Блог
«Мигранты и толерантность. Несколько слов о национальном вопросе»
Монахиня Елисавета (Сеньчукова): здоровое развитие националистических взглядов — это увидеть, откуда берется то, что нас отталкивает в людях других национальностей, увидеть корень проблемы и… начать с ним бороться. Бороться с бесправием трудовых мигрантов, инициируя уголовные дела против нечистоплотных работодателей. Бороться с бескультурьем молодняка из аулов, организуя инклюзивную среду в школах, включая работу психологов.
«Книги и проповеди архимандрита Виктора (Мамонтова)»
Пять лет назад, 8 ноября 2016 года, отошел ко Господу архимандрит Виктор (Мамонтов) — наш современник, чья внутренняя интеллигентность сочеталась с благодатным даром старчества.
«Дрянцо, воля к власти, святость: пятикнижие Достоевского как система христианского анархокоммунизма»
Владимир Шалларь: мнение, что перелом в мировоззрении Достоевского произошел после каторги – ошибочно. Он еще до каторги отказался от атеистического социализма. Перелом был связан не с каторгой, а с личным кризисом писателя. Достоевский, как и раньше, как и почти во всех своих текстах, описывает чудовищный круговорот зла вокруг денег — нищету, несчастье, проституцию и пр. Но после перелома к этому прибавляется едкая, «злая» критика сентиментальности, «гуманизма», «либерализма»: описание несчастья и нищеты в «Преступлении и наказании» какое-то уже совсем другое, нежели в «Бедных людях». Так же и с христианством: Достоевский и до, и после каторги, и до, и после «перелома» — христианин, но и христианство его приобретает новое качество, перестает быть «розовым».
«Может ли насмешка быть благочестивой»
Игумен Силуан (Туманов): задача и цель христианского юмора — в привлечении внимания людей к искажению Евангельского учения, отношений с Богом и людьми. Например, фраза про сучок в глазу ближнего и бревно в своем собственном — это не что иное, как юмористическая гипербола, она невозможна в устах никогда не улыбающегося человека.
«Как православному человеку стать осознанным потребителем»
Ольга Киселева: мои размышления, думается, встретят разный отклик. Но для меня бережное отношение к созданной Господом природе и к природному здоровью человека — ценность. Исходя из этого, я и пишу заметки, которые, возможно, станут поводом для конструктивной дискуссии.
«Пять вопросов о Димитриевской родительской субботе»
Диакон Алексей Ремизов: история, традиции и богослужебные особенности праздника. Почему называется Димитриевской? Что такое парастас? За кого можно молиться об упокоении? Можно ли причащаться в родительские субботы? Зачем в этот день приносят в храм еду?
«Вам вслух или на Брайле? Почему «доступная среда» остается недоступной для инвалидов»
Любовь Молодых: где у меня гарантия, что, тронься автобус, я успею отдернуть руки? А ведь пальцы слепого — это его последние глаза!
Ольга Лебединская: ученики Христа были обычными людьми со всеми человеческими слабостями. Но именно на них была возложена великая миссия нести слово Божие разным народам.
Вячеслав Иванов
Вячеслав Иванов — изысканейший, изощренейший интеллектуал
— Четырехтомное собрание сочинений Вячеслава Иванова. Здесь собраны как его стихи, драмы, так и его эссе, статьи, исследования.
— «По Звездам. Статьи и афоризмы» — авторский сборник (1909 г.).
— «Борозды и Межи. Опыты эстетические и критические» — авторский сборник (1916 г.).
— «Родное и Вселенское. Статьи» — авторский сборник (1917 г.).
«Эллинская религия страдающего бога» (1904 г.), «Религія Діониса. Ея происхожденіе и вліянія» (1905 г.), «Дионис и прадионисийство» (1923 г.) — три работы Вячеслава Иванова о дионисийстве, и шире — о религиозности как таковой. Первичный религиозный опыт — коллективный экстаз; из него кристаллизуются миф и культ. В экстазе страдание и смерть преодолеваются в некоем высшем опыте торжества: «страдающий бог» есть основание всякой религиозности. Дионисийство и есть религия страдающего бога. Христианство, тем самым, по Иванову, есть некое высшее дионисийство.
«Повесть о Светомире царевиче» — последнее крупное произведение Вячеслава Иванова, одного из крупнейших поэтов и мыслителей Серебряного века. Крайне изощренная стилизация под житие, русскую воинскую повесть, рыцарский роман, духовные стихи (и в общем под средневековую литературу). Кроме текста «Повести» здесь вы также найдете ранние наброски и планы, варианты из черновых редакций, обстоятельные статьи, исчерпывающие научные комментарии.
Переписка Вячеслава Иванова (одного из крупнейших поэтов и мыслителей Серебряного века) с его женой (и тоже писательницей) Лидией Зиновьевой-Аннибал. Из предисловия: «Предлагаемая читателю переписка является одним из ключевых документов русского символизма. Как памятник культуры она заслуживает внимания со многих точек зрения — как человеческий документ, как биография двух ярких личностей, как глава в истории русского восприятия Запада, — но самая важная ее заслуга, пожалуй, заключается в том, что в ней выступает «доисторический» Вяч. Иванов, т. е. не симпозиальный мэтр, своим блестящим образованием направляющий ход современной ему русской культуры, а неуверенный, неопытный, порою ощупью идущий ученик».
Другие новинки
Начинаем новый цикл лекций кандидата философских наук Игоря Зайцева под общим названием «Как возможна свобода».
Свобода и принцип удовольствия. В первой лекции цикла рассказывается о том, свободен ли человек, и о том, в каком смысле можно понимать эту свободу. Свободен ли человек, и если да, то в каком смысле? Попытки положительного определения, что есть свобода, составляют существенный пласт духовной истории человечества.
Отказаться от них невозможно: если нет свободы, нет возможности поступить иначе, то тогда нет и ответственности за свои поступки. Ответственность — центральный нерв общественного бытия человека. Без ответственности (вменяемости) невозможно строить отношения между людьми, а тем менее и между Богом и человеком. Нет свободы — нет греха; нет греха — нет нужды в искуплении. Однако же оно состоялось.
Лектор: Игорь Зайцев, кандидат философских наук, сопредседатель секции «Философская теология» международной ассоциации IOTA.
Небольшой курс лекций выдающегося библеиста Владимира Сорокина о Книге Руфи — по лекции на каждую главу.
«Культура Средневековья» — курс лекций Г. В. Стадникова, прочитанный в РХГА: Культура в период перехода от Античности к Средним векам; Культура раннего христианского Средневековья; Блаженный Августин; Культура народов Северной Европы; Культура становления новой государственности в Европе; Общие черты культуры зрелого Средневековья; Культура европейского рыцарства. Лирика. Роман; Данте.
«В. Ф. Эрн: pro et contra» — собрание текстов «вокруг» Владимира Эрна, одного из классиков Русского религиозного ренессанса: здесь есть как тексты самого Эрна, так и тексты о нем. Вот некоторые:
В. П. Свенцицкий. Христианское братство борьбы и его программа
В. Ф. Эрн. Семь свобод
Вал. Свенцицкий, В. Эрн. Церковная реформа
В. Ф. Эрн. Таинства и возрождение Церкви
Христианский социализм в России
Борьба церкви и борьба с церковью
К. Г. Григорьев. К вопросу о христианском отношении к собственности. Открытое письмо господину Эрну
В. Ф. Эрн. Нечто о Логосе, русской философии и научности.
В. Φ. Эрн. От Канта к Круппу
Сергей Булгаков. Памяти друга (В. Ф. Эрн)
Б. Вышеславцев. Памяти В. Ф. Эрна
С. Л. Франк. Памяти В. Ф. Эрна
B. В. Розанов. Памяти Владимира Францевича Эрна
C. Н. Булгаков. Памяти В. Ф. Эрна
Священник Павел Флоренский. Памяти Владимира Францевича Эрна
«Поим Христа яко прославися» — запись представляет собой образцы основных видов знаменного распева — столпового, путевого, демественного и большого распевов, взятых и спетых по крюковым певческим рукописям XV–XVII веков.
Исполняет хор любителей древнерусского церковного пения п/у Андрея Полторака.