Новинки блога
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_Nbxo7CGatOv0-IYvm_H_antCzMF08zgY37Tdsfntzq1D5thmjp5o9-DEkA6zm61EgRt0OCM784f6JDGgzjDF77yTZUB6JT5cupvIPLp-8iKs9AWEbHY-A=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2024/01/1-340x220.jpg)
14 января 1892 года родился пастор Мартин Нимёллер, один из главных противников и обличителей нацизма, один из лидеров Исповедующей церкви (объединившей христиан-антинацистов). Ему принадлежат знаменитые слова о нацистах — причинах их политической победы:
Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я же не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я же не был социал-демократом.
Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я же не был членом профсоюза.
Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому.
Сегодня мы публикуем текст митрополита Никодима (Ротова) в честь 80-летия (отмечавшегося 14.01.1972) пастора Мартина Нимёллера — в память этого выдающегося представителя христианского антинацизма и антимилитаризма — и как своего рода предисловие, историческую иллюстрации к следующему за ней тексту — речи митрополита Никодима на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года. Митрополит Никодим — одна из значительнейших фигур в новейшей истории Русской Церкви, чье влияние ощущается в ней до сих пор; достаточно вспомнить, что патриарх Московский Кирилл (Гундяев) или, например, митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) — ученики митрополита Никодима. Мы начали этот цикл публикаций как раз с его фундаментального систематического очерка православного миротворческого богословия — и сегодня продолжим знакомство с текстами этого выдающегося представителя русского православного миротворческого социально-экономически-
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NZsI5f4M1yCCVA--v5TMQBB22Sx6LzGIlWtdy1Q4hni34CZgxm2WA8bcxMIeEgZIY7Jverve9dfwFuYiXcX1LTsl6OuLzsu5CvhiEGRNuwL4-SVJR2wsh1UryBjkgLQ2Hvs9BdVMQ=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2024/01/bolotov-oblozhka-340x220.jpg)
Три труда Василия Болотова, великого историка и богослова — к его 170-летию
Владимир Шалларь: 12 января 2024 года мы празднуем 170-летие со дня рождения Василия Впсильевича Болотова, великого русского православного историка Древней Церкви. Был профессором древней церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии. Член-корреспондент Императорской Академии наук, доктор церковной истории. Он был прежде всего историк Древней Церкви, но также принимал участие в жизни Церкви тех лет как эксперт — творил историю современной ему Церкви: в диалоге со старокатоликами, в деле присоединения к Православию урмийских несториан-ассирийцев, в комиссии по календарному вопросу. Здесь он от истории Церкви переходил к экуменическому богословию, а через него — к богословию вообще, в каковое внес немалый вклад. Впрочем, и его историческим трудам свойственна глубокая разработка богословских вопросов (каковые, в сущности, стоят в центре истории Древней Церкви). Его последними словами были: «Христос идет, Бог идет. Иду ко Христу».
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_Na8gZPMKixOSNFjpaMROpDrm7IR5sHFXgXZjpbPTsCk4dNA6LIP-rpkrpQoYwfmv1j4G52BKj4gIUjRKRME9DSVtGqMcmwsTVa1_DrkvVtZ9CNt1uuVnQg=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2024/01/12-340x220.jpg)
Как бы мы ни относились к Церкви, она центр этого мира
Церковь часто сравнивают с лечебницей, но нельзя всю жизнь прожить в больнице. Господь хочет, чтобы мы жили полной жизнью и были счастливы везде, где бы ни оказались. Какие люди приходят сегодня в храм и почему? Все ли прихожане являются христианами в полном смысле этого слова? Почему нам так важно ополчаться против кого-то? Нужно ли выбирать правильный путь или он со Христом всегда верен? Беседуем об этом со священником Сергием Кругловым.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NZxCAPXMo4COf-B_ec50BL0tNUvM4_L737v6SjkaCWuauBQI4KrnOq3W1Qtc3KrjH3fvVdhT1T3q_qFtugh_BnwZUN9MrwOdtgA_ikcKjgXy3WcjIh9ze65HtYRhBcTc3ghv0JU1yc=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/12/12_novyj-razmer-2-340x220.jpg)
Рождение Иисуса — реальность, которую мы должны осмыслить
Две тысячи лет назад в мир пришел младенец Христос. К тому времени все дышало предчувствием обновления. Многие ждали этого, но не все заметили. Почему же люди так жаждали прихода в мир Богочеловека? И почему тогда, несмотря на сбывшееся пророчество, жители Иерусалима не пошли за волхвами? Говорим об этом с протоиереем Евгением Горячевым — настоятелем собора Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбурге, председателем отдела религиозного образования и катехизации Тихвинской епархии, кандидатом богословия, доцентом Санкт-Петербургской духовной академии.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_Nb_GPb70q0i6977FVggzyp0cy-uz3Pt-x3_0v0_SwFlulggOYSArM07PK78s3peVTVW4_N0BHmDOhSE9bRhTU6ETEk4XynJDN1q-6FjFKGvCgf1dv6OspRp9E-6Ge7aWTE=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/07/Uminskij-12-340x220.jpg)
Тяжесть правила или разговор с Отцом?
В канун Рождества стало известно об отстранении от настоятельства и запрете в служении отца Алексея Уминского. Публикуем отрывок из его книги.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NYHu3S2sIO0NSgQhRRaaaN4nl3YBZim6tnl-50aTzB22hX7hl_eouu2GILttKlAOxiweuEjWnCSKPKFZqVZo6xBK13DcpiJW23K0sTCkvOav3Ykv_IvmlaRGcOvarlfZxE=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2024/01/6467-kopiya-340x220.jpg)
Если есть вера — будет благодарность
Светлана Зайцева к событиям вокруг протоиерея Алексея Уминского: политика фокусируется на событиях, а вера — не событие, а состояние. Вера — ключ к реакциям, движениям души. Что человек выплескивает из своего сердца, когда приходят искушения? Проклятия, отчаяние, уныние, ненависть, осуждение — искушения толкают нас к этим реакциям, но, в конечном итоге, учат видеть не только событие, но и промысл.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NY01IQ5uEPnN3oWFLZw2YUODf7zhBKjb5GqrBoxAe8n32D2LP8lZYkB-CflE0YT4dvciOm2oTFkSI5_8x_5q2wLA_vxEHT-ROt0IcJQD2CkSkNBec5R1IgHp2z2Y5r27nGkd0fxSMOZbA=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/12/Slovo-Adidas-poster-340x220.jpg)
«Слово пацана»: в поисках положительного героя
Тимур Щукин: я не хотел писать эту колонку, не посмотрев последней серии сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Боялся, что сценаристы приготовили какую-нибудь каверзу, которая опрокинет наши представления о главных героях. Плохие окажутся не такими уж и плохими, а хорошие морально споткнутся. Но нет, оценки, розданные режиссером в первых сериях, сохранили свою силу. И самое главное, не заглох моральный камертон положительных героев. Они там есть и прописаны внятно, ярко, доходчиво.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NYqU8tZAwxYf5uixgRSn1QbMNfy-Dtwe6ppk2BX7kR5SI2tpHiLM8D4JJy0PHTdUKn8QFmtnrE7Ji8ieycBgdTFkXosunJdC6uzTKH889R9tWwyRGw0we3xHFQkCUFCdFdV=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/12/yurij-arabov-340x220.jpg)
Обзор четырех сценариев великого киносценариста. 27 декабря 2023 года скончался Юрий Арабов — поэт, прозаик, теоретик кино и педагог, кинорежиссер. Но более всего известный как киносценарист, наверное главный в постсоветском кинематографе — автор сценариев фильмов «Мысленный волк» Гай Германики, «Монах и бес» Досталя, «Орда» Прошкина, «Юрьев день» Серебренникова, «Господин оформитель» Тепцова и множества других, в частности, большинства фильмов Александра Сокурова. В них как раз лучше всего и видна уникальность Арабова — сценариста-философа, притом христианского философа.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NZEZqdQ7pUsnMSGK-d3UWQk3jMZ60BAd6K4ocbEqgJhF66a3LtdUZuOCrHt1v0YFkRWuWJntr3i2NG73dKnGvY6ymKxmLBz7YnZgbl_MwrH3gSJSQbhghL-s2I8=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2024/01/top-23-340x220.jpg)
Топы 2023 года:
— Топ-12 лекций медиатеки «Предания.ру» в 2023 году. Об аскезе, неврозах, литературе, Библии, прощении, гормонах, манипуляциях и многом другом.
— Топ-23 фильмов медиатеки «Предания.ру» за 2023 год. Детские и артхаусные, экранизации библейских историй и классических романов, драмы и байопики, полнометражные и многосерийные.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NZwA8DH8oxKHcU_9plp6661tL0YGDFGJ0jA17xJflrqd5JJheycv11IxFlHBZEPkrWJk4OZVfDzM54E2CZEA0Z8HXDnhp5N0B-SOW3DgwzHAa0plxGbg6YRsv9rqQXgXhbHVhhv3VSbjw=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2024/01/Berhin-s-olenyami-1-340x220.jpg)
В Рождество остается только молиться и верить
Владимир Берхин: я не знаю, чем вас порадовать и что делать. Господь — знает, я буду просить Его. Времена настали очень грустные, умножилось беззаконие, и если просто читать новости, возникает ощущение, что силы ада уже победили.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NbQ3PVxyQUrsfOxDYwxZYI-T36lVIMKJc_mQLDiIm5u7wStTcyaqqkuWirJeWnLDm-BYywL115wnOgHMVgJUvKici55CUgZ53McD07ND9KetpEwTVwJN74YMltDzQi69R7hSw8=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/10/Berhin-groznyj-340x220.jpg)
Мы не можем предвидеть — и потому смеем надеяться
Владимир Берхин: в наше тревожное время наивно выглядит любое почти упование на счастливое будущее, кое некие обстоятельства обязаны с собою принести. Будь то упование на политиков, невидимую руку рынка, закономерности исторического развития или научно-технический прогресс — в целом все это выглядит не более разумным, чем надежды на то, что прилетят мудрые зеленые человечки в летающем блюдце и решат все наши проблемы.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NZ2dEUwoSEn7-FfZY0Pn2tmLO6-qkkjBIVSSts9pRXyxCsDrZ6F0mDJDdlQJCa_GIcqRliaigjxL-48OLsBWjnfOfXjl20VVgyKwEsyDc-RuZcFiOjNr2BrSnX7_Zg8PUk=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/05/I_H5X0ZFEXc-340x220.jpg)
Омраченное счастье — уже не счастье
Владимир Берхин: когда я видел, как связываются невидимые нити и страх, горе, безнадежность отступают перед милосердием и рождается радость. Пусть не вечная, пусть несовершенная, пусть неидеальная — но большая, чем просто я мог бы создать. И это счастье, в котором я хотел бы жить, и ради которого продолжается работа фонда «Предание». И это, пожалуй, главное, чего я желаю всем вам в новом году.
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_Nal0MDiTDcBLThbuUFGy7B9ZLAcrzRJbbY5oAwtmTSz1KZJJvWeWkahWS6gOzKXwUAa8-wBqoUtIu6bt2vXV0NXaluXz4FxkZeKdIgPcVLkjYEMb6n0QYO6N1t7vpDDEzM1u7h3mJA=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/12/1111_novyj-razmer-340x220.jpg)
«На чудо собрать деньги проще всего»
История фонда «Предание», рассказанная его президентом. Как православные пираты начали помогать детям, пройдя путь от поиска первых подопечных до многомиллионных сборов? Кто решает, кому помогать, а кому нет? Как все устроено в благотворительном фонде? Кто те люди, которые перечисляют свои деньги нуждающимся? Владимир Берхин, президент фонда «Предание», к 14-летию создания фонда делится с Ольгой Лебединской опытом, наблюдениями и секретами, как собирать деньги и «складывать буквы в слова», чтобы не оставить никого равнодушным.
Финальные выпуски рождественских проектов «Предания.ру»
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NYw2adrcuuQI_Eu6W2t5Z-vLye3cGVJTyuyY9WdKmDSEjIlss4rKB83BGtxYY0JmJya70AXYn9bOYh2PnNsBWk77CdcisDycNTbCCIwgMnWNfPPNQ55eFrW=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/12/222-340x220.jpg)
Финальные выпуски рождественских проектов «Предания.ру»
Цикл видеолекций «Неожиданные смыслы древнерусской святости»
Протоиерей Константин Костромин о святых привычных и непривычных
Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии:
— Юродивые Христа ради: диссиденты или нет?
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NbWHL8Dz5490229ymO29Fy-dBMXh5QMdQrjTMEbeW8aS4jgZyWGdh5XyRwrdpPVXmiQ5UPsEvV4c8nFp4IZBRy0YzbWFUgRkXdPlf16KwPdTZWLdkmCBY5vQo9rWC0ZxIXTsQQaBW4=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/12/23_novyj-razmer-1-340x220.jpg)
Цикл текстов с аудиоподборками
«Рождество во всем мире. Плейлисты рождественской музыки — от древности до наших дней»
От древности до наших дней. Церковные песнопения и альтернативная музыка. Вдумчивые баллады и танцевальные мелодии от Сибири до Австралии. У каждой песни — своя неповторимая история. Весь спектр рождественской музыки в нашей праздничной подборке:
— Классика Рождества. О рождении Спасителя языком классической музыки
— Семь рождественских песен со всего мира
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NZdNIDsZeadKYK_sH4ZGdUTdAarWruWh6SM10q_6_tiqWyliYaaUNpKeH_D7_SNBwyowT07_7Tya6sM9hsAxW1YzqpWoYsmYP8ch20Ba_occlYtvgriVr6U=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/12/3-5-340x220.jpg)
«Как Гарри Поттер заколдовал мир»
Скрытые смыслы произведений Джоан Роулинг
История о Гарри Поттере — одна из самых популярных среди когда-либо написанных. В чем секрет такого ошеломляющего успеха? Известный «поттеровед» Джон Грейнджер, перевод чьей книги вышел в издательстве «Никея», приглашает к увлекательному путешествию по книгам поттерианы. Разбираем основные сюжетные ходы и образы, расшифровываем их символическое значение и показываем, какую вечно актуальную историю рассказывает Джоан Роулинг:
— «Гарри Поттер». Увенчанный добродетелью
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NZviSLhVD1kUMuAyMcRPiwrUIRmJ8-ItoKlM5iil1rs0Z-Z1ckyqw_2XmTJYVjcmlDlPxJvyGStnG9FJ2WhhZf7ZCsEA3bRIHsKLl93IEnHiWlPwIXqvXNEtrJ7zfjVOL9po9c92w=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2023/12/111_novyj-razmer-340x220.jpg)
«Что не так с этим миром»
Гилберт Кит Честертон
Наверное, вы удивитесь, что мы предлагаем вам в Рождественский пост
прочитать отрывки из иронических статей Гилберта Честертона. Какая в этом польза православному человеку?
Все дело в том, что Честертон всю жизнь тяжело болел, пережил войну и непонимание близких, но был благодарен Богу, родным и каждому встреченному человеку. Ирония его текстов часто направлена на иллюзорные взгляды людей, которые в погоне за идеалами не ценят того, что имеют. Такому взгляду на жизнь полезно поучиться каждому православному.
Давайте посвятим эту рассылку размышлениям о благодарности Богу за то, что у нас есть. И мягкая ирония Честертона нам в этом поможет.
В нашей рассылке — эссе Честертона, недавно впервые увидевшие свет на русском языке в издательстве «Никея»:
Новинки медиатеки
![В краю непуганых птиц. За волшебным колобком](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NaoEWMtGpf0IcNqmBBHqzDaNq7Qjc7xhBPG792OmCGmD8ivPhIZNP6fIqi7pfOQN53s0gof0POwcc3zDGl0XByvgQNdB7oiFyv3UO9DtY_VjEIxAMkxe8LuepKaRUwgmuA=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/12/thumb_11385_work_middle.jpeg)
Собрание ранних произведений Михаила Пришвина: «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», «За волшебным колобком (Из записок на Крайнем Севере России и Норвегии)», «У стен града невидимого (Светлое озеро)», «Никон Староколенный», «Черный Араб», «Славны бубны», «Заворошка. Отклики жизни», «Рассказы». Пришвин вошел в литературу своими путешествиями по раскольничьим центрам России: «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)» описывала народ и природу северной России; «У стен невидимого града (Светлое озеро)» посвящены сектантам Заволжья.
В этот том вошли произведения, созданные Михаилом Пришвиным в последние годы его жизни: роман-сказка «Осударева дорога» и повесть-сказка «Корабельная чаща». В романе «Осударева дорога» Пришвина интересуют бегуны, он поминает свои старые метафоры, уподобляющие государство антихристу, а революционеров — сектантам.
![К вопросу о Filioque](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NaNtaLtbmpSrf0qbm7a7hJs1cO8VCMfspS0uBcNyoYwSbT9Q1_FB0Msx_-MyxoBUUJP9KCVr_Us38lQIRbhhRc6nHD419ctwsz1WTg-g0tK2Bc7-X_VfXsIhCtlNZjJVcc=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/12/thumb_11382_work_middle.jpeg)
«К вопросу о Filioque» — сборник великого историка Церкви В. В. Болотова, где он выступает уже не только и не столько как историк, а как богослов. Активно разрабатывавшийся в конце XIX века проект соединения православных и старокатоликов имел одной из главный своих проблем догматический вопрос об исхождении Св. Духа и от Сына (Filioque) — утверждение, входящее в богословскую базу старокатоликов. Итак: тут Болотов занимается не просто богословием, но его сердцевиной — учением о Триипостастном Божестве, об отношениях Божественных Ипостасей. Болотов разработал терминологическое различение, ставшее ныне общепринятым: есть «догмат» (вероучительный постулат, авторизированный Вселенской Церковью), «теологумен» (богословское мнение, принадлежащее одному или ряду Отцов Вселенской Церкви — не принятое как догмат и не отвергнутое как ересь) и «богословское мнение» (частное мнение того или иного богослова, не признанное еретическим). Болотов защищает позицию согласно которой Filioque — не ересь, а теологумен: таким образом, исповедание исхождения Духа и от Сына старокатоликам не может быть препятствием объединения с ими православными, к тому же «не вопрос о Filioque вызвал разделение между церквами, а потому не может считаться impedimentum dirimens («разъединяющим препятствием») для восстановления общения между восточною православною и старокатолическою церковью».
![Недуг современности](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NZ4Ry93gfZCSm4I_UDbCPDYwHfNTgrUur8NvTPwPh1wj4tnHLa2MAy0EI9tYzEwpBobCUzDurpwQESHqJEgcIc73dZjbTed664GaZWOYwxRn0q0SFobOb0UbTDXp3kVCP0=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/12/thumb_11367_work_middle.jpeg)
«Недуг современности» — книга современного канадского философа Чарльза Тейлора, в которой можно прочитать, например, такое:
«Я попытался охватить довольно широкий круг вопросов, охватив три области, вызывающие озабоченность и беспокойство: индивидуализм, инструментальный разум и политика.
Мы находимся в «железной клетке», управляемой механизмами «невидимой руки».
В каждом случае мы обнаруживаем, что — анализируя более внимательно, к чему привели эти события, — мы можем увидеть более богатые моральные источники, которые фактически дают нам выбор, выбор относительно того, в каком направлении двигаться в этих современных событиях: этика аутентичности, инструментальный разум и технологии и наши демократические традиции».
![Семинары по наследию митрополита Антония Сурожского](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NYYprORY8cDsq6L7rD06XShFrGbjMID7MNhNNdjH9hk9FKfsRcMcQuXAM6bO4U30OOTITCF6Jnely1qzVkVCs9rl_EGhZWOyIhPceuM0VeI2pgHwQ46VBwBQ3OaUiFXoA=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/10/thumb_9223_work_middle.jpeg)
К собранию семинаров по наследию митрополита Антония Сурожского добавили «Что делать? О молитве и действии». На семинаре выступили:
– протоиерей Христофор Хилл (Москва), настоятель часовни Святой Троицы при Первом московском хосписе;
– Владимир Борисович Берхин (Москва), директор благотворительного фонда «Предание»;
– Юлия Константиновна Данилова (Москва), главный редактор портала «Милосердие.ру».
![Проповеди](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_NYdHZbIbLOXK2LqX_b_E9eInINxgPOFz5Sin8K2EhaJEoxrRvT15FLx43a1gaO6wpvVabbFErrVA3_pwQggAm_3GlMwHsXmeQQyaaBCXxkKlxYMAuP4w-HV41R8SwpNH8c=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/12/thumb_11365_work_middle.jpeg)
Выложили собрание проповедей Августина (Анисимова), епископа на покое, бывшего Городецкого и Ветлужского: 382 записи!
Рождественская литература и музыка:
— Антология рассказов Честертона, Гоголя, Метерлинка, Достоевского, Макдональда, Чехова, Мопассана, Лескова, Франса, Андреева, Гофмана, Куприна, Диккенса, Набокова и др.
— «Щелкунчик и другие рождественские сказки» Гофмана — классика рождественской, детской, сказочной — и вообще просто мировой классической — литературы.
![Письма Рождественского Деда](https://ci3.googleusercontent.com/meips/ADKq_Natx6FSHW_QcrssJBtGf3xe4Ysq2F1ctGkBECx_ehLOxGa5K5A7ajQdr50EHTMOVO-Gu5Ye8LHTd1mc5dwJk1vLS4CVdPc8XEg3mSi9BpEHH99bJENw8AAAhLiW_IUSPQ=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/04/thumb_3524_work_middle.jpeg)
— Для детей Дж. Р. Р. Толкина Рождественский Дед был существом вполне реальным. Он не только приносил им подарки на Рождество, но и присылал каждый год письма с поздравлениями и рисунками.
— Фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиан создал в 1944 г. для пианистки Ивонны Лорио, которой позднее суждено было стать женой композитора. Сам автор говорил об этом цикле, что, создавая его, он искал выражения мистической любви. «Двадцать взглядов» — это не столько пересказ Евангельской истории, сколько образы, возникающие вокруг событий Рождества: взгляд Отца, взгляд Звезды, взгляд Креста, взгляд безмолвия… Мессиан развивает глубины богословской мысли на аскетичном фундаменте фортепианной музыки.
— В свою бытность органистом парижской церкви Сент-Мари-Мадлен Камиль Сен-Санс создал свою Рождественскую ораторию всего за пару недель перед Рождеством 1858 г. Сен-Санс был одним из прогрессивных композиторов своего времени. Он вплетает в ораторию то отсылки к Баху, то простенький мотив народной песни. Под музыку «Рождественской оратории» библейские стихи звучат убедительно и твердо.