Григорий Нисский о богатстве и бедности, деньгах и собственности; тайна супружества в свете православного Предания

03.06.2024
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Статьи

Ответственность христиан в мире высокоразвитой техники

Сегодня в рубрике «Московская Патриархия в защиту мира» — доклад Харви Кокса, одного из главных современных теологов, автора классического труда «Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте»: ЖМП не только создавал площадку для развития русского миротворческого богословия, но и знакомил с достижениями такого богословия в иных конфессиях. Доклад посвящен актуальнейшей проблеме — богословскому осмыслению прогресса технологий. Христианство, отвергнув демонизацию/обожествление природы, создало условия для развития наукотехники: тем самым наукотехника — принципиально богословский, а именно христианский феномен; страх же перед технологиями, эссенциализация природного и т. п. — напротив, представляет симптом дехристианизации, репаганизации. В таком контексте христианскому теологу должно размышлять об опасностях прогресса технологий, включая опасности военные — опасностях технологий не самих по себе — как сами по себе лишь вещные реальности технологии не благи и не дурны — но опасностях их дурного использования людьми: люди способны творить добро и зло, но не вещи: как разбожествление/дедемонизация природы освободило людей от приписывания ее объектам добра или зла, так и с технологиями, ее объектами следует поступить также. Бог есть не только Бог природы, но и Бог истории, то есть и Бог технологического прогресса — Бог призывающий отбросить всех идолов и вершить правду. Технологии сами по себе являются лишь одним из элементов или благой или дурной политики людей. Важно еще, что техника — не чудодейственный способ решения старых проблем человечества; она сама порождает ряд новых специфических проблем.



Ищите женщину… в Церкви

Анастасия Коскелло: образ православной женщины в медиа. «Вторая смена» в православных семьях. Современная женщина в Православии.



Книга «Старец Силуан»: портрет души преподобного

Роман Стариков: мы продолжаем рубрику «Святые Отцы — доступно» и кратко пересказываем, о чем повествует книга архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан».



Беснование? Порча? Приворот?

Иеромонах Агапий (Голуб): жизненные проблемы у всех одинаковы. И ни социальный уровень, ни образовательный ценз, ни степень религиозности большой роли не играют. Что же стоит за темой порчи и сглаза, которая так волнует наших современников?



Слабый Бог, жуткий мир, вечный мятеж: политическое и религиозное мышление Честертона

Владимир Шалларь: романы Честертона как единое теологическое, философское, политическое высказывание: к 150-летию великого мыслителя и писателя.



Ноев ковчег на Нагорной улице: Юлия Ромейко о жизни, работе, милосердии и призвании

Ольга Лебединская: как живет руководитель благотворительного фонда, помогающего тысячам людей? Почему она решила построить дом в Москве для больных детей и их родителей? Рассказывает Юлия Ромейко.



Отменят ли обществознание в школе и при чем тут ОПК

Денис Собур: система образования должна быть организована так, чтобы легких путей было как можно меньше.

Some Image

Книги

Григорий Нисский о богатстве и бедности, деньгах и собственности

Эта книга представляет собой собрание выписок из творений свт. Григория Нисского на социально-экономические темы. Ниссиец — один из значительнейших Отцов Церкви, один из создателей ее богословия (в частности тринитарного), названный Седьмым вселенским собором ни много ни мало «Отцом отцов», один из величайших христианских мыслителей. В этой книге читатель найдет нормативное для Отцов Церкви социально-экономическое учение: резкое осуждение ростовщичества, настоятельное требование заботы о угнетенных, учение о том, что Бог создал все общим и всех равными, о том, что неравенство — результат грехопадения и т. п. Ниссиец пишет, что грядущая, блаженная жизнь носит явно эгалитаный характер: там

«нет места рабству и господству, бедности, благородству и незнатности рода, скромному состоянию простых людей и чиновному начальствованию и всякому подобному неравенству» и т. п., ведь

«не природою, но властолюбием разделен род человеческий на рабов и господ».

— но это не просто пустая фантазия, это идеал-ориентир, которым следует руководствоваться в этой земной, практической жизни:

«по неравенству и несходству житейских дел не все живут в одинаковых обстоятельствах, относительно к достоинству и устройству тела, и достатку во всем прочем. Жизнь по большей части делится на противоположности, различаясь рабством и господством, богатством и бедностью, славою и бесславием, дряхлостью тела и добрым здоровьем, и всем тому подобным. Посему, чтобы недостаточное пришло в равенство изобилующим, и скудное восполнилось избыточествующим, Господь узаконяет людям быть милостивыми к низшим … Если, предположим так, во всех произойдет такое соотношение души с униженным, то не останется уже ни высшего, ни низшего, и жизнь не будет делиться по противоположности имен; не отяготит человека бедность, не унизить рабство, не опечалить бесчестие, потому что все у всех будет общее; и равенство прав, и свобода говорить водворятся в жизни человеческой, когда изобилующие добровольно сравняется с недостаточным. Если же будет сие, то не останется никакого предлога к вражде; бездейственна тогда зависть; мертва ненависть, чужеземцами соделаются тогда злопамятство, ложь, обман, война — все эти порождения похоти — иметь у себя больше. По истреблении же оного не сострадательного расположения, конечно, подобно какому–то худому корню, исторгнуты будут и отпрыски порока, а по искоренении дел лукавых, на место их выступить целый список всего доброго: мир, правда и весь ряд представляемого наилучшим. Посему что блаженнее этого, так вести жизнь, не запорам и засовам вверяя безопасность своей жизни, но безопасность сию находя друг в друге? Как жестокий и зверонравный неприязненными себе делает испытавших его свирепость; так напротив все делаются благорасположенными к милостивому, потому что милость в получивших ее естественно рождает любовь».

И т. д. и т. п. — предлагаемая книга вся сплошь состоит из подобных либертарно-эгалитарных текстов. Отметим тут еще только две вещи. Первая: помимо прочего читатель здесь найдет трактат «О девстве», содержащий радикальное учение о семьи и поле. Вторая: Ниссиец — кажется, первый в истории человечества мыслитель, не просто осуждающий рабство как некое зло, но призывающий реально отменить этот институт: Ниссиец — великий христианский философ и богослов свободы не в высокой теории только, но и применительно к конкретным социально-экономическим вопросам.



«Таинство любви. Тайна супружества в свете Православного Предания» — книга французского богослова XX в. Павла Евдокимова: персоналистская концепция брака, дух и плоть, тринитарное и христологическое основание личности, свобода, брак и монашеское призвание человека, царственное священство христиан, подлинная цель брака, райское установление, радость, таинство брака в византийском обряде, брак в восточного каноническом браке, развод, сексуальность и супружеское целомудрие, современный миф о сексуальности etc. etc.



Три сборника по культуре Византии: Культура Византии. IV — первая половина VII в. — Культура Византии. Вторая половина VII — XII в. — Культура Византии. XIII — первая половина XV в.: философская мысль, политическая теория, историческая мысль, литература, риторика, правовая наука, дипломатия, военное искусство, военно-теоретическая мысль, естественно-научные знания, географическая мысль, школы и образование, эстетика, архитектура, изобразительное искусство, прикладное искусство, музыкальная культура, быт и нравы.



«Догмат и история» — сборник работ одного из важнейших православных богословов XX века протоиерея Георгия Флоровского, среди которых — важнейшая для православной политической теологии работа «Империя и пустыня. Антиномии христианской истории», важная для софиологических споров — «О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси», такие шедевры догматического богословия, как «Тварь и тварность», «Cur Deus Homo? О причине Воплощения», «Приснодева Богородица», «О Смерти крестной», а также: «Откровение и истолкование», «Положение христианской истории», «Воскресение жизни», «Противоречия оригенизма», «Антропоморфиты египетской пустыни. Часть первая», «Феофил Александрийский и Апа Афу из Пемдже. Антропоморфмиты египетской пустыни. Часть вторая», «Ориген, Евсевий и иконоборческий спор», «Святитель Григорий Палама и традиция отцов», «О воскресении мертвых», «О последних вещах и последних событиях».



«Избранные богословские статьи» — сборник работ одного из важнейших православных богословов XX века протоиерея Георгия Флоровского: «Тварь и тварность», «Евхаристия и соборность», «О смерти крестной», «Кафоличность Церкви», «О границах Церкви», «Церковь: ее природа и задача», «Ночная тьма» etc.



«Страсть к диалектике» — сборник работы великого христианского философа XX века Алексея Лосева. Сборник готовился еще при жизни мыслителя, но вышел уже после его смерти (1990 г.). В книгу вошли: «В поисках смысла (Из бесед и воспоминаний)», «Русская философия», «Жизненный путь Вл. Соловьева», «Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловьева», «Мировоззрение Скрябина», «Письма из неволи» (1930–1933)».



«Евангелие от Марка. Пособие для изучения с вопросами и комментариями» Владимира Стрелова, преподавателя библейских дисциплин в Николо-Угрешской православной духовной семинарии, ректора Библейского колледжа «Наследие». Пособие будет полезно организаторам евангельских кружков, преподавателям и студентам теологических факультетов, ведущим подростковых и молодежных библейских встреч в воскресных школах и лагерях — всем, кто хотел бы, чтобы встречи вокруг Писания не превращались в монолог, а проходили в атмосфере живого обсуждения, диалога.

Some Image

Музыка

«Sacred Music. Polyphonic Mass From The Middle Ages To The Renaissance» — пятый и шестой диски из серии «Cornerstone Works Of Sacred Music From The Middle Ages To The 20th Century» содержат образцы полифонических месс Средних веков и Возрождения:

Guillaume de Machaut (c. 1300–1377) «Messe De Notre Dame», Josquin Desprez (c. 1440–1521?) «Missa Panague Lingua», Clément Janequin (c. 1485–1558) «Messe “La Bataille”», Roland de Lassus (1532–1594) «Missa “Tous Les Regretz”», Giovanni Pierluigi da Palestrina (c. 1525–1594) «Missa Viri Galilaei», William Byrd (c. 1540–1623) «Mass For 4 Voices».

Italy. 2009. Harmonia Mundi.

The Orlando Consort
Ensemble Clément Janequin, dir. Dominique Visse
Huelgas-Ensemble, dir. Paul Van Nevel
La Chapelle Royale – Ensemble Organum
Dir. Philippe Herreweghe
Pro Arte Singers, dir. Paul Hillier

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle