Блог
Мария Пискунова: читая Сказание об успении Святой Богородицы, я обнаружила, что, узнав о приближающейся кончине, Пресвятая Дева вернулась домой и… занялась уборкой. Я долго думала: почему?
«Наша задача — правильный уход за сыном»
Мария Пискунова: у пятилетнего Андрея Малярова из Минусинска прогрессирующая мышечная дистрофия. Для него были собраны средства на приобретение вертикализатора.
Скончался митрополит Каллист (Уэр)
24 августа в возрасте 88 лет скончался митрополит Каллист (Уэр), один из значительных современных православных богословов, профессор Оксфордского университета. Собрали для вас его творения.
«Дорожная карта осознанных отношений»
Стив Джей Скотт, Барри Девенпорт: вместо того чтобы заглаживать плохой поступок пятью хорошими, разве не логичнее принять новый образ мыслей в плане обращения друг с другом?
Мария (Скобцова): когда пророчество молчит в нас, когда дух не расплавлен, кто соблюдет его от распыления и расточения, кроме блюстителя закона, стоящего всегда на страже.
«Протоиерей Андрей Ефанов: “Хотите вечно жить земной жизнью? Не сможете — вам всё надоест”»
Ольга Лебединская: вечность — нечто абстрактное, далекое, пугающее. Но в то же время таинственное и манящее. Туда возьмут не всех? Стоит ли стараться? Ведь планка так высока. Разбираемся вместе с протоиереем Андреем Ефановым.
Владимир Берхин: преображение — это наше подтверждение того, что все по-настоящему. Это, если хотите, рай, Царство Небесное, ненадолго прорвавшееся на вершину горы в Иудейской пустыне.
«Куда уходят желания? Как понять, чего я хочу, и найти силы это реализовать»
Марина Филоник: почему мы не слышим свои желания и как научиться правильно с ними обращаться? Как пережить фрустрацию и не впасть в депрессию? Разбираемся вместе с психологом, психотерапевтом Мариной Филоник.
«Путь к себе: жизнь подлинная и мнимая»
Владимир Сорокин: человеку в XXI веке так сложно заглянуть в глубины своего «я». Библеист Владимир Сорокин предлагает поразмышлять над понятием «духовное делание» и оценить свежим взглядом совокупность духовных практик, призванных помочь нам обрести свой внутренний…
«Патриарх Геннадий Схоларий: Церковь в ожидании турок и под турками»
Тимур Щукин: Геннадий Схоларий был первым патриархом «новой реальности». Он предчувствовал приход турок, но во главу угла ставил все же не «встречу с другим», не «диалог культур», а самобытность христианской общины, самобытность Церкви.
«Ядерное оружие: человек — мир/мiр — Бог»
Владимир Шалларь: ядерное оружие в свете теологии, философии, религиоведения, антропологии, психологии, экологии, социологии, политологии, экономики.
Медиатека
«Предпоследняя правда» — не самый удачный с чисто литературной, но важный и показательный с политико-философской точки зрения роман Филипа Дика, классика не только фантастики, но литературы XX века вообще. Разразилась ядерная война, остатки человечества прячутся в подземных убежищах — работая не продолжение войны. Затем фирменный диковский сдвиг: все это ложь: суть войны есть господство, власть — таким образом, что воевать вообще говоря и не обязательно. Элиты — власти, силы, господства — вошли в сговор: им не с руки уничтожать планету, но более чем выгодно держать массы в военном психозе, подчинить массовое сознание военной идеологии. Массы были загнаны в подземные фабрики под предлогом войны в целях лучшего подчинения, более эффективной эксплуатации. Суть дела не в войне; суть дела в пропаганде, идеологии, тотальной лжи: вот способ каким власти, силы и господства держат под контролем массы. Эта притча — как и всегда у христианского творца Дика — имеет однако еще и религиозное дно:
«— «Блаженны миротворцы», — сказал Николас и снова замолчал. Больше он ничего сказать не мог.
— Почему, — спросил Лантано, — блаженны миротворцы?
Вопрос застал Николаса врасплох. А ведь он сам произнес эти слова.
Но он сам не знал, что, собственно, хотел сказать. Мысль эта пришла ему в голову, когда он рассматривал Лантано, добавить ему было нечего. А минуту назад в голове у него мелькнула ещё одна мысль о человеке, который был истязуем и страдал. А человек этот был. Ну да ладно, он-то знал, кем был этот человек, хотя большинство жителей «Том Микс» посещали воскресные богослужения только для проформы. Он, однако, воспринимал все всерьез, он и в самом деле верил.
— Да, — уклончиво ответил Лантано, — так сказано в Библии — Бог простит, или что-то в этом роде.
Он выглядел усталым, ещё более усталым, чем Линдблом, все они устали, все, кто принадлежал к их гильдии. Каким тяжким грузом, подумал Адамс, оказалась та роскошь, в которой мы живем. Мы страдаем по собственной воле, потому что никто нас к этому не принуждал. Он явственно читал это на лице Лантано, как некогда подмечал это у Верна Линдблома. Но не на лице Броза, неожиданно подумалось ему. Человек, стоящий у руля власти и несущий самую большую ответственность, не испытывал почти никаких, а скорее всего, совершенно никаких угрызений совести.
Неудивительно, что они постоянно испытывают страх, неудивительно, что по ночам их мучают кошмары, — они сознательно служат Богу Зла.»
«Доктор Бладмани, или Как мы стали жить после бомбы» — роман великого фантаста, христианского творца Филипа Дика. Мир после ядерной войны; ужас случился — и продолжается: бомбы продолжают падать. И вот что удивительно в романе: жизнь (тех немногих кто выжил) идет как бы по прежнему (несмотря на мутантов, телепатов и пр. типичных атрибутов фантастики). В чем смысл этого хода? — как и всегда у Дика «фантастика» — лишь декорация, к глубоко религиозно-реалистической трагедии. Жизнь маленьких людей, несчастье; и дальше: мир сей как поток тления, умирания, «мусоризации»; и как сила противостоящая этому — простая человечность, на дне которой — христианство. Ядерная катастрофа — лишь предельный жест человеческого несчастья с одной стороны, а с другой — тления, коим поражено творения: последний враг — смерть. Запустившие катастрофу люди, элиты, силы, процессы — в конечном счете есть жертвы-продукты смертности-несчастья, греха как такового. Роман на русский переводят также как «Доктор Смерть, или Как мы жили после бомбы»; принципиальней понимать, что «Доктор Бладмани» буквально означает: «Кровавые Деньги». Цитата:
«Но здесь было нечто большее, чем простое высокомерие. Сейчас Стокстилл чувствовал в этом человеке искаженную личность. Он видел его интервью по телевизору, слушал, как он говорит, читал его фантастические антикоммунистические речи — и пришел к обоснованному выводу, что Блутгельд таил в душе ненависть к людям, глубочайшую и всепроникающую, достаточную для того, чтобы на каком-то уровне подсознания ему захотелось ошибиться, захотелось рискнуть жизнями миллионов.
Неудивительно, что директор ФБР Ричард Никсон так яростно выступал против «воинствующего поклонника антикоммунистов в высших научных кругах». Никсон тревожился задолго до трагической ошибки 1972 года. Элементы паранойи с манией величия были налицо — и проницательный знаток людей Никсон распознал их, так же как и многие другие наблюдатели.
И они явно были правы.
— Я приехал в Америку, — говорил мистер Триз, — для того, чтобы скрыться от коммунистических агентов, которые хотели убить меня. Они охотились за мной уже тогда… и нацисты, конечно, тоже. Они все охотились за мной.
— Понятно, — сказал Стокстилл, продолжая писать.
— Они все ещё преследуют меня, но в конце концов они останутся с носом, — хрипло сказал мистер Триз, зажигая новую сигарету. — Потому что Бог на моей стороне. Он видит, что мне нужно, и Он часто говорит со мной и дарует мне необходимую мудрость, чтобы пережить моих преследователей. Сейчас я работаю над новым проектом недалеко от Ливермора. Его результаты будут сокрушительны для наших врагов.
Наши враги, думал Стокстилл. Кто наш враг, если не вы, мистер Триз? Не вы ли сидите здесь и несете параноидальный бред? Как вам удалось получить высокий пост, который вы сейчас занимаете? Кто ответит за вручение вам власти над жизнями других людей и за сохранение этой власти даже после фиаско 1972 года? Вы и они — вот наши настоящие враги.
Все опасения подтверждаются: вы безумны, ваше присутствие здесь доказывает это.»
«Вторая модель» — повесть христианского фантаста и мыслителя Филипа Дика. Мир уничтожен ядерной войной: тотальное разрушение, «руины, мусор, пепел» — одна из главных тем Дика: ужас победы тления, смерти, которой он всегда противопоставлял человечность, эмпатию, Христа. Тотальная катастрофа, однако, не прерывает войны, а напротив война достигает своего «идеала»: автоматизированные военные системы продолжают дело разрушения, полностью отчуждаются от своих создателей, подменяют их, уничтожают уже просто всех и все. И это еще одна важная тема Дика: человекоподобные механизмы как воплощение зла. Раковый рост машин производства смертей. Война, созданные человеком машины злобы на пике останавливают воспроизводство жизни в окарикатуренной версии его же: псевдоживом воспроизводстве смертей.
«Плач по жертвам Хиросимы» — поразительнейшее музыкальное произведение, посвященное жертвам атомного оружия. Автор — Кшиштоф Пендерецкий, великий современный композитор, христианский творец: «Потерянный рай», «Псалмы Давида», «Страсти по Луке», «Песнь песней», «Agnus Dei», «Гимн святому Адальберту», «Credo» и т.п. Этому авангардному композитору свойственно, как видите, обращение к религиозным реалиям, притом не просто тематически, но и в технике (григорианика), а в частности и обращение к восточнохристианской духовности — тоже и тематически, и технически (в смысле использования восточнохристианской литургической культуры): «Слава Святому Даниилу», «князю Московскому» и др.
«Пендерецкий взял за модель для своих “Страстей по Луке” пассионы Баха, то есть события, непосредственно ведущие к Распятию и выраженные в последовательности текстов, арий и хоровых номеров. Мощная простота и прямота “Страстей” Пендерецкого привлекли внимание к этому произведению по всему миру и в течение короткого времени оно неоднократно было поставлено как в Европе, так и в США. Многие увидели в этом образец современного музыкального произведения, которое оказывает непосредственное эмоциональное воздействие, а использование современных приемов композиции служит только для усиления драматической мощи сочинения».
Gloria, RV589. Nisi Dominus. Ostro picta. Gloria, RV ANH.23 — сборник духовной музыки Антонио Вивальди. Здесь представлен одиннадцатый (последний) CD из коллекции The Complete Sacred Music.
«Основные проблемы театра» — книга христианского философа и театрального деятеля Федора Степуна. Из предисловия:
«Содержание выпускаемой мной книжки и её заглавие «Основные проблемы театра» не вполне соответствуют друг другу.
С одной стороны, те размышления, которые я предлагаю читателю, никак не могут претендовать на действительное разрешение всех основных вопросов театра, так как ни в какой мере и степени не затрагивают многих профессионально-театральных проблем.
С другой же, они (мои размышления) по своей теоретической ёмкости, по крайней мере, представляют собою нечто гораздо более важное и существенное, чем «вопросы театра», так как касаются и вопросов религиозного творчества, и смысла изживаемой нами эпохи и ещё очень многого другого.
То, что заглавие моей книжки неточно, я считаю его большим недостатком. Но более точного мне, к сожалению, найти не удалось. «О природе всякого артистизма, о трагическом смысле нашей эпохи и основных формах актерского творчества» было бы, конечно, точнее, но это было бы скорее оглавление, чем заглавие.
Является ли неудачное заглавие результатом неудачной композиции книги, судить, конечно, не мне. Но мне хочется думать, что дело обстоит иначе, что композиция моей книги органична. «Основные проблемы театра» отнюдь не три статьи, собранные в одну книгу, но книга, написанная в форме трёх статей, связанных между собой единством темы и общностью построения.
В заключение хотелось бы отметить ещё одно обстоятельство: «Основные проблемы театра» не только отвлечённые построения, они в значительной степени результат моего практического участия в режиссуре и моего преподавания «философии театра» в целом ряде театральных студий Москвы.»
«Философия. Мифология. Культура» — сборник работа великого христианского философа Алексея Лосева, содержащая кроме крупной работы «Диалектика мифа» также и следующие тексты: Эрос у Платона; Русская философия; Из предисловия к книге «Философия имени»; Логика символа; Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера; Основной вопрос философии музыки; Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба; Слово о грузинском неоплатонизме; Расцвет и падение номинализма. Мыслительно-нейтралистская диалектика XIV века; Античная философия и общественно-исторические формации; Типы античного мышления; Вл. Соловьев. Жизнь и творчество; История философии как школа мысли; Основные особенности русской философии.
«Впервые в переводе на русский язык публикуются творения cвт. Григория Паламы, написанные в ранний период его полемики с Григорием Акиндином, приблизительно в 1342 году. “Опровержения” являются самым большим по объему сочинением святителя; вошедшие в настоящее издание первые два слова из семи посвящены, главным образом, защите догмата об отличии в Боге сущности от действия (энергиий). Трактат, где перечисляются ереси, в которые впадают сторонники Акиндина, служит своео рода дополнением к первым двум “Опровержениям”. Для русского перевода по сравнению с первой публикацией греческого текста осуществлена новая сверка всех цитат с подлинниками (с учетом современных критических изданий), атрибуция (или переатрибуция) значительного числа цитат, подготовлены новые предисловие, примечания и указатели.»
«Апокрифы Древней Руси»: многочисленные апокрифы были весьма распространены в обиходе древнерусского книжника, занимали важное место в древнерусской культуре как своего рода специфические комментарии к Св. Писанию и вообще часть Предания Церкви. Без знания этих апокрифом невозможно понять христианскую культуру Древней Руси. В этой книги эти апокрифы собраны и откомментированы: апокрифы Ветхого Завета, апокрифы Нового Завета, в поисках рая, христиане – мученики.