Обращение главы фонда «Предание» Владимира Берхина:
Дорогие друзья.
Началась война. Или перешла в новую стадию, есть разные мнения.
И я, возможно, первый раз в жизни, не знаю, что делать и что говорить.
В коллективе фонда «Предание» есть люди с Донбасса, люди с Украины, люди из России.
И над нами всеми есть Господь, Которого я не понимаю. Совсем.
Но если есть что-то, что мы можем сделать, то эти три вещи.
Первая — мы можем не перессориться между собой. Не обвинять друг друга в безумии политиков, не искать виноватых среди тех, рядом с кем работаем и общаемся.
Вторая — это не терять головы, не впадать в ненависть или в панику. Заботиться о ближних, продолжать работу. Наверняка она как-то перестроится в связи с войной, но работать мы не перестанем. Страданий в мире в результате всего этого станет не меньше, а больше. И работы нам хватит.
И третья — мы можем молиться о мире. Возможно, раньше мы делали это недостаточно усердно.
И да, я буду молчать о том, кого и почему считаю причиной этой войны. Просто потому, что отвечаю за фонд, отвечаю за наш коллектив, отвечаю перед нашими подопечными. Которые вообще ни в чем не виноваты, и среди которых есть люди с паспортами самых разных стран.
Простите меня те, кто считает, что я должен быть на их стороне.
Все годы конфликта мы помогали людям как могли. И мы никогда не поддерживали войну, ни одну из сторон.
И я надеюсь, что сможем и дальше — сколько даст нам времени и возможности Бог. Которого я не понимаю, но на Которого я пытаюсь надеяться.
Больше все равно не на кого.
«Смысл выражения «взявшие меч мечом погибнут»
Протоиерей Димитрий Сизоненко: когда вы применяете насилие, оно как будто вырывается на свободу и неизбежно обернется против вас. Поэтому, прежде чем спустить курок насилия, нужно хорошенько подумать, а желательно услышать это предупреждение Бога: «взявшие меч мечом погибнут».
«Христианство и международный мир» — небольшая книга юриста-международника, дипломата и историка Михаила Таубе, показывающая, что идеи международного мира, прекращения войн впервые зародились в христианстве. Война просто-напросто понималась как грех, и, следовательно, христианам запрещено в ней участвовать: эта мысль была банльной, само собой разумеющейся в первые века истории Церкви. Автор, в частности, пишет:
«Христианская община первых веков нашей эры — почти до самого V в. по Р. Хр. — еще совершенно ясно и прямо признавала, устами самых видных и авторитетных своих руководителей, великих отцов и учителей Церкви, что христианам запрещено всякое убийство себе подобных, даже на войне, участие в которой не совместно с обязанностями последователя Христа».
«Логическим последствием [раннехристианских] воззрений на войну должно было явиться и отрицательное отношение к военной службе вообще. И действительно, вот какие основные положения по этому вопросу можно, как кажется, вывести из всей совокупности сведений об этических представлениях христианского общества первых веков:
Христианам — как „верным”, так и „оглашенным” — безусловно запрещено поступать на военную службу, под страхом отлучения от Церкви».
«Одумайтесь!», «Христианство и патриотизм», «Патриотизм и правительство» — три классические антивоенные статьи Льва Толстого. Толстого, конечно, вряд ли можно назвать великим мыслителем; он — великий писатель, великая личность, великая душа (если так можно выразиться), тем и сильны его статьи. Толстой просто описывает вот это: толпы людей по приказу каких-то других людей идут и убивают себе подобных — что это, зачем это, как это возможно? Он просто напоминает: разница войны от убийства — лишь в размере; он просто напоминает: христианство есть религия любви, кротости, мира. Это просто, это ясно как ясен сам свет: тем страшнее, что такие простейшие, «детские» истины казались «подрывными». Толстой пишет:
«Опять война. Опять никому не нужные, ничем не вызванные страдания, опять ложь, опять всеобщее одурение, озверение людей.
Люди, десятками тысяч верст отделённые друг от друга, сотни тысяч таких людей: христиане, исповедующие закон братства и любви, как дикие звери, на суше и на море ищут друг друга, чтобы убить, замучить, искалечить самым жестоким образом.
Что же это такое? Во сне это или наяву? Совершается что-то такое, чего не должно, не может быть, — хочется верить, что это сон, и проснуться.
Но нет, это не сон, а ужасная действительность».
Два цикла мини-роликов
Идут подготовительные недели Великого поста: времени покаяния, сокрушения, смирения, прощения. Выкладываем прошлогодний великопостный цикл и цикл, записанный к прошедшему Рождественскому посту.
«Шесть воскресений для Бога» — цикл роликов протоиерея Димитрия Сизоненко, где он комментирует евангельские чтения великопостных воскресений.
«Книга встреч и надежды: Откровение Иоанна Богослова» — цикл Владимира Стрелова, ректора библейского колледжа «Наследие». Почему мы читаем Книгу Откровения в Рождественский пост? Потому что это книга встречи. Встречи не ветхозаветной, а новозаветной — которая поможет нашей личной встрече с Господом.
Почему Книга Откровения Иоанна Богослова для нас вообще сегодня актуальна?
Кто-то говорит: «Ну, это все было про I век, и вообще читать ее довольно сложно». Но давайте поразмышляем над теми обстоятельствами, во время которых эта книга была написана.
Это время, примерно 90-е годы I столетия, — время гонений, время страданий христиан. Мы сегодня пока не переживаем таких гонений, как были во времена императора Домициана, но кто знает, как развернется история. Еще век назад никто не подозревал, что может случиться то, что случилось в советское время с Церковью и с верующими, а страданий у нас сегодня тоже достаточно. И многие спрашивают: «А ковид, например, — это не такая кара Божья, которая описана в том числе в Апокалипсисе?»
Точно так же, как тогда, люди сегодня испытывают сомнения в вере, и тогда Господь не приходит. Где же Он, где обещанное Царство? И сегодня тоже многие могут задаваться такими вопросами и искать для себя ответов и рецептов по улучшению своей жизни где-то в других местах, а не в Священном Писании и не у Бога.
Аудиокнига
Портал «Предание» создал (с вашей помощью, спасибо!) новую аудиокнигу:
«Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве» — сборник работ св. Михаила Новоселова о Православии, католичестве и протестантстве. Книга «Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве» составлена из отдельных выпусков «Религиозно-философской библиотеки», вышедшей в 39 выпусках и издаваемой М. А. Новоселовым с 1902 по 1917 г.
Новоселов разбирает основные догматические различия трех конфессий, особенно акцентируя внимание на вопросах спасения и искупления. Анализирует типы мистического опыта в православии, католичестве и протестантстве. Этот разный опыт предопределил и разницу догматик.
Лекции
«Искусственный интеллект: от Бога или от лукавого?»
Родион Юрьев
Посмотрим на современные достижения в области ИИ изнутри: что лежит в основе и кому это доступно? Можно ли «запретить» ИИ?
«Дом Хлеба небесного и Сад Господень. От Рождества Христова к Богоявлению»
Иван Крутенко расскажет про древнюю историю города Вифлеема, в котором родился Хлеб Небесный — Христос. А также коснется истории реки Иордан, долина которой названа в Священном Писании «Сад Господень».
«Высокая комедия Мольера» Марина Михайлова
Человек своего времени, любимый комедиограф Людовика XIV, друг Лафонтена и Буало, он был одним гениев, создавших блеск двора Короля-Солнца. При этом его театр и его жизнь невероятно современны и сегодня.
«Приключения Чарлза Доджсона в Стране Чудес: Льюис Кэрролл и его знаменитая сказка»
Марина Михайлова
«Алиса в Стране чудес» — одна из самых знаменитых и любимых маленькими читателями книг в детской литературе. Вместе с тем Кэрролл считается основателем литературы абсурда.
«Богослужение древнего Милана: место встречи Востока и Запада»
Иерей Вячеслав Завальный
Богослужебные особенности предрождественского времени в традиции восточного и западного христианства. Мы говорим о древних литургиях, подробнее остановившись на богослужебной традиции Милана, или древнего Медиоланума.
«Крещение Иисуса Христа и крещение в моей жизни». Протоиерей Димитрий Сизоненко
Протоиерей Димитрий Сизоненко
Для чего было креститься Иисусу? И что значит крещение в моей жизни? Что значит Крещение лично для меня? С чего начинается христианская жизнь? Что для христианина означает погружение в воду? Что крещение меняет в нашей жизни?
«Ярлыки и роли. Семья в условиях изоляции»
Екатерина Карачковская
Большинство родителей стремятся дать своему ребенку все самое лучшее, показать свою любовь и принятие, проявить заботу и щедрость. Это жизненно необходимо для ребенка. Но точно так же необходимо обозначать границы ответственности.
Статьи
«Теоэстетика: красота как призыв»
Александр Филоненко: по-гречески «красота» и «призыв» — это слова одного корня. То есть красота — это такой призыв, отвечая на который я проживаю свою жизнь как настоящую.
«Почему нам необходимы гендерные праздники»
Денис Собур: феминистический дискурс предлагает женщинам приобретать мужские качества. Женщины выступают против избыточной домашней нагрузки. Вот только если оба супруга строят карьеру, кто будет заниматься детьми?
«220 лет Виктору Гюго: советуем пять романов и два памфлета»
Владимир Шалларь: Гюго — один из тех, кто определил лицо Запада, одна из вершин христианской культуры. Его творчество с редкой ясностью, прозрачностью, цельностью и монументальностью передает христианский взгляд на мир.
«Семь стихотворений Георгия Адамовича»
21 февраля — 50 лет со дня смерти Георгия Адамовича, великолепного поэта, создателя «парижской ноты»: поэзии крайне простой, «голой», отказавшейся от образов, «украшений, виньеток, картинок»: торжество поэзии, понятой как высказывание простого чуда бытия.
Проповедь, сказанная архимандритом Кириллом (Павловым) в 1961 году, остается удивительно актуальной без всяких скидок на аудиторию и эпоху. Приводим ее текст.
«Смысл выражения «кто не со мною, тот против меня»
Протоиерей Димитрий Сизоненко: имеет смысл задуматься о том, чтобы не создавать слишком карикатурный образ новозаветного Бога, такого слащавого, «всемилостивого», потому что в Его Любви есть огонь, есть страсть — спасительная страсть.
«Принуждение в учебе: как родителю себя простить»
Полина Осокина: цена успехов вундеркиндов — потерянное детство. Но кажется, что это касается только вундеркиндов, а на «просто детей» распространяться не должно. Однако так ли это?
Иерей Алексий Волчков: о том, как идея жертвоприношения Первенца приобрела христологическое, вселенское звучание, рассказывает кандидат теологии священник Алексий Волчков.
«Константин: смерть Рима и рождение Европы»
Диакон Андрей Белоус: 1750 лет со дня рождения императора Константина — это еще одна дата, мимо которой может пройти современный мир, не понимая, чем ему обязан. Ведь мы часто представляем себе совсем не ту Римскую империю, какой она была на самом деле.
Музыка
Два альбома духовной музыки Антонио Вивальди: