Апокалипсис сегодня. Люди в темные времена. Сокровища украинской хоровой музыки

23.05.2022
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Блог

Alt

«Николай Чудотворец: святой в мире денег и насилия»

Владимир Шалларь: Николай Чудотворец — может быть, самый популярный святой в христианском мире уже многие века. В его образе запечатлелось что-то важное для христианства — христианства притом «народного», настоящего, живого. Давайте попробуем сформулировать это «важное»: Николай Чудотворец — борец с неправосудными приговорами и коррупцией, защитник нищих и бесправных.



Alt

«Вокруг гражданской войны в Испании»

Владимир Шалларь: ряд попыток актуализации христианской истины в конкретной политической ситуации со всей ее сложностью. Разберем несколько христианских текстов, произведенных по поводу гражданской войны в Испании.



Alt

«Stabat Mater. Лазарева суббота»

Stabat Mater — «Матерь скорбящая», молитвенная песнь, написанная на латыни в Средние века, в двадцати куплетах которой говорится о душевных муках Богородицы, видящей страдания распятого Иисуса, дала название новому роману Руслана Козлова. Публикуем отрывок из него.



Alt

«Господь однажды вернулся домой. И я надеюсь, что и вы вернетесь»

Владимир Берхин: каждый из уехавших — потеря. Иисус, в конце концов, тоже был беженцем первые годы Своей жизни. И Он, думаю, хорошо понимает, что сейчас происходит с вами.



Alt

«Белые платочки»

Монахиня Нина (Васильченко) — о перенесенном во время Великой Отечественной войны. Монахиня Нина, в миру Алла Георгиевна Васильченко, — человек невероятной судьбы. Вместе со всей страной она прошла через великие потрясения XX столетия и рассказывает об этом увлекательном и невероятно сложном пути. Важный акцент она делает на том, что в этом мире нет ничего постоянного, и единственное, на что может опереться верующий человек (хотя и не только он), — это Бог.



«Христианская семья: любовь, подвиг и юмор»

Священник Павел Островский — о том, не рано ли жениться в 20 и о семейной жизни как снегопаде.

Украинская музыка

Шедевры украинской хоровой музыки

Шедевры украинской хоровой музыки. Образцы Нотного обихода Киево-Печерской Успенской Лавры.
Исполнитель: Хор студентов Киевской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Художественный руководитель: Павел Муравский.



«Сокровища украинской хоровой музыки» — собрание произведений украинских композиторов: М. Березовского, Д. Бортнянского, Г. Сковороды, А. Веделя.

Другие новинки

Апокалипсис сегодня

«Апокалипсис сегодня» — курс лекций иерея Алексея Волчкова. Выложили четыре первых лекций курса (аудио и видео):

Для каждого времени (настроения, возраста и проч.) есть своя библейская книга. Вероятно, что для того времени, в котором живем мы, лучше всего подходит Книга Апокалипсис.

Мы будем брать самые серьезные исследования и пересказывать их так, чтобы было понятно всем.



Люди в темные времена

«Люди в темные времена» — сборник очерков Ханны Арендт о Лессинге, Люксембург, Иоанне XXIII, Ясперсе, Динесене, Брохе, Беньямине, Брехте, Гуриане, Джерелле. Цитаты:

«Вера в то, что даже в самые темные времена мы вправе ждать какого-то освещения и что это освещение приходит не столько от теорий и понятий, сколько от неверного, мерцающего и часто слабого света, который некоторые люди, в своей жизни и в своих трудах, зажигают почти при любых обстоятельствах и которым освещают отведенный им на земле срок, — вера эта служит безмолвным фоном для предлагаемого ряда портретов. Глаза, подобно нашим привыкшие к темноте, не сумеют, наверное, различить, был ли этот свет светом свечи или ослепительного солнца».



Илиада, или Поэма о силе

«Илиада, или Поэма о силе» — статья Симоны Вейль, великое христианское размышление о войне. Вейль — великий философ, которая, в частности, пусть и недолго, но участвовала в гражданской войне в Испании — на стороне республиканцев. Гражданская война, международная война — не суть важно (Троянская война — гражданская или международная?): что там, что там — массовое производство смерти, обильное пролитие крови. Вейль, как мало кто из христианских мыслителей, смогла продумать это. Переводчик статьи в предисловии пишет:

«Статья об «Илиаде» является в большей степени религиозным трактатом, чем литературоведческим исследованием. С одной стороны, это первая христианская работа Симоны Вейль. Здесь впервые она говорит о Боге, воплотившемся в человеке. Но это и революционная, взрывная статья. Здесь Христос воплощается в крови и предсмертных криках убиваемых греков и троянцев, в раздирании человеческой души, пораженной насилием, – но и в моментах «сверхъестественной любви и справедливости», которые, словно искры в ночи, вспыхивают среди мрака борьбы и уничтожения. И грядущая на Европу новая эпоха браней и человеческих гекатомб делает «Илиаду» вновь близкой и родной западному человечеству, дает ключ к пониманию сегодняшнего дня, к практическому поведению каждого дня».



Тетради 1933 - июнь 1942

«Тетради» Симоны Вейль: собрание различных записей великого христианского мыслителя. Контекст ясен просто по датам: 1933 — июнь 1942, добавим лишь, что автор участвовала в гражданской войне в Испании и умирает в оккупированной Франции. Цитаты:

«Отчаяние — вот пружина войны. Жестокий труд над собой души, принужденной адаптироваться к ситуации, где все ее устремления вчистую и запросто перечеркиваются. Подобная ситуация, собственно говоря, невообразима <со стороны>. Все, что воображает себе <о войне> «штатский» человек, — ложь».

«Сам Христос на время был оставлен Богом. Контакт с силой, с какой бы стороны мы ни находились — со стороны рукоятки меча или его острия — на какое-то время оставляет нас без Бога. Право ли дело победителя, право ли дело побежденного — зло, которое производят хоть победа, хоть поражение, неизбежно. Надежда на то, что его удастся избежать, исключена. Потому и Христос не сошел со креста, и в момент наивысшей скорби даже не вспомнил, что воскреснет. Бесконечное, которое в человеке оказывается на милости небольшого куска железа; таков человеческий удел; причина этого — в пространстве и времени. Этот кусок железа невозможно пустить в ход иначе, как резко сведя бесконечное в человеке до точки на острие меча, до точки на его рукоятке, ценой раздирающей боли. Невозможно не пустить его в ход. Всецелое бытие оказывается схвачено в одном мгновении; не остается никакого места для Бога, даже во Христе, в котором мысль о Боге <в этот момент>, во всяком случае, не больше, чем о Его лишении. Вот до чего надо дойти, чтобы сбылось воплощение. Всецелое бытие становится лишением Бога; что дальше? Дальше — только воскресение. И чтобы дойти до него, нужно холодное прикосновение куска железа. В контакте с железом надо чувствовать себя отделенными от Бога, как Христос. Без этого чувства — это будет другой Бог».



Долгий путь российского пацифизма. Идеал международного и внутреннего мира в религиозно-философской и общественно-политической мысли России

«Долгий путь российского пацифизма. Идеал международного и внутреннего мира в религиозно-философской и общественно-политической мысли России» — труд, созданный международным коллективом исследователей, принадлежит к новому направлению в исторической науке — так называемым peace studies, изучению теории и практики мирной доктрины. Уникальной его особенностью является попытка показать историю российской мирной идеи в ее международном и внутреннем аспектах, охватив при этом практически все этапы развития отечественной истории, от древнейшего периода до наших дней. Цитата:

«Святые, стяжавшие внутренний мир, по данным агиографической литературы, почти всегда становились миротворцами как в частной, так и в политической жизни древней Руси. Мир, как внутренний, так и внешне достигался ими в результате отказа от борьбы за власть, богатство, защиту своей чести — т. е. от мирских благ во имя благ небесных. Русские святые, бережно сохраняя заветы древних отцов, в личном подвиге достигали мирного устроения души. Своей жизнью они свидетельствовали о том, что только отказавшись от эгоистических устремлений, от жизни “по стихиям мира сего”, утверждая себя в любви к Богу и ближнему, человек может победить зло — не сразить его мечом, но вобрать его в себя и усилием веры и любви растворить, не выпустить на волю и тем самым увеличить сумму добра в этом мире».

Оглавление:

Брок П. Введение
Глава I. Истоки
Щапов Я. Н. Идеи мира в русском летописании XI-XIII веков
Малахова Н. П. Идеи мира в русской агиографической литературе
Ягодовский А. П. Идеал мира в литургической практике Русской Православной церкви
Глава II. Эволюция идей мира в XVII-XIX вв.
Пушкарев Л. Н. Думы о мире в русском фольклоре и в общественной мысли XVII-XVIII вв.
Рудницкая Е. Л. Идея мира в русской общественной мысли XIX века
Бори П. Ч. Развитие идеи ненасилия: «непротивление» у Льва Толстого
Ломунов К. Н. Апостол ненасилия
Глава III. Противники войны по мотивам совести в Российской Империи
Брок П. Русские сектанты-пацифисты и военная служба 1874-1914 гг.
Иникова С. А. История пацифистского движения в секте духоборцев (XVIII-XX вв.)
Тарасов К. Канадские духоборы как миротворцы
Клиппенштейн Л. Отказ от военной службы по мотивам совести в меннонитских общинах царской России
Хайнц Д. Адвентисты Седьмого Дня и отказ от участия в военных действиях в Российской Империи
Глава IV. Международные аспекты российского миротворчества на рубеже XIX и XX веков
Илюхина Р. М.,Сдвижков Д. А. Российский пацифизм и западное миротворчество в начале XX в.
Данген П. ван ден И. Блох и Я. Новиков — российские миротворцы на рубеже столетий
Шалимов О. А. В плену у фурии войны (Антимилитаристский протест художника В. В. Верещагина)
Хайцман В. М. Гаагская конференция мира 1899 г. и идеи пацифизма
Глава V. Противники войны по мотивам совести в Первую мировую войну и в первые годы Советской власти
Антивоенное воззвание толстовцев (публикация Р. М. Илюхиной)
Павлова Т. А. «Всеобщий примиритель» (тема войны, насилия и революции в жизни и творчестве М. Волошина)
Саватски У. Пацифисты-протестанты в Советской России между двумя мировыми войнами
МакФадден Д. От квакерского служения к квакерскому присутствию: квакеры в Советской России, 1917-1927
Гетель Е. И. Объединенный Совет религиозных общин и групп как одно из проявлений русского религиозного пацифизма
Глава VI. Независимые миротворческие идеи и группы в период «холодной войны»
Адамович Алесь Пацифизм «шестидесятников»
Телюкова Т. И. Московская группа «Доверие»
Илюхина Р. М., Павлова Т. А. Независимые миротворческие движения в период тоталитаризма
Заключение. Ненасильственная альтернатива в России и пацифизм

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle