на рождественские сюжеты:

«Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса

«Мистическое Рождество» Фра Филиппо Липпи

«Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля



Alt

«Книга встреч и надежды: Откровение Иоанна Богослова» — цикл роликов ректора библейского колледжа «Наследие» Владимира Стрелова. Почему мы читаем Книгу Откровения в Рождественский пост? Потому что это книга встречи. Встречи не ветхозаветной, а новозаветной — которая поможет нашей личной встрече с Господом:

«И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать». Служение свидетельства в Церкви

«И видел я, что Агнец снял первую из семи печатей». О муках, предшествующих рождению нового мира



Alt

«От рождения мира до Рождества Иисуса. Читаем Книгу Бытия» — цикл текстов библеиста Владимира Сорокина:

— «Первая кровь и ее последствия». Каин и Авель

«От чего нам спасаться?». Грехопадение.



Alt

Цикл текстов: «На кушетке у Святых Отцов: психоанализ глазами патролога Тимура Щукина»:

«Агрессивная печаль и радость, которую никто не отнимет»

«Борьба за независимость»

Статьи

Alt

«Навстречу штамму омикрон: Отцы Церкви об эпидемиях и стихийных бедствиях»

Владимир Шалларь. Святоотеческое богословие ковида: читаем Василия Великого, Григория Богослова, Григория Паламу, Феофана Затворника, Иннокентия Херсонского. Собственно «чума» (то или иное бедствие) занимает на удивление мало места в «богословии чумы», в сущности, только как повод к вере в осмысленность мироздания, которая — вот решающий шаг — служит тоже, в свою очередь, как повод к некоей социально-экономической теории и социально-экономической политике.



Alt

Священник Борис Ершов о суевериях, магическом мышлении и о том, что всё будет хорошо

Время, в которое мы сегодня живем, интересное, но странное, очень уж турбулентное. Некоторые даже говорят, что наступает новое Средневековье, темное язычество. В такие неспокойные времена люди всегда искали дополнительную опору и защиту. К сожалению, не только в Боге. Мы — христиане, но насколько глубоко сидит в нас язычество? Как возникает суеверие? Что его поддерживает? Почему мы боимся, не верим себе и не надеемся на Господа? На эти и другие вопросы отвечает священник Борис Ершов, настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев в деревне Раздолье Ленинградской области.



Alt

«Принятие крещения под угрозой жизни»

Как происходит современное миссионерство в стране, где большая часть населения исповедует индуизм? С какими сложностями приходится сталкиваться православному священнику в Индии? И для чего в Индийской Церкви барабаны? О своем служении рассказывает выпускник Санкт-Петербургской духовной академии священник Климент Нехамайя.



Alt

«Апостол Руси»

Верно ли считать Андрея Первозванного апостолом Руси? Легендарны ли предания о нем? Разбираемся с кандидатом исторических наук Юрием Рубаном.

Лекции

Достоевский: личный подвиг как общее дело: о Рождестве Христовом

«Достоевский: личный подвиг как общее дело: о Рождестве Христовом»

Лекция российского филолога, культуролога, религиоведа, писателя, д. филол. н. Татьяны Касаткиной. Мы говорим о первом «рождественском» номере «Дневника писателя» 1876 года, в котором Ф. М. Достоевский намеревается показать, что такое единственная жизнь «незаметного” человека для общей истории человечества.

Для лучшего понимания лекции можно прочесть первый выпуск «Дневника писателя» 1876 года, особенно: вступление о Большой Медведице, «Золотой век в кармане», «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на елке».

Лектор: Татьяна Александровна Касаткина — российский филолог, культуролог, религиовед, писатель. Доктор филологических наук. Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, заведующая Научно-исследовательским центром «Ф. М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. Член Международного общества Ф. М. Достоевского, член правления Российского общества Ф. М. Достоевского.



Адвент на Востоке и Западе

«Адвент на Востоке и Западе»

Богослужебные особенности предрождественского времени в традиции восточного и западного христианства. С наступлением темных и густых ноябрьских дней начинается пора ожидания встречи с Младенцем, который родился в Вифлееме Иудейском.

Это время — даже больше, чем ожидание, это самое настоящее путешествие, долгое и не очень простое.

В богослужениях, которые готовят нас ко встрече с Иисусом, много удивительного и интересного: прекрасная поэзия, драматургия и красота ожидания. Восток и Запад по-разному окрасили это время, использовали разные краски и разные приемы, но цель была одна — подготовить взгляд и сердце человека ко встрече со Христом.

Лектор: иерей Вячеслав Завальный, клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери (С.-Петербург), преподаватель религиозно-просветительских курсов, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП.



Инсульт: причины, лечение, восстановление

«Инсульт: причины, лечение, восстановление»

Можно инсульт предотвратить? Или предчувствовать его наступление? Рассказывает врач-реабилитолог Ася Доброжанская.

Каждый год порядка 450 тысяч россиян, молодых и пожилых, настигает инсульт. В последнее десятилетие эта цифра только растет. Что мы знаем об этом недуге?

Можно инсульт предотвратить? Или предчувствовать его наступление? Если у кого-то в семье он случился, или у меня есть все факторы риска, то для меня инсульт — просто вопрос времени?

Обратимы ли последствия инсульта? Почему у кого-то они тяжелые, а другие через пару недель уже на ногах? Что происходит с человеком в первые часы после инсульта? Почему важны эти 3–4 часа?

Как лечат инсульт? Сколько занимает полное восстановление? Почему гиперопека над больным — большая ошибка? И есть ли в России психологическая поддержка перенесших инсульт?

Обо всем этом расскажет врач, реабилитолог, координатор программы «Помощь профильным организациям» фонда борьбы с инсультом «ОРБИ» Ася Доброжанская.



Буддизм

«Буддизм»

Новый курс лекций Андрея Зубова*, часть его знаменитого «Курса лекций по истории религий». Пока есть только пять лекций: «Религиозные искания в Индии в VI–V веках до Р. Х.»; «Джайнизм»; «Жизнь Будды»; «Проповедь запуска колеса Дхармы»; «Анатта и Нирвана. Восьмизвенный арийский путь».

Книги

Христианская социология

«Христианская социология» — курс, прочитанный протоиереем Сергием Булгаковым в Париже в конце 1920-х гг. Сюда же добавляем две статьи, совпадающих по тематике: «О необходимости введения общественных наук в программу духовной школы» и «Введение в “Краткий очерк политической экономии”».

Булгаков, в частности, пишет:

«Вопросы христианской общественности должны сделаться христианской совести настолько своими, настолько привычными, чтобы самоопределение в этом отношении являлось естественным, само собою разумеющимися, прежняя беззаботность и неведение в этом отношении стало непозволительным, а некоторые проявления христианской общественности sui generis, которые культивируются в газете Грингмута и к стыду и горю нашему, связываются иногда и с именами видных официальных представителей церкви, встречали к себе отношение со стороны церкви как прямое непотребство, насильничество, богохульство. Нам хочется верить, что принципы христианской общественности войдут в общественное сознание, будут провозглашены голосом общецерковной совести.

Духовные академии (или богословские факультеты, вообще высшая богословская школа) наряду с другими задачами должны поставить себе задачу и культивировать общественную науку на основе христианского мировоззрения. Это не только совершенно необходимо для христианского сознания, но это вне всякого сомнения, окажется в высшей степени плодотворно и для самой общественной науки, которая в лучших, наиболее сознательных своих представителях переживает идейный кризис, в руках же рядовых, ремесленных представителей характеризуется идейной пустотой. Дело в том, что социальная наука есть все-таки по преимуществу социальная техника, т. е. наука прикладная, которая не имеет в себе и не может творить из себя высших руководящих идей, а когда, не понимая своей природы, она начинает делать это, то приходит к выводам, или совершенно лишенным общего значения за пределами специальности, или же все-таки заимствованным извне. Не имея своего духовного питания, она питается из духовного источника общего философского и религиозного мировоззрения, и чахнет, когда оскудевает последний. Необходимо констатировать, что этот источник в настоящее время совершенно оскудел.

Не создалось христианской общественности, так создалась антихристианская или просто светская, религиозно индифферентная политика, не раздалось проповеди свободы, равенства и братства во имя Христа и согласно Его заветам, и мы видим те же идеалы вне религиозной санкции. То, что составляет необходимый вывод из евангельского учения, обращено было в орудие против него, и то положительное добро и справедливость в общественных отношениях, которые должны были вноситься в жизнь представителями церкви, стали вноситься людьми, ей чуждыми. Все это факты, для всех очевидные, оспорить их нет возможности и не следует. Нужно признать свой грех и свою обязанность и выступить на новое служение. И в частности нужно создать общественную науку, проникнутую началами христианской веры, нужно создать христианскую политическую экономию, христианскую юриспруденцию, христианскую политику».



Братство св. Софии. Материалы и документы 1923–1939

«Братство Св. Софии. Материалы и документы 1923–1939». Братство Св. Софии возникло еще в России по благословению патриарха Тихона и было возрождено в эмиграции. В него входили (или участвовали, официально не входя) крупнейшие русские мыслители: Булгаков, Бердяев, Флоровский, Зеньковский, Н. Лосский, Вышеславцев, Афанасьев, Карташев, Франк, Скобцова и пр. В эту книгу вошли: статья о Братстве, протоколы заседаний Братства (с интереснейшими дискуссиями и пр.), протоколы семинаров Булгакова, переписка членов Братства.



Встречи с Блоком

«Встречи с Блоком» — собрание текстов преподобномученицы Марии (Скобцовой): мемуары, художественная проза, письма и записные книжки.

«Стихи» преподобномученицы Марии (Скобцовой) — репринтное издание уникального экземпляра книги с иллюстрациями сделанные рукой матери Марии.



Православная духовность: перезагрузка. Наброски внутренней реформы

«Православная духовность: перезагрузка. Наброски внутренней реформы» протоиерей Вячеслав Рубский.

Возможна ли перезагрузка для православного человека, живущего под покровом традиции, наученного правильному опыту богопознания? Возможна или нет, она необходима, считает священник, философ и психолог Вячеслав Рубский. Повторение старинных формул и практик все дальше отходит от насущной реальности, устаревают и мехи, в которых когда-то было влито молодое вино. Чтобы жить живой духовной жизнью, нужно перезагружаться — рождаться заново на каждом новом этапе, идти дальше, видеть мир свежим взглядом. Бог ждет от нас, чтобы мы были начеку, искали Его повсюду и жаждали личной встречи с Ним. Автор в предисловии пишет:

«Мне кажется, что-то не так с духовным устроением нашего подвига. Он почти освободился от Бога как своего важнейшего компонента. Наш метод духовной жизни слишком осторожен, проявление Бога в нем минимизировано до соответствия настроениям читаемых молитв. Драгоценный опыт причастности Богу сегодня пробивается как цветок через асфальт. Православная традиция жива, в ней есть множество струн, которые звучат единой мелодией через всю историю отношений Бога и человека. Православие вобрало в себя все лучшее, опознав как свое. Потому что полифоничность православия, его внутреннее разнообразие есть святыня, дающая большим душам свободу и пространство для принятия других типов православия, духовного раскрытия себя в тепле и свете Господнем. Люди у Бога разные. В доме Отца Моего обителей много, — говорит Господь (Ин 14:2). Я верю, что у Бога не только много обителей, но и путей к ним не меньше. Православие, как живая и глубокая традиция, открывает перед нами эти многочисленные пути. Есть книги, мотивированные разочарованием, любопытством, новым открытием и т. д. Эта книга рождена верой во Христа и надеждой преодолеть одиночество тех, кто идет похожим путем. Поддержать тех, кто примет и поймет, сделать попытку объясниться с теми православными, кто мыслит совсем иначе. Отдельные главы могут показаться нигилистическими или чересчур радикальными, но прошу вас дочитать до разделов, где любовь к Богу, человеку, богослужению и обрядам будет обоснована, пусть и несколько с непривычной стороны».

Музыка

Знаменный распев сегодня

«Знаменный распев сегодня»

Серия CD «Знаменный распев сегодня» открывает для широкого слушателя возможность живого соприкосновения с древнерусской певческой традицией, существовавшей на Руси на протяжении почти 700 лет. Со времени принятия христианства святым равноапостольным князем Владимиром и до середины XVII века певческое искусство у нас развивалось в строго каноническом пространстве византийского осмогласия – системы, разработанной еще преподобным Иоанном Дамаскиным в VIII веке.
Переориентация всего уклада русской жизни, и государственной и церковной, на западный образец во второй половине XVII века, привела к потере богатейшего духовного и культурного наследия Древней Руси. Только на рубеже XIX–XX веков русские ученые заново «открыли» древнерусскую иконопись, зодчество и пение. Но, увы, уже более как музейные экспонаты.
Во второй половине XX века реставраторами воссозданы в первоначальном великолепии древние храмы Новгорода, Пскова и других древних русских городов. В конце XX века в Русскую Церковь мало-помалу вернулась каноническая иконопись. Но с пением дело обстоит гораздо сложнее.
Расшифровать древние невмы (знамена), которыми записывалась мелодика песнопений, вне живой изустной традиции практически невозможно. Единственными, кто сохранил неповрежденно традицию церковного пения, остались общины старообрядцев «поморцев», которые, по мнению современных ученых-медиевистов, наиболее аутентично воспроизводят древнейшие образцы напевов, способы пропевания и произношения церковных текстов. Это пение называют иногда «наонным» из-за частого пропевания Ъ и Ь как полных гласных О и Е соответственно, например: «Бого наше… Господи, помилуй насо…», или «хомонией» – «Согрешихомо, беззаконновахомо…» и т. д.
На данных CD эта традиция как раз и представлена. Для современного слушателя она может показаться «странной», ведь в ее основе, в отличие от современной музыки, лежит не западноевропейская музыкальная система, а древневизантийская. Это совершенная законченная и целостная система, достигшая апогея своего развития на Руси к XVII веку. Поэтому, чтобы знаменный роспев стал понятен слушателю, чтобы внимательный ценитель духовного искусства смог оценить совершенство древнего пения, необходимо представить данную систему в определенной законченности.
Для выполнения этой задачи на шести CD представлены песнопения воскресного Всенощного бдения, как неизменяемые — Обиход (1-й и 2-й CD), так и относящиеся к кругу Осмогласника — Октай (3-й, 4-й, 5-й, 6-й CD). В записи принимал участие коллектив хора Знаменской церкви Саватьевой пустыни. Головщик – Даниил Григорьев. Место записи — Знаменская церковь монастыря Савватьева пустынь.

*Андрей Зубов внесен в реестр иностранных агентов.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle