Святые во враждебной среде. Религия, этничность, конфликты. Либерализм, космизм, исихазм

20.06.2022
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Блог

Alt

«Святитель Николай Японский: быть верным Родине, даже если она не права»

Представляем новый цикл патролога Тимура Щукина «Святые во враждебные среде»: дихотомия «свой — чужой» для христианина подвижна: один и тот же человек может быть и своим, и чужим в течение одного мгновения. Каждый может оказаться чужим самому себе, когда грешит, когда отпадает от Христа.



Alt

«Психологические манипуляции в Церкви — как распознать и что делать»

Наталия Скуратовская: чтобы быть абсолютно неуязвимым для манипуляций, надо быть мертвым, потому что манипуляции опираются на наши чувства. Некоторые из них естественны, а некоторые деструктивны, и надо их постепенно в себе изживать.



Alt

«Смертная казнь: фильмы, романы, статьи»

Владимир Шалларь: собрали для вас материалы об отношении к смертной казни той религии, чей Основатель был казнен: два романа, семь фильмов, различные философские и богословские тексты и несколько воспоминаний.



Alt

«Голос в голове, или Как простить обиду»

Владимир Берхин: голос ведет бесконечный спор с обидчиком, придумывает такие слова, такие ситуации, из которых ты всегда-всегда выходишь победителем. Прощение — это когда голос замолчал.



Alt

«Кто такой Святой Дух?»

Матвей Берхин: заглядывая внутрь себя, я понимаю, что хочу счастья: покоя, радости, мира, любви, творчества, свободы. Частенько я начинаю искать все это «на стороне», но в глубине души понимаю, что получить все это смогу только от Бога.



Alt

«Рассказ о дырявой крыше, дружной семье и помощи, которая пришла вовремя»

Ольга Лебединская: бывает, что ситуация, казавшаяся безнадежной, вдруг выправляется самым чудесным образом. Рассказываем, как фонд «Предание» помог семье с ремонтом дома.



Alt

«Он обязательно научится»

Мария Пискунова: наш подопечный Никита Супрунов — мальчик с тяжелым диагнозом: фокальная эпилепсия. Родители верят в успех лечения, и оно дает свои результаты.

Книги

Ч. Диккенс, В. Гюго, Л. Толстой о смертной казни

«Ч. Диккенс, В. Гюго, Л. Толстой о смертной казни» — собрание публицистических текстов трех великих писателей. Несколько цитат:

Диккенс:

Мы знаем, что Спаситель самым недвусмысленным образом отверг доктрину воздаяния или отмщения. Мы знаем, что когда к нему привели преступника, по закону повинного смерти, он не обрек его на смерть. Мы знаем, что он сказал: «Не убий!». Я присутствовал при казни, которая состоялась этим утром в Проезде Конного рынка. Кода двое несчастных виновников этого ужасного сборища взвились в воздух, толпа не проявила ни малейшего чувства, ни капли жалости, не задумалась ни на миг над тем, что две бессмертные души отправились держать ответ перед своим творцом; непристойности не прекращались ни на минуту. Можно было подумать, что в мире никогда не звучало имя Иисуса Христа и что люди не слыхали о религии, что смерть человеческая и гибель животного для них — одно и то же.

Гюго:

Когда же, наконец, закон придет в соответствие с правом? Когда людское правосудие будет равняться по правосудию божественному? Когда же те, кто читает библию, поймут, наконец, почему была сохранена жизнь Каину? Когда же те, кто читает евангелие, постигнут, наконец, сущность распятия Христа? Когда же, наконец, прислушаются к великому голосу жизни, который, преодолевая окружающую нас тьму, раздается из глубин неизвестного: «Не убий!» Когда же те, кто здесь, на земле, — судьи, священники, народы и короли — увидят, что есть некто над нами? Республики, основанные на рабстве, монархии, опирающиеся на солдатчину, общество, охраняемое палачами. Повсюду насилие, права и правды нет нигде. О, жалкие властители мира, с немощью гусениц, с надменностью удавов!

Толстой:

Руководитель всего дела говорит что-то, секретарь читает бумагу, и когда бумага прочтена, человек с длинными волосами, обращаясь к тем людям, которых другие люди собираются удушить веревками, говорит что-то о Боге и Христе. Тотчас же после этих слов палачи, — их несколько, один не может управиться с таким сложным делом, — разведя мыло и намылив петли веревок, чтобы лучше затягивались, берутся за закованных, надевают на них саваны, взводят на помост с виселицами и накладывают на шеи веревочные петли. Вы говорите, что вы совершаете все эти ужасы для того, чтобы водворить спокойствие, порядок. Вы водворяете спокойствие и порядок! Чем же вы его водворяете? Тем, что вы, представители христианской власти, руководители, наставники, одобряемые и поощряемые церковными служителями, разрушаете в людях последние остатки веры и нравственности, совершая величайшие преступления: ложь, предательство, всякого рода мучительство и — последнее самое ужасное преступление, самое противное всякому не вполне развращенному сердцу человеческому: не убийство, не одно убийство, а убийства, бесконечные убийства, которые вы думаете оправдать разными глупыми ссылками на такие-то статьи, написанные вами же в ваших глупых и лживых книгах, кощунственно называемые вами законами. Учение любви, всепрощения, воздаяния добром за зло было не только соединено, но делалось оправданием существования войск, войн, патриотизма, судов, тюрем, казней, земельной собственности и всякого рода насилий.



Арийский миф в современном мире

«Арийский миф в современном мире» — двухтомное исследование Виктора Шнирельмана, посвященной гремучей смеси религии, псевдонауки, идеологии, мифотворчества, эзотерики, политики, ксенофобии, национализма, расизма, комплексу превосходства/неполноценности, потерянности, запутанности современного сознания и т. д. Темы исследования: «Рождение и эволюция арийского мифа»; «Арийская идея в эзотерических учениях»; «Нацистский след»; «Источники и корни русского «арийского мифа»; «Научная фантастика и этноцентизм»; «Русское неоязычество: действующие лица»; «Мифы русского неоязычества: национализм, мегаломания и травматическое сознание»; «Неоязычество, христианство и антисемитизм»; «Эра Водолея и русское мессианство»; «Украинский взгляд»; «Экспансия арийской идеи: Кавказ и Средняя Азия»; «Индийское арийство».

Исследование, в частности, отмечает «неприязненное, если не сказать большего, отношение неоязычников к христианству. Во многих случаях, хотя и не всегда, это проистекает из их юдофобской позиции. Универсальным же является представление о христианстве как о чужеродной идеологии, занесенной извне и не соответствующей «русскому духу». /…/ Такая установка вытекает из так называемого «цивилизационного подхода», рассматривающего отдельные культуры и цивилизации как изолированные закрытые единства, развивающиеся каждое своим собственным уникальным путем, не имеющие между собой ничего общего и неспособные понять друг друга».



Неоязычество на просторах Евразии

«Неоязычество на просторах Евразии» — коллективная монография под ред. В. Шнирельмана:

«Двухтысячелетний юбилей христианства знаменуется парадоксальным явлением – возрождением язычества. Масштабы, которые приобретает это движение, заставляют задуматься о том, каковы его побудительные мотивы и стимулы, чем оно привлекает горожан, почему их не удовлетворяют универсальные подходы, которые предлагают христианство. Каков социальный портрет неоязычников, какова их половозрастная, профессиональная, социальная, политическая и этническая принадлежность? Кто возглавляет движение? Как, на какой основе лидеры создают неоязыческую религию или, шире, неоязыческое мировоззрение? Что представляет собой эта религия, какова ее догматика, как создаются и отправляются ритуалы, имеются ли особые служители культа и составляют ли они некую иерархию, какую символику (как духовную, так и материальную) они используют, каким именно богам поклоняются неоязычники, чему они отдают предпочтение – политеизму или монотеизму, отличается ли их календарь от христианского?»



Этничность и религия в современных конфликтах

«Этничность и религия в современных конфликтах» — коллективная монография, посвященная изучению современных этнических и религиозных конфликтов в ряде важнейших регионов мира (Европа, Канада, Центральная Азия, Ближний Восток, Северная Африка, Индия). В ней анализируются четыре типа разных конфликтов: спонтанные конфликты, погромы, отличающиеся быстротечностью, слабой организованностью и повышенной эмоциональностью участников; латентные конфликты в рамках политического процесса; открытые вооруженные конфликты; религиозные конфликты, которые обычно описываются как «столкновение цивилизаций». В книге освещаются история конфликта, причины и поводы, приведшие к нему, особенности противоборствующих сторон, преследуемые ими цели и интересы, соотношение рациональных и иррациональных мотиваций конфликта, роль этнической солидарности и эмоций, связанных с участием в «общем деле», эскалация конфликта, характер насильственных действий, их объяснения, даваемые обеими сторонами, участие в конфликте третьих сторон (мировых держав и сообществ, а также роль диаспор), выход из конфликта (особенности миротворческого переговорного процесса). Уделяется внимание коллективной травме, влияющий на социальную память и играющей большую роль в идеологии конфликтности, а также накладывающей отпечаток на взаимоотношения бывших противников после окончания конфликта.



Исследования по исихастской традиции

«Исследования по исихастской традиции». Настоящий двухтомник — итоговое издание, в котором собраны главные труды Сергея Сергеевича Хоружего по православному исихазму, создававшиеся в течение многих лет. Первый том — монография «К феноменологии аскезы» (1998), выходящая в новой редакции, в существенно доработанном виде. Основная цель монографии — реконструкция исихастского органона. Опыт аскезы раскрывается в двойной перспективе: с позиций исихастского сознания (реконструируемых по текстам традиции) и с позиций современного научного сознания (которое не противопоставляет себя традиции, но стремится ее понять, принимая установку участности).

Второй том содержит избранные статьи автора, которые развивают его трактовку исихазма, представленную в т. 1. В совокупности оба тома книги, создавая оригинальный концептуальный и методологический аппарат, осуществляют на его базе цельную реконструкцию исихазма как духовного и антропологического явления. Обсуждая стоящие проблемы, предлагая рабочие методы и понятия, книга также рисует открытую перспективу исихастских исследований.



Наше положение: Образ настоящего

«Наше положение: Образ настоящего» — сборник текстов В. Бибихина, О. Седаковой, А. Шмаиной-Великановой, А. Ахутина, А. Вустина, С. Хоружего. Оглавление:

О. Седакова. Путешествие в Тарту и обратно
О. Седакова. Элегия, переходящая в реквием
В. Бибихин. Нищета философии
О. Седакова. Морализм искусства, или О зле посредственности
В. Бибихин. Власть России
О. Седакова. Ничто
B. Бибихин. Наше положение
C. Хоружий. Наше положение как повод для раздражения
В. Бибихин. Герой нашего времени
О. Седакова. При условии отсутствия души
О. Седакова. Поэзия и антропология
В. Бибихин. Сильнее человека
О. Седакова. Письмо
О. Седакова. Речь при вручении премии имени Владимира Соловьева
О. Седакова. Успех с человеческим лицом
О. Седакова. Памяти поэта
А. Ахутпин. Анкета
О. Седакова. Учитель музыки
О. Седакова. Маруся Смагина
А. Вустин. Музыка — это музыка
О. Седакова. Походная песня
A. Шмаина-Великанова. О новых мучениках
B. Бибихин. Старец Таврион
О. Седакова. В ожидании ответа
В. Бибихин. Единство веры
В. Бибихин. Родосская декларация
A. Шмаина-Великанова. Образ первоначальной Церкви в Одах Соломона
B. Бибихин. Вера и культура
В. Бибихин. Эстетика Льва Толстого
A. Шмаина-Великанова. Поэзия как выход из богословского тупика: «Доктор Живаго» и его последствия
B. Бибихин. Путешествие в будущее
О. Седакова. Дождь



Опыт русского либерализма. Антология

«Опыт русского либерализма. Антология» — сборник текстов русских мыслителей XIX–XX вв. о христианском происхождении идеи свободы, об истории свободы в России и пр. и пр.: тексты Кавелина, Чичерина, Сементковского, Ковалевского, Котляревского, Франка, Струве, Новгородцева, Бердяева, Спекторского, Степуна, Карповича, Леонтовича. Случайная цитата:

«Господство и подчинение предполагают неравенство между людьми, их обоснование сводится к уяснению правомерности неравенства в распределении прав и обязанностей. Для античного сознания, для эпохи рабства и национальной исключительности идея неравенства обладает такой непосредственной очевидностью и убедительностью, что вопрос о правомерности деспотизма разрешается легко и просто ссылкой на естественное неравенство людей. Классическим образцом подобного обоснования деспотизма является рассуждение Аристотеля, для которого право господства определяется прирожденным неравенством между взрослым и ребенком, мужчиной и женщиной, свободным и рабом, эллином и варваром. Одни рождены для того, чтобы повелевать, другие — для того, чтобы повиноваться. Но уже христианство, выставив по крайней мере как общее моральное требование идею универсального братства и, следовательно, равенства людей, раскололо цельность античного обоснования господства».



Русский космизм: Антология философской мысли

«Космизм» — это не только одно из направлений русской религиозной, но и одно из свойств всей русской религиозной философии. Этим воспользовались составители книги «Русский космизм: Антология философской мысли» куда вошли тексты не только «космистов», но и «космистские тексты» многих других русских религиозных мыслителей: В. Ф. Одоевский, A. В. Сухово-Кобылин, Η. Ф. Федоров, B. С. Соловьев, H.A. Умов, C. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, В. Н. Муравьев, A. К. Горский, Н. А. Сетницкий, К. Э. Циолковский, B. И. Вернадский, A. Л. Чижевский, Н. Г. Холодный, B. Ф. Купревич, А. К. Манеев.



ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма

«ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма» — сборник работ, чрезвычайно интересных для понимания формирования христианского мышления: «платонизм» — образцовая «языческая» философия, и именно он доставил для формировавшегося христианства ряд концептуальных средств. Тематика: Ориген-платоник и Ориген-христианин, трансформация античной онтологии в «ареопагитском корпусе» и у Максима Исповедника, к истории понятия «ипостась» в платоновской традиции и христианском богословии и пр.



Интуитивная философия Бергсона

«Интуитивная философия Бергсона» — небольшая книжка Николая Лосского, крайне интересная в историко-философском отношении. Два христианских «интуитивиста» в нач. XX в. — один во Франции, другой в России — начинают «деконструировать» модерную философию. И вот один из них (Лосский) пишет о другом (Бергсон). Начинается какое-то новое мышление, и мышление это — христианское. Темы: рассудок и интуиция, свобода воли, память, материя, жизнь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle