Теократия, вселенское христианство, потоп

07.11.2022
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Блог

Alt

«Равнозначно ли мученичеству исполнение воинского долга?»

Артем Григорян: трагизм христианского отношения к участию в войне заключается в том, что воин-христианин приносит в жертву не только свою жизнь, но одновременно с ней и свою нравственную чистоту.



Alt

«Теология военного поражения»

Владимир Шалларь: Отцы Церкви о геополитических катастрофах, национальных/государственных крахах.

«Что почитать осенью?»

Владимир Шалларь: что взять с собой почитать, послушать или что предложить детям? Вашему вниманию — произведения британской литературы, так называемых «Инклингов».



Alt

«Богоматерь»

Владимир Берхин: я не помню единства более полного, чем когда я был ребенком и мама обнимала меня. И, как все по-настоящему хорошее, это чувство должно быть в Царствии и от него идет.



Alt

«Пять вопросов о Димитриевской родительской субботе»

Диакон Алексей Ремизов: история, традиции и богослужебные особенности праздника. Что такое парастас? За кого можно молиться об упокоении? Можно ли причащаться в родительские субботы?



Alt

«Доброе утро, Христос, или Зачем человеку старость»

Ольга Лебединская: старость — время, которое не хочется принимать. Священник Олег Патрикеев не согласен с унылым взглядом на «серебряный» период жизни человека. И даже предложил христианский «эликсир молодости».



Alt

«Не давайте повода ищущим повода. Про церковные деньги и не только»

Ольга Лебединская: «Зачем жертвовать на церковь? Она вон какая богатая — вся в золоте». Священник Николай Конюхов ответил на этот и другие «неудобные» вопросы.



Alt

«Мужественность мужчин и женственность женщин»

Что Библия говорит о предназначении мужчины и женщины? Как Бог проявляет Себя в нас и что Он ожидает от современных людей? Об этом беседуем с матушкой Ольгой Юревич, супругой протоиерея Андрея Юревича и матерью семерых детей.

Лекции и книги

Притча о потопе

Одна из лекций Владимира Владимировича Сорокина на летнем семинаре колледжа «Наследие» по книге Бытия: «О потопе, его причинах и последствиях, и о духовном смысле этого библейского сюжета».

«Зороастизм» — новый курс лекций Андрея Зубова*, часть его знаменитого «Курса лекций по истории религий»: «Страна ариев и Благая Вера»; «Пророк Зороастр»; «Ахура Мазда и иранский дуализм»; «Амеша Спента» и пр.



Сергей Хоружий — классик современных восточнохристианской теологии и философской антропологии. Главная его тема — антропология духовных практик, прежде всего — восточнохристианских (исихазма). На основе этой антропологии Хоружий создал новую «панпарадигму» социогуманитарных дискурсов, а в частности и новый подход к социальным феноменам. А именно: каждый социальный феномен может быть понят как «антропологический тренд» и как таковой проанализирован в связи с восточнохристианской духовной практикой, то есть теологически осмыслен. Отсюда — возможность «диагностики и управления» антропологическими трендами. Здесь мы собрали следующие работы С. Хоружего:

Антропологические тренды: диагностика и управление

— «Аналитика размыкания человека как методология диагностики антропологических трендов»;

— «К науке управления антропологическими трендами»;

— «О матрице управления виртуальными практиками и трендами»;

— «Об управлении практиками и трендами в виртуальной реальности»;

— «Управление антропологическими трендами: подступы к проблематике».



История и будущность теократии. Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни

«История и будущность теократии. (Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни)» — книга выдающегося христианского мыслителя Владимира Соловьева, где он представляет свой проект воссоединения Восточной и Западной церквей, апологию вселенского христианства, но и больше — некий всемирно-исторический, социально-политический проект. В связи с этим Соловьев разбирает ряд политико-религиозных вопросов в российской жизни, прослеживает историю теократической идеи в Ветхом и Новом Завете: «Разбор главных предрассудков против теократического дела в России»; «Первоначальные судьбы человечества и теократия праотцев»; «Национальная теократия и закон Моисеев»; «Завершение национальной теократии развитием трех властей: первосвященской, царской и пророческой — и переход к вселенской теократии»; «Явление Мессии и основание новозаветной теократии. Царство Божие и Церковь». Если кратко, то книга эта посвящена «философии библейской истории», кроме вступления, посвященного «ходу нашего русского национально-религиозного сознания» (или что то же самое: «разбору главных предрассудков против теократического дела в России», «догматическому развитию Церкви в связи с вопросом о соединении церквей»).



Россия и Вселенская Церковь

«Россия и Вселенская Церковь» — книга выдающегося христианского философа Владимира Соловьева. Здесь мы находим апологию воссоединения Западной и Восточной Церквей, апологию вселенского христианства в форме признания центра последнего в лице Папы Римского. Этот филокатолический проект, однако лишь аспект большого целого, чьими другими аспектами служат: критика национализма и этатизма, апология универсализма, свободы, любви, братства, социальной справедливости, международного мира, христианизации общественности. И последнее: все развиваемые Соловьевым экклезиологические, социально-политические, историософские схемы являются в конечном счете элементами его софиологии: и именно в «России и Вселенской Церкви» (в ее третьей части) мы находим ее наиболее зрелый вариант, ее систематическое изложение. Христианский социально-политический идеал Соловьев характеризует так:

«Свободная и вселенская теократия, истинная солидарность, христианство, осуществленное в общественной жизни, политика, ставшая христианской; это свобода для всех угнетенных, покровительство для всех слабых; это социальная справедливость и добрый христианский мир», притом «совершенное общество» есть «воплощенная София»; София есть «социальное воплощение Божества в Церкви Вселенской».



О христианском единстве

«О христианском единстве» — сборник разных текстов великого христианского мыслителя Владимира Соловьева, который крайне много усилий посвятил вопросу о разделении Восточной и Западной Церквей и продумыванию возможных путей их воссоединения:

О расколе в русском народе и обществе
Великий спор и христианская политика (выдержки)
Восток и Запад в древнем мире. — Историческое место христианства
Разделение Церквей
Папство и папизм. Смысл протестантства
Общее основание соединения церквей
Ответ Н. Я. Данилевскому
История и будущность теократии. Предисловие
Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей
История и будущность теократии (О церковной власти)
Православна ли Восточная Церковь?
Ответ протоиерею А. М. Иванцову-Платонову
Национальный вопрос в России: любовь к народу и русский народный идеал
Славянский вопрос
Национальный вопрос в России: письма в редакцию
Русская идея
Россия и Вселенская Церковь
Византизм и Россия (выдержки)
Три разговора
Письма



Русская литература в эмиграции. Сборник. Под редакцией Н. П. Полторацкого

Русская литература в эмиграции. Сборник. Под редакцией Н. П. Полторацкого:

Н. Полторацкий. Предисловие
I. Литература — поэзия и проза
Борис Зайцев. Изгнание
B. Вейдле. Традиционное и новое в русской литературе двадцатого
века
Ник. Андреев. Об особенностях и основных этапах развития русской
литературы за рубежом (Опыт постановки темы)
Людмила Фостер. Статистический обзор русской зарубежной литературы
Юрий Иваск. Поэзия «старой» эмиграции
Фабий Зверев. Поэты «новой» эмиграции
Л. Ржевский. Художественная проза «новой» эмиграции
II. Литература — поэты и прозаики
Ч. Николас Ли. Марк Александрович Алданов: жизнь и творчество
И. А. и В. Н. Бунины в канун эмиграции. Из дневника В. Н. Буниной.
Сергей Крыжицкий. Жизнь и творчество И. А. Бунина в эмиграции
Темира Пахмусс. З. Н. Гиппиус в эмиграции — по ее письмам
П. Грибановский. Борис Константинович Зайцев. — Обзор творчества
Алексей Климов. Вячеслав Иванов в Италии (1924–1949)
Александр Дынник. А. И. Куприн в годы изгнания: настроения, чувства, идеалы
И. А. Ильин. Мережковский-художник
Милена Карлова. Осуд и сон писателя. О жизни и творчестве
А. М. Ремизова в эмиграции
Ирина Одоевцева. О Тэффи
C. Карлинский. Новое об эмигрантском периоде Марины Цветаевой
Ольга Сорокина. Творческий путь И. С. Шмелева в эмиграции
Людмила Келер. И. С. Шмелев о себе и о других
III. Литературоведение и критика
Владимир Ильин. Литературоведение и критика до и после революции
Р. Плетнев. Русское литературоведение в эмиграции
Н. Полторацкий. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И. А. Ильина
IV. Литература и периодика
Марк Слоним. «Воля России»
Вячеслав Завалишин. Четверть века журнала «Грани»
Г. Андреев (Г. А. Хомяков). В отраженном свете. «Мосты», эмиграция, Россия
Роман Гуль. «Новый журнал»
Глеб Струве. Из истории русской зарубежной печати. Издания
П. Б. Струве
М. Вишняк. «Современные записки»



Литературные традиции христианского Египта

«Литературные традиции христианского Египта» — сборник статей:

Предисловие
Рогожина A. A. Коптские фрагменты «Мученичества
св. Филофея Антиохийского» из собрания
Британского музея
Крутова Е. В. «История Александрийской Церкви» и ее связь
с греческой и арабской историографическими
традициями
История Александрийской Церкви (пер. Е. В. Круговой)
Матюшкина М. Л. Житие свт. Кирилла Александрийского
по данным восточной историографии
Коптские акты III Вселенского (Эфесского) Собора
(пер. М. Л. Матюшкиной)
Брысина С. Л. Псевдо-Еводий и проблема циклов в коптской
литературе
Псевдо-Еводий, архиепископ Римский. Похвала Марии
(пер. С. Л. Брысиной)
Ковалец А. С. О некоторых особенностях богословия семи
посланий прп. Антония Великого
Головнина Н. Г. Систологический «катехизис» Шенуте
Шенуте. Гомилия на Рождество (пер. Н. Г. Головниной)
Священник Олег Давыденков. Юлиан Галикарнасский и его
догматические труды
Юлиан Галикарнасский. Догматические фрагменты
(пер. иерея С. Давыденкова)
Фридман И. А. Литературное творчество братьев
Аль-Ассалей и трактат Ас-Сафи ибн Аль-Ассаля
как опыт систематического изложения вероучения
Коптской Церкви
Ас-Сафи Ибн аль-Ассаль. Сокращенные главы о Троице и
Воплощении (пер. И. А. Фридмана)



Красный Платонов. Фабрика литературы. Статьи 1918-1926

«Статьи 1918–1926» Андрея Платонова, величайшего писателя Революции. Это скорее стихотворения в прозе, литературно гениальные тексты, вполне на уровне лучших романов, повестей, рассказов Платонова. Коммунист и атеист Платонов здесь выражает глубинный пафос Октябрьской Революции — и вот этот пафос совпадает с глубинным пафосом христианства. Платонов говорит о бессмертии и восторге, о Христе и Боге, о том, что мир во зле лежит, и о его спасении, Революции как Искуплении, пролетариате как новом творении, коммунизме как Царстве; повторяет софиологические темы Серебряного века и его мысль об искусстве как теургии и орудии переделки мира (символистская теория искусства оказывается теорией пролетарского искусства), о преодолении пола и его страсти. Может быть, здесь, как нигде, виден христианский характер коммунизма и то, чем была на самом деле чревата Революция.

*Андрей Зубов внесен в реестр иностранных агентов.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle