Новомученики и исповедники Церкви Русской: путеводитель по материалам «Предания»

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

4 февраля 2024 года — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. В память репрессированных государством и прославленных Церковью святых у нас опубликовано много текстов, решили сделать путеводитель по ним.

Тексты-актуализации

Авторы «Предания.ру» обращались к жизни и творениям новомучеников для решения тех или иных актуальных проблем.

Про Сталина, обновленцев и новомучеников

Денис Собур: Когда говорят о недопустимости изображения Сталина в храме, обязательно вспоминают про новомучеников. Считают, что это предательство их памяти. Но, к сожалению, именно новомученики оказываются одной из самых непонятных страниц в истории Русской Православной Церкви. Низкий уровень знания церковной истории принципиально искажает историческую картину. И, честно говоря, их память уже давно предана забвению… Остались только имена, а подвиг их не интересен большинству прихожан. Вот, например, кто такие обновленцы? Любой прихожанин скажет, что это те, кто перевел богослужение на русский язык. Но ведь это совсем не так! Церковный историк священник Александр Мазырин напоминает: «главным их (обновленцев) отличием от «тихоновцев», как стали называться православные в то время, был их сервилизм перед советской властью, их стремление приспособиться к ней и ей служить».

Разрыв

Григорий Шеянов в связи со всеми известными событиями в украинском православии обращается к опыту новомучеников: Даже при беглом знакомстве и с экклезиологическими взглядами новомучеников (и с историей Российской церкви XX века в целом) — стройные конструкции канонического права разлетаются вдребезги. Современные семинаристы могут зазубривать фразы о канонической церковной власти (патриарх Тихон, митрополит Петр, патриарх Сергий), от которой отпадали «неканонические» раскольники — но погружение в историю дает другую картину, начисто лишенную линейного схематизма. Взять, скажем, 1925 год. Во главе нашей Церкви стоит патриарший местоблюститель митрополит Петр. Свою власть он получил по завещательному распоряжению покойного патриарха Тихона — практика, однозначно осужденная древними канонами. Согласно букве канонов, и патриарх Тихон и митрополит Петр должны были быть отлучены от Церкви в момент составления такого завещания (76-е Апостольское правило, 23-е правило Антиохийского собора). Впрочем, патриарх Тихон был отлучен двумя годами ранее, решением обновленческого «собора», в котором приняли участие около половины тогдашних российских епископов старого поставления. Решения этого «собора», как и законность церковной власти обновленцев, признаны четырьмя Поместными православными церквами (кажется, в ту пору их и было всего четыре, не считая Российской).

Патриотизм — это лояльность властям? Патриарх Тихон и митрополит Сергий

Григорий Шеянов: Наверное, каждый из нас что-нибудь да слышал о «Декларации митрополита Сергия». А если не слышал о ней, то слышал о горячих спорах вокруг нее. А если не о спорах, то об их далеких отголосках. Сегодня, спустя 95 лет после подписания «Декларации», про нее сказаны тысячи слов, в разных уголках русского православия бытуют разные (порой диаметральные) оценки ее значения, а живой интерес к этой проблематике почти остыл. И это хороший повод воспользоваться как интеллектуальными наработками прежних поколений, так и нынешним эмоциональным затишьем — чтобы попробовать спокойно разобраться в проблеме. Что же свершилось 29 июля 1927 года — рождение «ереси сергианства» или очередная веха мудрой политики спасения Церкви, начатой еще патриархом Тихоном?

Когда падут престолы: государство и Церковь в богословии Михаила Новоселова

Тимур Щукин: Церковь, вступая в союз с властью, даже просто пребывая с ней в мире, рано или поздно оказывается порабощена. Новомученики — это такие святые, которые своей верой, а иногда и простой принадлежностью к Православной Церкви оказались неугодны государству. Стало быть, их подвиг — в некой антигосударственной, стихийно анархистской позиции, в стремлении быть рабами одному только Богу. Весь вопрос в том, насколько противостояние мученика и государства не-ситуативно и можно ли из него вывести отрицание государства как такового. Для ответа на этот вопрос мы проделаем следующий интеллектуальный эксперимент: обратимся к самому известному сочинению самого «радикального» из новомучеников Михаила Новоселова. В своих «Письмах к друзьям» этот идеолог и организатор движения «непоминающих» проговаривает свое отношение к государственной власти.

В каком смысле мы можем подражать новомученикам?

Тимур Щукин: Этот вопрос задавался множество раз. Но в ответах на него часто возникает путаница. Она связана с тем, что мы склонны видеть в новомучениках не персонажей Нового Завета в обстоятельствах XX века, а своих политических единомышленников: поклонников Российской империи, антисоветчиков, фрондеров.

Супруги-новомученики: любящие и сильные

Тимур Щукин: Новомученики расширили наше представление о святости. Да и как могло быть иначе: в сонм, составленный из византийских и древнерусских святых, которые и жили иначе, о которых и рассказывали по-другому, вошла дивизия новобранцев — наших современников. Они родились и выросли в эпоху радио и кино, железных дорог и индустриализации, рабочих демонстраций и женской эмансипации, распада сословного и вообще традиционного общества. Конечно, эти люди на всё (кроме главного) смотрели по-другому. Совсем иначе — об этом говорят письма, воспоминания, дневники — они понимали брак, отношения мужчины и женщины. Если кратко: христианское благочестие оказалось совместимым с «романтикой», с идеализацией супруга, с опытом взаимопроникновения полов как чем-то самоценным. А может быть, христианский брак научился не прятаться, не стесняться себя.

Главная причина расцерковления

Александр Королев: На мой взгляд, главная причина кризиса веры, расцерковления, разочарования — в том, что церковь сейчас не воплощается в том, в чем она должна воплощаться, — в любящей общине братьев и сестер, которые по разным причинам потеряли веру или ушли из Церкви. Конечно, тут важен церковный опыт. В этом отношении XX век помимо скорбных страниц церковной истории имеет и опыт возрождения братско-общинной жизни. Многие новомученики приходили к общинной жизни как единственной возможной форме церковного существования в условиях гонений. Традиционная приходская форма тут совершенно недееспособна. Так жили Александро-Невское братство в Петрограде, община архимандрита Сергия (Савельева), мечевские общины, община митр. Макария (Опоцкого). Этот опыт практически никак не воспринят современной церковью, которая является наследницей новомучеников и исповедников. Точнее, должна являться. Их канонизировали, составили им службы и благополучно забыли, даже не подозревая, что это часто опыт общинной жизни, которая смогла устоять в условиях беспрецедентных гонений на Церковь, массового уничтожения верующих.

Почему Церковь до сих пор не признала «екатеринбургские останки» мощами святых? Четыре причины

Анастасия Коскелло: Николай Второй и его семья — очень неудобные для нашей Церкви святые. Такие же, кстати, как и большинство новомучеников. Ведь тот образ Церкви, который они нам несут, — это не победоносная Церковь золоченых куполов, это Церковь холодной улицы, тюремной камеры, расстрельной комнаты… А нам так туда не хочется.

Чему нас (не) научили новомученики, или Как Церковь наступает на те же грабли

Владимир Шалларь: Казалось, что Церковь после освобождения от советского ига расцветет. Не расцвела, и от церковного официоза все чаще слышится столь узнаваемый запашок «совка». Так какой урок мы извлекли и извлекли ли из гонений? За что расстреливали новомучеников и сажали исповедников? Первохристиан убивали именно как христиан — за исповедование Христа. На таких основаниях советская власть православных не гнала: за принадлежность к клиру как сословию императорской России — да, за антисоветскую агитацию — да, за прочее в том же духе, но не как христиан. И разумеется, советская власть не только православных репрессировала. В строгом смысле, тех, кого мы называем новомучениками и исповедниками, надо бы почитать как страстотерпцев: христиан, по-христиански встретивших смерть. Даже если речь идет о борьбе с религией именно как с религией, то советская власть боролась с религией как таковой, а не с христианством: и тут христиане стоят в одном ряду с, например, язычниками. Здесь уже кое-что проясняется: речь идет не о Христе — напрямую, во всяком случае, — а о некоем политическом вопросе. Мученики суть свидетели. Первохристианские мученики свидетельствовали о Христе. А новомученики?

Тексты о новомучениках

Авторы «Предания.ру» писали об отдельных личностях новомучеников.

Не люба миру правда Господня: феномен священноисповедника Виктора (Островидова)

Григорий Шеянов: Личность священноисповедника Виктора (Островидова), викарного епископа Вятской епархии, с трудом вписывается в привычные рамки. Ему было тесно и в позолоченной оправе синодальной системы, и в тисках легального существования Церкви при советской власти. Трудно вместить его образ и в привычные каноны агиографии. Неубедительность интеллектуальных усилий в осмыслении феномена святителя лишь подтверждает его собственные богословские взгляды.

«Не злоупотребляйте буквой канонических норм». О священномученике Кирилле, митрополите Казанском

Григорий Шеянов: После смерти патриарха Тихона самым авторитетным иерархом можно было бы назвать митрополита Казанского Кирилла (Смирнова). Но сегодня о нем вспоминают разве что любители истории. Какие метаморфозы церковной истории и церковного сознания привели к такому диссонансу? Поразмыслим об этом в день 85-летия мученической кончины святителя Кирилла.

Святейший Патриарх Тихон: «Нельзя управлять народом Божиим, не спрашивая его согласия»

Тимур Щукин: В 1990 году патриарх Тихон (Беллавин, 1865–1925) был канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви и поставлен во главе Собора новомучеников и исповедников Российских. Попробуем порассуждать о том, какими принципами руководствовался патриарх, управляя Русской Церковью.

Как русскому стать святым

Тимур Щукин: Есть такое историко-философское клише: русской мысли, что светской, что духовной, свойственно особенное внимание к народному началу, к судьбе России, к «русскости». Священномученик Фаддей (Успенский) вполне этому клише соответствует. Однако в его случае внимание к этническому измерению социального бытия — это не просто обязанность проповедника, не просто проявление пастырской заботы. Это следствие внятно выраженной богословской позиции.

Они еще не знали, что они «святые»

Ольга Лебединская: Юрий Новицкий — блестящий эрудит, ученый, автор работ, посвященных истории русского уголовного права. Человек, который интересовался широким философским контекстом своего времени, был в курсе метаний, шатаний и всяческих уклонений Серебряного века и при этом догматически стоял в вере. Он отдал жизнь за Христа. Но прежде, чем просиять мученическим подвигом, Юрий Петрович прошел через те испытания и искушения, через которые проходит множество самых обыкновенных, не святых людей. Сохранившиеся свидетельства позволяют говорить о том, что он пережил тяжелую личную драму, которая для человека другого склада могла бы стать серьезным искушением.

Татьяна Гримблит: «Юность в одежде терновой»

Ольга Клюкина: С семнадцати лет, в самые страшные годы репрессий Татиана Гримблит оказывала помощь заключенным — носила и рассылала им передачи, писала письма, помогала сохранить веру. На допросе она говорила о своем нательном кресте: «Пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно».

Одинокий император

Сергей Фирсов, историк, профессор СПбГУ, автор монографии «Николай II: Пленник самодержавия», о личности Николая II. Людям свойственно абсолютизировать фигуру последнего русского императора, не беря в расчет немаловажную роль событий, происходивших на фоне его правления. Наиболее убедительно и ярко образ Николая II представлен в романе-эпопее Александра Солженицына «Красное колесо». Насколько этот противоречивый и выразительный портрет соответствует исторической правде?

Три новомученика: священники и сыновья священников

Ольга Киселева: 25 августа 2022 года Священный Синод рассмотрел ходатайства о канонизации трех священников Русской Православной Церкви, служивших в начале XX века. По решению Синода, протоиерей Михаил Союзов, иереи Григорий Златорунский и Димитрий Семёнов причислены к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Чем примечательны были новопрославленные святые, удостоившиеся таких почестей? Протоиерей Михаил Союзов: «Я призывал прихожан к любви, миру, кротости и незлобию». Священник Григорий Златорунский: «Умираю за Веру, Царя и Отечество». Иерей Димитрий Семенов: накормил карателей, но через полчаса был арестован.

Мироносицы XX века

Алеся Храмова: Почти 2000 лет прошло с тех пор, как жены-мироносицы последовали за Христом. История Церкви знала много святых жен, повторивших их путь в миру или в уединенной келье. «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29) — наверное, так можно описать их путь тихого подвига, примера любви, верности, милосердия и постоянства. И вот, спустя столетия, XX век, такой свирепый и циничный, оказался не менее богатым на подвижниц, чем Древняя Иудея или Рим. В этом обзоре мы расскажем о четырех из них, не самых известных, но, к счастью, оставивших для потомков хотя бы частичные воспоминания о своей жизни в прозе или стихах.

Писания новомучеников

Публиковали мы и труды самих новомучеников.

Две заповеди — два якоря жизни

К 145-летию со дня рождения священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского, опубликовали одну из проповедей сщмч. Григория, произнесенных им в Петербурге в разгар обновленческого раскола и большевистских гонений. Проповеди епископа Григория Шлиссельбургского стенографировались прямо в храмах, затем расшифровывались и, вероятно, просматривались самим автором.

«Ей, Господи!» Когда слепые опережают зрячих

Проповедь священномученика Григория (Лебедева) в 7-ю Неделю по Пятидесятнице: «В этом рассказе о вере слепых и их исцелении проясняется евангелистом не сам факт веры, а особенная черта обнаружения веры. Эта черта — настойчивость до упорства в обнаружении веры, неотступность, постоянство в ее обращенности к Богу».

«Стремление искать и отдаваться любви к другим людям неискоренимо»

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского): «Нынешнее апостольское чтение побуждает нас, братие, говорить о предмете хотя всем совершенно известном, но и доселе не перестающем возбуждать недоумения многих: именно о братской любви людей друг ко другу. По-видимому, после стольких веков общественной жизни можно было бы ожидать, что христианское учение о любви вполне будет понято людьми и что в основу общественной жизни все более и более будет полагаться взаимная любовь людей друг ко другу. Однако случилось иное».

«Прошу тебя верить в крепкую мою любовь к тебе». Письма священномученика Михаила Чельцова к жене

Священномученик Михаил Чельцов: XX век — время общественных пертурбаций и потрясений — революция 1917 года в России, Вторая мировая война, сексуальная революция 60-х годов на Западе… В результате прервались традиции, последствия чего мы пожинали в 90-е годы. Было понятно, как не надо, но непонятно, как надо. Поэтому мы с радостью публикуем письма священномученика Михаила Чельцова к его жене. Они полны тепла и нежности и дают нам образ счастливой семьи и любви в семье. Благодарим за предоставленные письма Алексея Мастеркова, правнука отца Михаила, и его жену Анну, набравшую их.

Тексты-обзоры

Больше материалов о новомучениках вы можете найти в наших обзорах.

Мученики за Христа: ХХ век

Владимир Шалларь: Предлагаем вспомнить эпоху гонений вместе с теми, кто прошел советские лагеря, прочитать их воспоминания и услышать их голоса.

Новомученики и исповедники Российские: книги, лекции, фильмы, песнопения

Владимир Шалларь: в XX в. Церковь вернулась к своим первым временам, когда исповедование Имени Христова стоило жизни. Тертуллиан, богослов эпохи первых гонений, говорил: «Кровь мучеников — семя Церкви». Если XX в. соответствует первохристианской эпохе, то наш век — нечто вроде начала «Константиновской эпохи». Тогда нам всем не лишне вспомнить слова Иоанна Златоуста на этот счет, слова предупреждения об опасностях, ждущих Церковь в «безопасные времена»: «безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, — безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих». Тем важнее не забывать мучеников — истинных столпов Церкви.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle