Молитва Иисусова, политические статьи Шестова, предрождественские стримы священников

11.12.2023
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Рождественские проекты «Предания.ру»

Alt

Цикл видеолекций «Неожиданные смыслы древнерусской святости»
Протоиерей Константин Костромин о святых привычных и непривычных

Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии:

Святость — это элитарность? Благоверные князья Древней Руси

Святые страстотерпцы



Alt

Цикл видеороликов «С еврейской Библией к Рождеству Христову»
Священник Александр Зиновкин о скрытых смыслах Ветхого Завета

Что зашифровано в Библии? Как протекает время в событиях Ветхого Завета? Почему все-таки Адам съел запретный плод? О чем говорит смех Сарры? Посещает ли Бог наш мир и каким образом? О скрытых смыслах Ветхого Завета рассказывает священник Александр Зиновкин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии:

Богословие времени в Ветхом Завете

О библейском зашифрованном коде



Alt

«Рождество во всем мире. Плейлисты рождественской музыки — от древности до наших дней»
Цикл текстов с аудиоподборками

От древности до наших дней. Церковные песнопения и альтернативная музыка. Вдумчивые баллады и танцевальные мелодии от Сибири до Австралии. У каждой песни — своя неповторимая история. Весь спектр рождественской музыки в нашей праздничной подборке:

Православные песнопения Рождества



Alt

«Как Гарри Поттер заколдовал мир»
Скрытые смыслы произведений Джоан Роулинг

История о Гарри Поттере — одна из самых популярных среди когда-либо написанных. В чем секрет такого ошеломляющего успеха? Известный «поттеровед» Джон Грейнджер, перевод чьей книги вышел в издательстве «Никея», приглашает к увлекательному путешествию по книгам поттерианы. Разбираем основные сюжетные ходы и образы, расшифровываем их символическое значение и показываем, какую вечно актуальную историю рассказывает Джоан Роулинг:

«Гарри Поттер». Алхимия духовного роста

«Гарри Поттер». Магия, фэнтези и трансцендентное



Alt

Гилберт Кит Честертон.
«Что не так с этим миром»

Наверное, вы удивитесь, что мы предлагаем вам в Рождественский пост прочитать отрывки из иронических статей Гилберта Честертона. Какая в этом польза православному человеку?
Все дело в том, что Честертон всю жизнь тяжело болел, пережил войну и непонимание близких, но был благодарен Богу, родным и каждому встреченному человеку. Ирония его текстов часто направлена на иллюзорные взгляды людей, которые в погоне за идеалами не ценят того, что имеют. Такому взгляду на жизнь полезно поучиться каждому православному.
Давайте посвятим наше время размышлениям о благодарности Богу за то, что у нас есть. И мягкая ирония Честертона нам в этом поможет.
В нашей рассылке — эссе Честертона, недавно впервые увидевшие свет на русском языке в издательстве «Никея»: подписывайтесь и читайте прямо у себя в почте или — следите за обновлениями в блоге:

Требуется непрактичный человек

Блог

Alt

На земле мир, в человеках добрая воля

Московская патриархия в защиту мира: 7 текстов. Этой осенью мы запустили цикл «Московская патриархия в защиту мира» — на Рождественский пост и Святки мы сделаем перерыв в этом цикле, но помня песнопения ангелов, славящих рождение Спасителя: «на земле мир, в человеках добрая воля» — мир на земле, люди доброй воли — это рождественские, ангельские «концепты», легшие в основу миротворческих дискурсов и практик — итак, помня эти ангельские рождественские песнопения, в начале Рождественского поста мы публикуем обзор всех на данный момент вышедших выпусков нашего цикла.



Alt

Социальное служение христиан и богословие революции

Последний в этом году текст в цикле «Московская патриархия в защиту мира» — «Социальное служение христиан и богословие революции» Германа Федоровича Троицкого (1934–1995) — кандидата богословия, преподавателя Московской духовной академии, вице-председателя Молодежной комиссии Христианской мирной конференции, главного редактора (1963–1966) журнала «Голос Православия» (немецкоязычное православное издание), многажды публиковавшегося в «Журнале Московской Патриархии». Как должно быть ясным из всех наших предыдущих выпусков, авторы ЖМП в своих текстах «в защиту мира» всегда развивали миротворческое богословие не само по себе, не абстрактно, как если бы вопросы войны и мира парили бы в каком-то вакууме, а конкретно — в широком социально-политически-экономическом контексте. Предлагаемый текст Троицкого ставит этот контекст в центр внимания; если авторы рубрики «В защиту мира» развивали миротворческое богословие как элемент системы социально-политически-экономического богословия, то в данном случае один из этих авторов, Г. Ф. Троицкий, занимается социально-политически-экономическим богословием как таковым. Цитаты:

С любовью несовместимо существование резких социальных противоречий, таких, как богатство и бедность. Именно поэтому Христос и говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф 19:21). «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:24).

Каждый христианин всеми силами должен стремиться к утверждению справедливости и человечности, братства и свободы во всех общественных отношениях. Каждая социальная структура может быть последовательно усовершенствована. Однако, старея и изживая себя, она требует замены новыми социальными формами. Наступает необходимость в радикальной перемене, и здесь христианин призван быть в первых рядах строителей нового общества. Таков его первый социальный долг. Уклоняться от него — значит предавать Христа и его Церковь.



Alt

Ни за что не посоветую дочерям: рожайте, а с карьерой успеете

Марина Стурова: мне уже стыдно смотреть в глаза моим детям, потому что я не могу им дать элементарного, необходимого для жизни: собственного жилья, хорошего образования, качественной медицины, да что там — нормального питания и одежду по сезону не всегда могу обеспечить. И поэтому я ни за что не посоветую своим дочерям, мол, рожайте, девочки, успеете с карьерой-то. Пусть учатся и работают. А низкие демографические показатели, меня, если честно, мало волнуют.



Alt

Второе пришествие каждый день: что я понял, читая архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Владимир Стрелов к 80-летию со дня рождения библеиста, богослова и пастыря написал о важных для него трудах архимандрита Ианнуария (Ивлиева).



Alt

Пять самых известных проповедей на Введение Пресвятой Богородицы во храм

Тимур Щукин: для богословски подкованных и для простецов, пересказывающие апокрифические сказания без прикрас и переполненные изящными метафорами — эти проповеди очень разные. Но есть нечто общее, что их объединяет: святители, их написавшие, не доказывают историчность этого события. Они доказывают богословскую необходимость каждого из элементов апокрифического повествования.



Alt

Улыбка одного человека — не меньше и не хуже радости тысяч

Владимир Берхин: надежда — это не убеждение, что будет хорошо. Это убеждение, что происходящее имеет смысл независимо от исхода.

Медиатека

Тройной стресс: пост, зима, обстановка в мире. Как поддержать здоровье физическое и духовное?

Тройной стресс: пост, зима, обстановка в мире. Как поддержать здоровье физическое и духовное?

Идет Рождественский пост. Последние годы мы часто слышим: пост — не диета. Главное в посте «не есть ближнего». Хотя «есть ближнего» не стоит и в любое другое время. «Человека делает нечистым не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст» (Мф 15:11). Все это так. Но это лишь одна сторона медали. Пост располагает наше сердце к молитве. На голодный желудок становишься как-то ближе к Богу. Да и оздоровительный эффект поста — не пустые слова. Как связаны дух, душа и тело? Всегда ли болезнь — зло? Что такое резервные силы организма? Как их разбудить и стоит ли для этого стоять на гвоздях? Как поддержать себя в непростые времена? Говорим о здоровье — физическом и духовном — со священником и врачом Алексием Сергеевым — клириком Санкт-Петербургской епархии, доцентом Санкт-Петербургской духовной академии, заведующим лечебно-диагностическим отделением детского санатория «Солнечное».



До и после: мистика, тайна и смысл Рождества Христова

До и после: мистика, тайна и смысл Рождества Христова

Рождение Спасителя — тайна, которую невозможно познать. Но можно прочувствовать сердцем. Событие, изменившее ход человеческой истории: с него началось новое время в прямом смысле этого слова.

Но почему ни один историк не упоминает факт рождения Иисуса? Какие события предшествовали Боговоплощению? И какие природные явления его сопровождали? Почему именно волхвы и пастухи были призваны стать свидетелями? Можно ли их назвать первыми Евангелистами? Что говорят о рождении Христа канонические Евангелия, а что — апокрифические? В чем настоящий смысл этого события? Почему христиане начали праздновать Рождество только в IV веке? И почему, по народным поверьям, именно накануне Рождества может разгуляться всякая нечисть?

Разбираемся вместе с протоиереем Евгением Горячевым — настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Шлиссельбурге, председателем отдела религиозного образования и катехизации Тихвинской епархии, кандидатом богословия, доцентом кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии.



Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий

Выложили текст и аудиоверсию 1-й книги IV тома проекта «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий»: «Ум и рассудок», «Ум и сердце», «Ум и дух», «Ум и аскеза», «Ум и молитва», «Священнобезмолвие», «Психофизический метод», «Умное художество», «Сердечное место», «Ноздренный путь», «Глубокая молитва», «Умное вхождение», «Внутренние ритмы», «Умное «безмолвие» и т. д. и т. п.



Сага о Йесте Берлинге

Выложили текст и аудиоверсию приключенческого, даже фэнтезийного романа (романа в рассказах) Сельмы Лагерлёф. Герой — бывший священник в кругу авантюристов, переживающий разные приключения, но роман включает в себя моральную и религиозную проблематику.



Лев Шестов — великий мыслитель, классик экзистенциальной философии, крайне мало писавший (просто почти и не писавший) на политические темы. В предлагаемой книге собраны четыре статьи Шестова — кажется, единственные эксплицитно посвященные политической проблематике:

— «Пророческий дар (к 25-летию смерти Ф. М. Достоевского)», 1906: здесь находим явное и недвусмысленное утверждение невозможности какой-либо совместимости националистически-этатистски-милитаристски-империалистской идеологии/политики с евангельской верой: это две абсолютных противоположности, пишет Шестов — евангельская вера оказывается радикальной антинационалистической, антимилитаристской, антиэтатистской, антиимпериалистской, вообще антинасильственной альтернативой. Статья большей частью посвящена критике политической публицистики Достоевского, отчасти и Толстого, демонстрации их неумения предугадывать политические события — отчасти в связи с революцией 1905 г.

— «Жар-птицы. К характеристике русской идеологии», 1918: статья, напрямик ссылающаяся на статью «Пророческий дар» и тем как бы продолжающая ее; здесь находим критику утопизма, идеализма, оторванного от реальной жизни прожектёрства русской интеллигенции. Статья написана в связи с Великой русской революцией 1917 г.

Политические статьи

— «Что такое русский большевизм», 1920: продолжение размышлений Шестова о Русской революции. Мыслитель считает, что большевизм — могильщик Русской революции, а большевицкий режим является не чем иным, как реинкарнацией режима Романовых: критика одновременно и царской и советской России по одним и тем же пунктам — бюрократизм, диктатура, репрессивность и т. п. Парадокс радикальных революционеров, уничтожающих революцию, становится матрицей понимания парадоксальности исторического процесса как такового: вообще говоря, первыми виновниками в крушении российской монархии являются российские монархисты, имперские сановники, так же как унесшая миллионы жизней и старую Европу в целом, Первая мировая устроена самими европейцами. Революцию губят революционеры, монархию — монархисты, Европу — европейцы: историей правит не здравый смысл, не интересы и т. п., а парадоксия, некий рок, который заставляет людей бессознательно вершить историю прямо против всякого здравого смысла, собственных интересов и намерений: Шестов находит этому наилучшее объяснение в «библейской философии» — в сказании о вавилонской башне.

— «Угроза современных варваров», 1934: статья посвящена нацизму и шире — неоварвару-европейцу, чье нашествие переживает мир в эпоху мировых войн и тоталитарных режимов. Это важнейший текст для понимания политической подпочвы творчества Шестова: те «законы» — логические и моральные — те, принуждающие, метафизические «истины», борьбе с которыми Шестов посвятил свое творчество, оказываются (как он прямо пишет в «Угрозе современных варваров») непосредственным выражением политического насилия и экономической эксплуатации — притом так, что их противоположностью выступает библейская вера — вера, понимаемая Шестовым как исток свободы, в том числе — политической, против которой ополчились неоварвары. Так все четыре предлагаемые здесь статьи образуют, в сущности, единый текст, выражающий шестовское радикально-политическое понимание библейской/евангельской веры: и ранний Шестов в 1906-м и поздний Шестов в 1934-м тут едины.



Религия революции и гибель культуры

«Религия революции и гибель культуры» — книга одного из христианских мыслителей русского зарубежья Владимира Ильина, представляющая собой острейшую критику феномена революции вообще и Русской революции в частности, однако критики вовсе не тривиальной, не «реакционной»:

«Так как золотой телец, “мамона” — финансовый капитал, есть тоже представитель идеи чистой власти, то отсюда связь революции с “мамоной”, несмотря на видимость борьбы. И революция и мамона являются двумя ликами одной и той же идеи чистой власти».



Русская философия

«Русская философия» — книга нетривиального религиозного мыслителя русского зарубежья Владимира Ильина: «Русское лейбницианство и полемика против нигилизма». «Динамический спиритуализм и завершение русского лейбницианства». «Судьбы русского культурного либерализма». «Судьбы русского пессимизма в философии». «Гегельянство в России». «Масонство и философия». И др.



София. Евразийство и А. Ф. Лосев: эйдос и миф в русской мысли

«Евразийство и А. Ф. Лосев: эйдос и миф в русской мысли» — номер альманаха истории русской философии «София», подготовленный трудами участников Уфимского религиозно-философского общества имени А. Ф. Лосева при поддержке коллег и единомышленников из Москвы и других городов России, изданный в год 120-летия со дня рождения и 25-летия со дня смерти Алексея Федоровича Лосева. Содержание: «Евразийство: публикации и исследования». «А. Ф. Лосев: публикации и исследования». «История русской философской мысли: публикации, исследования, рецензии». «Античные штудии».



Августин и пелагианские споры

«Августин и пелагианские споры» (1897) — классическая монография Бенджамина Уорфилда, посвященная следующим вопросам: происхождение и природа пелагианства, история пелагианского спора, участие Августина в споре, богословие благодати.



Хоровой концерт XVIII–XIX веков (антология русской духовной музыки, том III). Из описания сборника:

Хоровой концерт XVIII–XIX веков

С конца XVIII века хоровой концерт начал испытывать влияние достижений западноевропейской музыки. Новая тенденция наметилась в творчестве Максима Березовского и особенно Дмитрия Бортнянского, совершенствующих композиторское мастерство в Италии. Акцент в композиции концертов сместился в сторону большей стройности формы, применения полифонических приемов, усиления контрастности между разделами.

С XIX века в русской духовной музыке наряду с гармонизацией знаменных распевов активно развивалась область свободной композиции. Однако она строго регулировалась монополистической деятельностью старейшего русского хора — Придворной певческой капеллы (ныне — Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга). Сочинения на литургические и другие духовные тексты позволялось писать лишь ее сотрудникам. Капелла имела право издавать и редактировать духовные хоровые произведения. В разное время при капелле работали М. Березовский и Д. Бортнянский, А. Львов и М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка и др

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle