Продолжаем подводить итоги года: что смотрели/слушали/читали пользователи «Предания.ру» в 2022 году? В этом выпуске выясним, какие фильмы на «Предании.ру» вы больше всего смотрели в прошлом году.
12. Библия (2013)
Десятисерийный мини-сериал по библейским событиям. Масштабные съемки в духе современных исторических фильмов — критики фильм поругивали, но зрители, кажется, полюбили. От сотворения мира до Пасхи: 5 серий — сюжеты Ветхого Завета, 5 серий — сюжеты Нового Завета.
11. Исход: Цари и боги (2015)
Современная экранизация истории Моисея и освобождения Израиля от египетского рабства. Режиссер — выдающийся кинематографист Ридли Скотт. Жанр: смесь экшена с мистическим триллером, внешне вполне голливудская история, внутренне же — нетривиальная попытка показать общение пророка и Бога, освобождение «слабых», «сирых» рабов «под руководством» Бога от «сильных», «блестящих» угнетателей с их язычеством. Но истинная сила на стороне Бога, на стороне восставших рабов.
10. Излечить страх (2013)
Обыкновенная святость. Биографическая картина о нашем замечательном соотечественнике святителе-хирурге Луке (Войно-Ясенецком). Картина о таком выдающемся ученом и богослове, с богатой на события жизнью, могла бы быть снята ярче и интереснее. Но если учесть, что это пока единственный художественный фильм подобного плана (увы, мы не увидим на широком экране ни биографию доктора Гааза, ни одного из двух однофамильцев Боткиных), то он, безусловно, стоит просмотра. [Использован текст К. Гриньковой]
9. Призрачная красота (2016)
Говард — работник рекламного агентства. Он даже говорит слоганами со своими подчиненными. Но маска морализатора не может держаться долго, на смену ей приходит глубочайшая депрессия. Друзья/коллеги понимают, что состояние начальника может угрожать всему делу, а главное, их карьере, и решаются на предательский шаг — выставить Говарда сумасшедшим. Драма? — автор сценария готовит к концу фильма столько удивительных метаморфоз и сюрпризов, что у зрителя по спине невольно пробегает холодок… «Неужели все наоборот?» — наверняка подумает он, досмотрев фильм до конца. А конец там действительно светлый. [Использован текст А. Храмовой]
8. Мы купили зоопарк (2011)
Трогательный семейный фильм. С тех пор как не стало любимой жены, жизнь Бена Ми потеряла радость. Герой и решает снять жилье совсем в другом месте и начать жизнь с детьми с чистого листа. Все бы ничего, но единственный понравившийся и подходящий по цене дом продается с обременением в виде заброшенного зоопарка с дикими зверями. И верными сотрудниками-энтузиастами. Семье придется пройти через ссоры и слезы, чтобы услышать друг друга и признать: они горюют и нуждаются во взаимном уважении и поддержке, чтобы идти дальше. К счастью, все оказывается не напрасно. [Использован текст А. Храмовой]
7. Приключения Электроника (1980)
Легендарный, культовый, классический детский фильм, который можно рассматривать как пособие по православной антропологии. Вопрос робота в человеческом обличье: «Как стать человеком?» — в контексте фильма понимается как вопрос: как стать настоящим человеком? Ведь и Сыроежкин в конце концов просит Электроника больше не заменять его, объясняя, что ему, Сыроежкину, самому сначала надо стать человеком. То есть человеку надо стать Человеком с большой буквы. И дело не в росте или возрасте, а в духовной зрелости. Приблизительно об этом писал и апостол Павел (Еф 4:13). [Использован текст В. Заровняева]
6. Прислуга (2011)
В этом фильме вас кроме великолепного актерского ансамбля наверняка удивят две вещи. Насколько «не как к человеку» относились на американском Юге 60-х к черной прислуге и сколько усилий надо было приложить даже и белой девушке после университета, чтобы стать кем-то, помимо жены и мамы. Минни — самая лучшая стряпуха в городе, а еще она самая дерзкая служанка, острый язык которой уже не раз сослужил ей плохую службу. Ее и белую девушку Скитер (Эмма Стоун), мечтающую стать журналисткой, объединяет одно — обостренное чувство справедливости и желание хоть как-то изменить порядок вещей. Основой для персонажа Минни в одноименном романе Кэтрин Стокетт, по которому снят фильм, послужила Октавия Спенсер, темнокожая актриса, которая была другом детства писательницы и потом сыграла в фильме «саму себя». [Использован этот текст]
5. Остров (2006)
История человека, длящаяся от преступления к покаянию, несомненно, является основной темой русской классики, вариации на которую являются неким беспроигрышным и одновременно довольно рискованным ходом, который и совершает фильм Павла Лунгина «Остров» (2006). Он принимает ту ответственность перед традицией, которая устами Достоевского и Толстого задавалась вопросами о внутренних мотивах, приводящих человека к Богу, о раскаянии за вину как основе всякой религии, об истинной вере, которая мало что общего имеет с соблюдением церковных ритуалов, и сполна оправдывает эти ожидания. Совершающий чудеса старец, юродивый, который «книг ученых не читал» и посылает на дощатом кораблике «прошение Царю Небесному», — вполне созвучен героям классической литературы. [Использован текст Д. Ольшанского]
4. Мальчик в полосатой пижаме (2008)
Восьмилетний Бруно, сын нацистского чиновника, подружился с мальчиком из концлагеря. «Мальчик в полосатой пижаме» взял приз как «Лучший европейский фильм» на церемонии вручения кинопремии «Гойя» в 2009 г. Был первым по популярности на портале «Предание.ру» в 2021 году.
3. Страсти Христовы (2004)
Нашумевший фильм Мела Гибсона, экранизация — весьма натуралистичная — последних часов жизни Иисуса Христа (от Гефсимании до Воскресения). Многим и многим людям фильм полюбился. Гибсон говорил о своем фильме: «Это фильм о любви, надежде, вере и прощении. Он [Иисус] умер для всего человечества, пострадал за нас всех. Настало время вернуться к этому основному посланию. Мир сошел с ума. Мы все могли бы чувствовать немного больше любви, веры, надежды и прощения».
2. Гордость и предубеждение (1995)
Британский 6-серийный сериал. Одна из лучших экранизаций романа Джейн Остин, оцененная критиками, любимая зрителями. Классическая экранизация классического романа, притом, вопреки обывательскому мнению, романа не «женского» (в плохом смысле), а, например в том числе, крайне любимого философами. Райл и Макинтайр считали Остин великим моральным философом, или вот Жижек пишет: «В «Гордости и предубеждении» мы находим идеальный пример диалектики истины, проистекающей из неузнавания. Гордецу Дарси любовь к Элизабет кажется недостойным чувством; прося у нее руки, он откровенно признается, что презирает ее круг, но вместе с тем ожидает, что она сочтет его предложение неслыханной честью. Однако предубеждение заставляет Элизабет видеть в нем надменного и беззастенчивого эгоиста: его высокомерное предложение кажется ей унизительным, и она отказывает ему».
1. Один дома (1990)
И на первом месте — фильм (здесь мы размещаем обе части), который совершенно не нуждается в представлении: классическое комедийное семейное рождественское кино.