Рождественские проекты, Жижек о христианстве, психотерапия

05.12.2022
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Блог

Alt

Начался Рождественский пост; как всегда, мы подготовили несколько рождественских проектов. В одном из них игумен Петр (Мещеринов) поделится с вами любимыми книгами, духовными и светскими. Встречайте первый выпуск.



Alt

Владимир Стрелов будет писать цикл «История Авраама, праотца Христа». Наш путь к Рождеству мы начинаем издалека — вспоминаем не только о рождении Спасителя, но и об истории, предшествовавшей этому событию, о тех, кто приуготовлял к нему народ Божий и все человечество. Наш путь будет пролегать вместе с праотцем Авраамом и вместе с Богом, Который открывается этому великому предку Господа нашего Иисуса Христа.



Alt

«Введение во храм Пресвятой Богородицы: история, богослужебные особенности, иконография»

Диакон Алексей Ремизов: есть ли у Введения во храм историческая основа? Когда зародилось его празднование? Разбираемся вместе.



Alt

«Психотерапевт нужен для того, чтобы клиент выпал в руки Бога»

Эмоция страха является врожденной. В серии публикаций мы рассматриваем страх с этих трех точек зрения: священника, психиатра и психолога. Закончим рассказом психолога Марины Филоник.



Alt

«Лучше испытывать боль, чем ничего не чувствовать»

Марина Филоник: как пройти кризисную ситуацию максимально бережно к себе и другим? Говорим об этом с Мариной Филоник — психологом, психотерапевтом, руководителем образовательного проекта «Психология для Церкви».



Alt

«Церковь холопов и церковь господ»

Архимандрит Савва (Мажуко): церковная жизнь порой похожа на блуждание по лабиринту: сплошные запреты и предписания, зачастую противоречащие друг другу. Поищем путь в этом лабиринте и попробуем отличить благочестие страха от благочестия свободы.



Alt

«К 300-летию Григория Сковороды: 7 украинских богословов»

Владимир Шалларь: 3 декабря исполняется 300 лет с рождения великого украинского христианского мыслителя Григория Сковороды, философа-казака, философа-странника. По этому поводу решили вспомнить украинских богословов; их было и есть, конечно, много; мы выбрали по недостатку места только семь: святители, чудотворцы, преподобные, мыслители, писатели.



Alt

«Ислам: христианский взгляд»

Владимир Шалларь: собрали для вас более 20 материалов, которые могут дать представление об осмыслении христианами ислама и взаимной полемике между на протяжении всей истории совместного существования этих религий: богословы, философы, историки, Святые Отцы об исламе.

Медиатека

Каждому времени — своя психотерапия

«Каждому времени — своя психотерапия»

Как смириться с тем, что старой жизни больше не будет? Как жить в условиях неопределенности? Как справиться с чувствами, которые вдруг заштормили? Как не стыдиться их? Будем разбираться во всем этом вместе с психологом, психотерапевтом Мариной Филоник — руководителем образовательного проекта «Психология для Церкви».



«Всем мое почтение. Как творить милостыню» — небольшая аудиокнига по писаниям преподобного Амвросия Оптинского: жизнь и наставления, как творить милостыню, советы.



Византийская культура и агиография

«Византийская культура и агиография» — сборник статей выдающегося современного византиниста Сергея Иванова, автора книг «Блаженные похабы», «Византийское миссионерство» и др. Здесь, например, можно найти: «Восприятие пределов империи», «”Остроумие” в Византии», «Славянские скоморохи и византийский ипподром», «Парадоксы спасения души на Руси и в Византии», «”Золотой век” византийской агиографии», «Святость украдкой», «Парадокс почитания мощей в византийской агиографии», «Житие византийской святой-трансвестита» и т. д. и т. д.



Бахтин как философ

«Бахтин как философ» — сборник статей значимых (еще) советских мыслителей о Бахтине — фигуре мирового масштаба. Нам тут интересны в первую очередь два христианских текста. Аверинцев в статье «Бахтин, смех, христианская культура» критикует некоторые аспекты бахтинской теории карнавала и попутно намечает христианское отношение к смеху. Батищев в статье «Диалогизм или полифонизм?» опять же критикует бахтинскую теорию карнавала (как нехристианскую), противопоставляя ей бахтинскую теорию полифонии, которую Батищев как раз считает необычайно ценной для христианского мышления.



Евразийство (опыт систематического изложения). Проект истинной декларации евразийцев

«Евразийство (опыт систематического изложения)» — один из первых документов евразийского движения; «Проект истинной декларации евразийцев, или Им мое философско-политическое, но общепонятное завещание» — один из последних. Оба они принадлежат великому православному мыслителю Льву Карсавину. Оба текста настаивают: православие, Церковь Христова — есть абсолютная истина, то есть как таковая включающая в себя и социально-экономическую и культурно-политическую жизнь. С этой точки зрения Карсавин с православной точки зрения пытается осмыслить основные феномены современной ему эпохи: капитализм, мировые войны, революцию, социализм, СССР и т. д. В «Завещании» дается кратчайшая формула (левого) евразийства: евразийство — это православие плюс коммунизм.



Монструозность Христа

Добавили несколько книг одного из ведущих современных мыслителей Славоя Жижека. Все они примечательны тем, что каждый раз производят некую парадоксальную апологию христианства, а лаканианец-марксист-гегелианец выступает как теолог-атеист:

«Размышления в красном цвете»: «Религия может сыграть положительную роль, воскрешая подлинное измерение политического, ре-политизируя политику: она способна побудить действующие в политике силы высвободиться из пут этико- юридических противоречий».

«Щекотливый субъект. Отсутствующий центр политической онтологии»: «Обновленные левые должны полностью признать парадоксальное утверждение Кьеркегора о том, что в противоречии между традицией и современностью христианство стоит на стороне современности».

«Устройство разрыва. Параллаксное видение»: «В противостоянии между светскими гуманистами и религиозными фундаменталистами гуманисты отстаивают веру, а фундаменталисты — знание; короче говоря, истинная опасность фундаментализма кроется в том, что он ставит под угрозу саму подлинную веру».

«Событие»: «Говоря языком буддиста, христианское событие является точной структурной противоположностью Просветлению, достижению Нирваны: самим жестом, с помощью которого иллюзия и страдание являются в мир».

«Монструозность Христа»: вопреки видимости, эту книгу нельзя обозначить как «диспут атеиста и верующего»; все сложнее. Милбанк, лидер «радикальной ортодоксии», христианский интеллектуал; и Жижек, лидер «люблянской школы», лаканианец-марксист-гегелианец; формально, конечно, первый — христианин, второй — атеист, но: спорят они именно на уровне теологии, притом атеист Жижек считает, что он защищает ядро христианства против мнимого христианства Милбанка. Так или иначе, дебаты, представленные в этой книге, на порядок глубже, сложнее, чем споры «новых атеистов» и верующих, и вообще всего того, что обычно представляют как «дебаты атеистов и верующих».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle