Блог
Воскреснут ли животные? Аргументы от логики и от Предания
Тимур Щукин: поговорим о посмертной участи животных, ведь отношение к этому вопросу позволяет многое понять в мировоззрении современного христианина. У Симеона Нового Богослова растения (трава и цветы), природные ландшафты, небесные тела и мироздание как таковое: все оказываются живыми, поскольку проникнуты Духом, Источником Жизни.
Социальный аутизм и религия сверхпотребления по Брэдбери
Марина Михайлова: человечество, которое находится на дурных путях, непременно в один прекрасный день очнется, люди захотят чистой воды, листвы древа жизни для исцеления народов. А листва — это и есть страницы книг.
Протоиерей Владимир Хулап: все то, что мы отвергаем в нашей жизни, все то, в чем не видим Бога, на самом деле может стать местом встречи с Ним, местом преображения и воскресения.
Успение Божией Матери: сказка, ставшая богословием
Монахиня Елисавета (Сеньчукова): предание об Успении Девы Марии формировалось несколько веков и, несмотря на свою внешнюю «сказочность», апокрифичность, формировалось именно исходя из богословия.
«Радуйся, Невесто Неневестная!» 7 православных песнопений и молитв ко Пресвятой Богородице
Денис Маханько: все качества, присущие Богородице в Ее земной жизни, церковное сознание проецировало и на жизнь вечную. Песнопения, обращенные к Пречистой Деве, наполнены светом и надеждой.
Успение Приснодевы: богословие, психоанализ, политология
Владимир Шалларь: материя — тело — гендер — социум — обожение: теологические, софиологические, психологические, политологические измерения догматики Успения.
Власть России, захват собственности, молчание земли: к 85-летию Владимира Бибихина
Владимир Шалларь: пять текстов в память великого мыслителя; 90-е: эпоха праздника русского слова-мысли. Этого (почти) не было слышно, (почти) не было видно — посреди катастрофы, развала, обнищания, беспредела — страна невидно-неслышно продумывалась — продумывала себя — в бибихинском слове-мысли; монструозность власти, грязь приватизации, страдание земли, судорога народа — это все превозмогается, побеждается в мысли-слове Бибихина. Настоящий, большой мыслитель так умеет.
Прощение — ирония — смерть: к 120-летию философа Владимира Янкелевича
Владимир Шалларь: мини-обзор трех работ Янкелевича; парадоксия прощения; дохристианская и послехристианская формации иронии; перекрестье неизбежности смерти и импульса к бессмертию.
Медиатека
«Освобождение от школ» Ивана Иллича — католического священника и богослова, педагога, выдающегося социально-критического, либертарно-эгалитарного мыслителя — классическая книга по критике современной школьной системы как института дегуманизации, отчуждения etc. Иллич пишет: «я собираюсь показать в этих эссе, что институционализация человеческих ценностей неизбежно ведет к загрязнению среды, социальной поляризации и психологическому бессилию — три направления процесса глобальной деградации и модернизированной нищеты. Крысиные бега принимаются за производительный труд. Здоровье, учение, личное достоинство, независимость и творческие усилия практически приравнены к деятельности соответствующих государственных институтов, которые якобы служат этим целям, и движение к ним приравнено к росту ресурсов, выделяемых на управление больницами, школами и другими учреждениями. Я хочу поднять общий вопрос о взаимоопределении сущности человека и природы современных социальных институтов, которое характеризует наше мировоззрение и язык. В качестве основного примера и объекта рассмотрения я выбрал школу, поэтому здесь лишь косвенно затрагиваются другие бюрократические институты корпоративного государства: семья как потребитель, партия, армия, церковь, средства информации. Большинство ведущихся сейчас исследований о будущем защищает дальнейший рост институционализации ценностей, а мы должны определить условия, при которых происходило бы абсолютно противоположное. Нам необходимо исследовать возможности использования технологий для создания таких институтов, которые служили бы личному, творческому и независимому взаимодействию людей и возникновению ценностей, по самой своей сути не поддающихся технократическому контролю. Нам надо пересмотреть основы современной футурологии».
Движения альтернативной жизни, жизни ненасилия, самоорганизации и общности труда и собственности в Чехии XV–XVII вв., связанные с гусизмом, куда вливались еще средневековые движения вроде вальденсов и уже реформационные вроде анабаптистов, создали выдающуюся систему культуры. «Ученость» считалась этими движениями привилегией и орудием господствующих классов, что вело, однако, не к обскурантизму, а к созданию альтернативной, общедоступной, народной системы школ и типографий. Развивалась целая либертарно-эгалитарная педагогика: отрицание побоев, система охраны здоровья, гигиена, индивидуальный подход к ученикам, психологическое измерение образования и т. п. Этот опыт осмыслялся и систематизировался в творчестве Яна Амоса Коменского, епископа Церкви Чешских Братьев, образованной отчасти из таборитов (радикальных коммунистов-гуситов), отчасти из последователей Петра Хельчицкого (радикальных пацифистов-гуситов), отчасти из вальденсов (средневекового христиано-социалистического движения): современная педагогика родилась как обобщение опыта христианского пацифизма-коммунизма.
Коменский собственно создал «педагогику», науку об образовании, в частности — «классно-урочную систему» (групповые занятия учеников одного возраста в фиксированные промежутки времени) и т. д. и т. п. Эта педагогика, однако, есть лишь часть большой теологически-философской системы Коменского — не только великого педагога («Великая дидактика»), но теолога («Лабиринт света и рай сердца») и философа («Вселенский совет об исправлении человеческих дел»).
Три эссе выдающегося постъюнгианского психолога Джеймса Хиллмана: «Anima mundi: возвращение души в мир» (стр. 158–187 наст. изд.), «Мыслить сердцем» (стр. 192–246 наст. изд.), «О паранойе» (стр. 249–306 наст. изд.). Остальную часть книги составил коллективный сборник под редакцией Хиллмана «Встреча с богами», посвященный (пост)ъюнгианским толкованиям греческой мифологии.
«Anima mundi: возвращение души в мир» — текст, посвященный той деконструкции, что произвел Хиллман с психологией: от Юнга через Фрейда к романтикам, Шеллингу, Ренессансу, Фичино, алхимикам, Плотину, Платону, мифологии — психология как учение о «душе»: от (картезианского, модерного) эго-субъекта к Мировой Душе.
«Мыслить сердцем» — текст, посвященный другой важнейшей концепции Хиллмана: «мыслить сердцем» означает «мыслить образами», а мышление образами (воображение) есть верное определение психики как таковой: имагинация, а не дискурсия есть сущность психе.
«О паранойе» — текст, посвященный диагностике и возможным путям исцеления современного политического параноидального мышления. Параноидальность характеризует психику авторитарного, властного, насильственного, угнетающего, тиранического, милитаристского субъекта (как соответствующего индивида, так и соответствующего социума).
Сергей Хоружий — классик современных восточнохристианской теологии и философской антропологии. Главная его тема — антропология духовных практик, прежде всего — восточнохристианских (исихазма). На основе этой антропологии Хоружий создал новую «панпарадигму» социогуманитарных дискурсов, а в частности, и новый подход к социальным феноменам. Таким образом любой из социальных феноменов может и должен быть понят в рамках восточнохристианского дискурса. Именно такого рода работа проделывается Хоружим в монографии «Социум и синергия: колонизация интерфейса». Здесь разобраны следующие феномены, темы, проблемы: диагностика и управление антропологическими трендами, распознавание несомых ими рисков, экология и технологии, секулярность и постсекулярность, диалог конфессий и религий, судьбы общения в современности, соборность и демократия, виртуальные пространства, киборг- и мутант-тренды, постчеловеческие сценарии.
Продолжаем выкладывать собрание сочинений Чехова (тексты и их аудиоверсии):
— Пьесы 1878–1888: «Иванов», «Безотцовщина», «На большой дороге», «Лебединая песня (Калхас)», «Медведь», «Предложение».
— Пьесы 1889–1891: «Иванов» (драма), «Татьяна Репина», «Трагик поневоле», «Свадьба», «Леший», «Юбилей», «Ночь перед судом».
Выложили несколько записей выдающегося итальянского композитора, совместившего в своем творчестве черты Ренессанса и барокко:
— Сборник духовных произведений Клаудио Монтеверди.
— «Нравственный и духовный лес» — сборник религиозных гимнов, мотетов, месс, псалмов, мадригалов Монтеверди, вышедший в Венеции 1641 году, суммирующий труды композитора за тридцать лет службы капельмейстером базилики Святого Марка.
Прямой эфир с иеромонахом Иоанном (Гуайтой), клириком храма Космы и Дамиана в Шубине в Москве. Историком, исследователем восточного христианства и писателем.
«Времена не выбирают… — сказал поэт Александр Кушнер. — В них живут и умирают». За последние 35 лет времена в России менялись не раз,и не два. А вместе с ними меняемся и мы.
Какими мы были, какими стали. Верующие и неверующие, священники и прихожане, неважно. От чего мы ушли и к чему пришли? И не ходим ли мы по кругу? Можем ли назвать себя наследниками таких отцов, как Александр Мень и Георгий Чистяков? Достойны ли мы их памяти?
Говорим о времени как о данности с иеромонахом Иоанном (Гуайтой).
Отец Иоанн приехал в Россию в далеком 85-м. Он был свидетелем всех трансформаций, через которые прошла наша страна. В том числе и в духовном плане. Но он всегда был и остается европейцем. И его любящий взгляд никогда не теряет объективности. А это сейчас особенно важно.
Ведет эфир журналист Ольга Лебединская.