Театр Шекспира; история катехизации; христианская философия права; записки экоматушки об «экологичности» Церкви

29.11.2021
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Статьи

Alt

Цикл Ольги Киселевой «Записки экоматушки об «экологичности» Церкви»:

Органично к органике: как в Церкви утилизировать пищевые отходы: один из шагов осознанного потребления — компостируй (Rot). откажись от лишнего; сокращай потребление; используй максимально.
Есть ли мусор в Церкви: «сдай в переработку» (recycle) — именно этот пункт ассоциируется с экологичным поведением.
Круговорот вещей в церковном приходе: Reuse — используй повторно. И если есть такая возможность, замени одноразовое на многоразовый аналог.



Alt

«Кормили ли грудью в царских семьях»

Ксения Гринькова: ко Дню матери мы подготовили текст-исследование на тему грудного вскармливания царственных младенцев.



Alt

«Как стать самим собой»

Фредерика де Грааф: митрополит Антоний не раз говорил мне: стань самой собой! Но я тогда еще не понимала, что это значит.



Alt

Протоиерей Максим Первозванский: «Тиндер не возбраняется»

Интервью Ольги Лебединской с протоиереем Максимом Первозванским: когда мы находимся в романтическом периоде, вся жизнь схлопывается до единственного человека. Но готовы мы так жить постоянно?



Alt

Семь книг французского православного богослова Оливье-Мориса Клемана

Владимир Шалларь к столетию со дня рождения Клемана обозревает его книги: прекрасное введение в православное богословие, богословие красоты, смысл земли и пр.



Alt

«Гомосексуализм, «толерасты» и право называть грех грехом»

Монахиня Елисавета (Сеньчукова): как нам неприятно, что на нас вешают ярлыки, даже если они и отражают наши взгляды, так неприятно и другим людям, когда мы их судим.



Alt

«”Мистика ковида” versus благополучное православие»

Сергей Чапнин: ковидная пневмония и связанная с ней интоксикация стали источником нового духовного опыта, а в случаях особо глубоких переживаний этот опыт воспринимается как мистический.

Лекции

Сюжеты Великого поста в мировом искусстве

«Сюжеты Великого поста в мировом искусстве» — цикл мини-лекций, в котором культуролог, поэт, кандидат филологических наук Михаил Кукин раскрывает смысл, заложенный в ряде произведений изобразительного искусства на библейские сюжеты. Темы лекций: «Воз сена» Иеронима Босха: библейский сюжет от «профессора кошмаров»; «Несение креста» Брейгеля: почему художник прятал Христа от зрителя; Два пятна и семь лучей: символика «Благовещения» Яна ван Эйка; Между смертью и жизнью: «Воскрешение Лазаря» скульптора Лазаря Гадаева; Гипнотическая скорбь: «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена; Гроб Господень в итальянской провинции: «Воскресение Христа» Пьеро делла Франческа.



«Плачьте и рыдайте» vs «всегда радуйтесь»

«”Плачьте и рыдайте” vs “всегда радуйтесь”» — лекция протоиерея Димитрия Сизоненко

Как быть — то сокрушаться о грехах (например, в среду и пятницу, в пост, перед исповедью и причастием), то радоваться — строго по расписанию, в двунадесятые и великие праздники и по воскресным дням?

Православная аскетика, как известно, делает акцент на скорбях и страданиях. Мы хорошо знаем, что скорби — неизбежная часть падшего мира, что нет человека без греха. «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль», говорит апостол (Иак 4:9). Более того, священники нередко советуют специально искать скорбей, чтобы очистить душу.

Но есть и другие современные проповедники и даже Святые Отцы, которые нас ориентируют, казалось бы, противоположно иначе. «Это радость, это свет, это веселие, это взлет», — так характеризует жизнь в Церкви, жизнь по Евангелию преподобный наших дней, старец Порфирий Кавсокаливит. Впрочем, известные слова апостола Павла провозглашают то же: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил 4:4).

Так где же верный путь? Наверное, нужно то сокрушаться о грехах (например, в среду и пятницу, в пост, перед исповедью и причастием), то радоваться – строго по расписанию, в двунадесятые и великие праздники и по воскресным дням? Или делать и то, и другое одновременно? Или просто есть разные восприятия христианства, и каждый выбирает то, что ему по душе?

Книги

Театр Зависти

«Театр зависти» Рене Жирара — въедливое, кропотливое толкование творчества Шекспира с точки зрения «миметической теории», развиваемой автором. Согласно Жирару, человеческое желание не знает, чего ему желать. Оно копирует (мимезис) объект желания у другого. Таким образом возникает конфликт между двумя желаниями, желающими одно и то же. Постепенно миметизм нарастает во всеобщем насилии, кое канализируется в убийстве невинной жертвы. Это убийство умиротворяет социум и поэтому социум обоготворяет жертву. Такова природа всех религий, такова механика всех когда-либо существовавших обществ. Евангелие разоблачает эту механику, показывая невинность жертвы. Шекспир — согласно Жирару — в своих пьесах как раз таки показывает эти истины, его театр — это театр миметической теории, театр христианский.

Таким образом, в этой книге мы находим изложение миметической теории и рассмотрение творчества Шекспира с ее точки зрения. Но находим мы и более того: разбор феноменом любви, влюбленности, любовных треугольников — всей социопсихической динамики, разворачивающейся вокруг отношений полов. Находим мы и разбор политики: «там где речь идет о гражданской войне, там религиозная антропология и политология становятся одной дисциплиной». Плюс к тому — разбор некоторых феноменов современного мира.



Беседы и размышления

«Беседы и размышления» Сёрена Кьеркегора. Беседы — особый жанр великого христианского мыслителя Сёрена Кьеркегора. Только «Беседы» Кьеркегор подписывал своим собственным именем. Это размышления над Писанием, обращенные к конкретному субъекту, а не «вообще» — тому, кто решается относительно своего вечного блаженства, относительно Христа.



Две книги Евгения Трубецкого (одного из классиков Русского религиозного ренессанса), посвященные становлению папской теократии: «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание блаженного Августина» и «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов — его современников».

Энциклопедия права. Лекции по истории философии права. История философии права (древней)

Три книги классика Русского религиозного ренессанса Евгения Трубецкого по философии права:

— «Энциклопедия права»: Право и нравственность; Нравственность и эволюция; Нравственность и эволюция; Естественное право; Происхождение права; Прецедент; 3акон; Образование закона; Толкование закона; Действие закона; Юридические лица и т. д. и т. п.

— «Лекции по истории философии права»: эпоха Возрождения, Макиавелли, Томас Мор, Жак Боден, протестантские и католические государственные учения, философия права нового времени, Гоббс, Гуго Гроций, Декарт и Спиноза, Джон Локк, Лейбниц, Монтескье, Руссо.

— «Лекции по истории философии права»: Политическое и религиозное миросозерцание древних греков; досократовская философия, софисты, Сократ, последователи Сократа, Платон, Аристотель, значение Рима в истории философских учений об обществе, христианство: его значение в истории политического мышления и др.

Цитаты:

«В нравственном мировоззрении всех народов в большей или меньшей степени выражается сознание одного основного нравственного начала: благо человека не в эгоистическом обособлении, а в солидарности с другими людьми, причем этот принцип выражается во всей своей полноте и широте в христианской заповеди всеобщей человеческой любви, т. е. такой солидарности, которая не ограничивается одною сферой человеческих действий, но охватывает собою и внутреннюю сферу душевного настроения. И не подлежит сомнению, что именно в этом принципе всеобщей человеческой солидарности выражается не преходящая точка зрения той или другой исторической эпохи, а вечный, непреложный закон добра, который остается истинным совершенно независимо от того, доразвились или не доразвились люди до его понимания».

«Церковь есть единство общей веры и общей жизни всех людей в Боге; здесь все солидарны в общей любви и в общем деле спасения рода человеческого. В разрезе с господствующим языческим мировоззрением, христианство вносит в историю представление свободной человеческой совести, стоящей выше государственного, светского правового порядка, идеал церкви, как общественного союза, независимого от государства. Христианство отвергает самые основы, самый принцип языческого общежития. Церковный идеал, который для древнего мира был началом осуждения и разрушения, стал зиждущим началом в новой истории европейских народов».



Cобрание сочинений

Cобрание сочинений Сергея Трубецкого (брата Евгения), классика Русского религиозного ренессанса: публицистические статьи, философские статьи, «Метафизика в Древней Греции», «Учение о Логосе», «Курс истории древней философии».



«История катехизации в древней церкви» — монография П. Л. Гаврилюка, посвященная огласительным практикам (подготовки к таинству Крещения) Древней Церкви в первые пять веков ее истории.

Музыка

1000 лет музыки

«1000 лет музыки» — пластинка (1979) ансамбля Hortus Musicus: григорианское пение и ранняя полифония.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle